Дева Мария
В часовне в Афинах, соборах, столицах:
Риме, Монако; на Родосе тоже
С маленьким сыном. Ах, дай ему, Боже!
Дева Мария… Ещё молодая…
Такая земная… Ещё не святая…
Держит младенца, глядит прямо в душу…
Ах, дай же им, Боже, на море и суше!
Дева Мария над сыном склонилась.
Страсть не изведав, она не влюбилась
В странника, рыцаря иль короля…
Дай же ей, Боже! Землянам – Земля!
Дева Мария терпела, страдала,
Над телом Христа, распростершись, рыдала.
Годы скитаний и бедствий... забвения...
Воздал Ты ей, Боже, за кротость, лишения:
Царицей Небесной ей выпало стать –
Теперь Человечеству, Дева, Ты - Мать.
И внемлешь нам, грешным, в Эфесе и Канне,
Мы просим о счастье и даже о манне,
Мы молим о детях: Ты - мать, Ты - поймешь!
К себе в час последний, простивши, возьмешь.
Но это – потом. А сейчас дай нам, Дева,
Любви самой верной Адама и Евы,
Чтоб быть с самым лучшим…
единственным… самым…
Одним на планете
как Ева с Адамом.
21-26.09.02.
Средиземное море.
Свидетельство о публикации №104012100050
В ходе анализа текста отмечено следующее.
«Дева Мария – (тире) на Мальте и в Ницце…
В часовне в Афинах, в соборе в столице:»
(четыре подряд существительных в одном падеже, с повторяющимся предлогом. Можно:
В часовне Афин и в соборе столичном.)
«Риме, Монако; на Родосе тоже
С маленьким сыном. Ах, дай ему, Боже!»
(Ах, дай ему, Боже! Что имеется ввиду? Он ему Дал!!! Сын Божий! Этот рефрен почти везде в смысловом плане страдает. Его можно переделать.)
«Дева Мария… Еще молодая…
Такая земная… ещё не святая…»
(Если оставлять так, то можно поменять местами –логичнее. Еще не святая… Такая земная! Но, если учесть, что это тавтология, то можно подумать над другими вариантами)
«Держит младенца, глядит прямо в душу…
Ах, дай же им, Боже, на море и суше!»
(Уже писала…)
«Дева Мария над сыном склонилась.
Страсти не ведав, она не влюбилась
В странника, рыцаря иль короля…
Дай же ей, Боже! Землянам – Земля!»
(Лучше: страсть, не изведав… В этой строфе спорно содержание: влюбилась по отношению к Богородице – фривольно. Так и не полюбила, или не испытала любви. Что в данном случае ей, «склонившейся над сыном» желается? Влюбиться? В своего мужа? Или, при живом муже, – в «странника, рыцаря иль короля»?)
«Дева Мария терпела, страдала,»
(Поменять глаголы местами, будет логичнее, или: терпела, страдая.)
«Над телом Христа, распростершись, рыдала.»
(«тяжёлое» слово, -шись, вш и т.п. не желательны.)
Годы скитаний и бедствий, забвения…
(На слух два последних слова сливаются. Лучше: Годы скитаний и бедствий… Забвение… Но это по форме. А по содержанию: разве, - забвение? Тем более, что дальше идёт констатация о «воздаянии»)
«Воздал Ты ей, Боже, за кротость, лишения:»
Царицей Небесной ей выпало стать - »
(Выпало стать – звучит не очень, два глагола. Можно: выпала доля. Повторяется «Ей»)
Теперь Человечеству, Дева, Ты - Мать.( тире)
«И внемлешь нам, грешным, в Эфесе и Канне,
Мы просим о счастье и даже о манне,
Мы молим о детях: Ты ж мать, Ты поймешь!» («ж» не нужно. Просто: Ты – Мать»
«К себе в час последний, простивши, возьмешь.»
(Прощая – лучше. И, - «к себе»? Этим занимается Отец. )
«Но это – потом. А сейчас дай нам, Дева,
Любви самой верной, (подразумевается, как у) Адамы (а) и Евы,
Чтоб быть с самым лучшим…(неудобоваримое: бб, сс, Возможные варианты: мне быть с милым, лучшим; быть женщине(нам) с лучшим. Но это, как вариант «быстрой» правки) единственным… самым…
Одним на планете, как Ева с Адамом.»
Подводя итог, следует отметить:
1.Образный мир стихотворения рядовой.
2Содержани: Дева Мария, являясь Царицей небесной, имеет возможность помогать людям, об этом и просит лирический герой.
3.Всё это определяет его жанровую принадлежность, - религиозное.
Творческих успехов.
Валентина Данькова 22.01.2004 11:17 Заявить о нарушении
Видение и ПРОЧТЕНИЕ у каждого - своё, в силу ОТНОШЕНИЯ к конкретному существу, объекту и к миру в целом.Так и должно быть.
Моё отличается от того, каким увиделось Вам, как читателю.
И вот почему: к религиозным можно причислить произведение
только тогда, когда оно по существу несет своей задачей и целью приобщение к миру религиозных восприятий и их почитание, воспевание, приобщение.
Данное же произведение таковым не является, хотя и имеет концовку обращения к Деве Марии и упование на Ее покровительство - ну НАДЕЯТЬСЯ-то надо! И ЕСЛИ реальный мир не дарует такой безоговорочной любви, надо оставить лучик,
соломинку, каковым и является ВОЗМОЖНАЯ благосклонность Царицы Небесной.
Только ведь когда Она ("такая земная.. еще не святая..)держала на руках Младенца, заботливо склонившись над Ним, Она не ведала тогда (это теперь мы знаем, через 2 тысячи лет), ЧТО с ними произойдет, и, как все, хотела счастья себе и Младенцу (Ах, дай ему, Боже!... Ах, дай же им, Боже,на море и суше!... Дай же ей, Боже!). ЕЙ, ТОЙ, молодой
женщине, назначение которой - ЛЮБИТЬ и быть любимой, и чего ей было не дано.
У Нее на руках Младенец. Она склонилась над Ним.А ПОЯВЛЕНИЕ Его на свет НЕ явилось СЛЕДСТВИЕМ её вспыхнувшей (за 9 мес.ДО того, конкретизируем) любви к страннику, рыцарю или королю - это рассуждение об отсутствии любви РАНЕЕ, и естественно, как живому человеку, ей, живой, еще НЕ Царице небесной, сочувствие и сопереживание и желание лучшей доли.
Ей, той, в тот момент, когда Младенец на руках, которая ещё не стала матерью Человечеству (отвлекусь: Елена Санаева, бесконечно любившая Р.Быкова,
будучи сейчас в достаточно зрелом возрасте и посвящая ВСЮ себя делам по (не подберу слова, а звучит черезчур высокопарно, но другого не подберу) увековечиванию его памяти, но считая состояние ЛЮБВИ единственным способом существования, обращается :"Господи, пошли мне любовь!",-
поскольку иначе существование - пусто) НЕОБХОДИМА любовь,
она - живое существо, и это - противоестественно: прожить жизнь, не испытав ЛЮБВИ к мужчине. Ах, дай же ей, Боже, ей, ЖЕНЩИНЕ, это единственное, ради чего стоит жить!
Далее, уже с течением времени,много чего выпало в жизни (терпела, страдала... рыдала...) И были годы скитаний, бедствий и ЗАБВЕНИЯ. Почитание, ("воздал ты ей, Боже"..)пришло позже - уже не к ней, земной, а позже, именно "ДАЛЬШЕ" идет констатация о ВОЗДАЯНИИ- да, так, последовательно.
В Турции (Кушадасы), недалеко от Эфеса, на горе, стоит каменная часовенка, где, по преданию, доживала она последние годы своей жизни, полные лишений. Поклониться Ей приезжают туда со всего света. И каждый пьет из святого источника, загалдывает желания (именно "загадывает", т.к. на саму молитву мало походит действо, когда бесконечная, в несколько рядов очередь, наступая, движется К часовне, ВНУТРИ нее, ИЗ нее, От нее, К источнику и т.д. Обращение требует уединения. А это:"... А сейчас дай нам, Дева, любви самой верной Адама и Евы,"- скорее, самовнушение, в котором и выражается для нас , сегодняшних формула"землянам- Земля",
и разграничение с тем, что будет "потом".
Поэтому , к сожалению, никак не отнесёшь стихотворение к РЕЛИГИОЗНЫМ, т.к. оно- почти что бунт против судьбы, которая выпала на долю реальной женщины, у которой в РЕАЛЬНОЙ жизни (она же не знала, что ей доведется жить вечно, но потом) были ТОЛЬКО страдания, в т.ч. от невосоплнимой утраты - смерти Сына.
Сложно это всё, конечно, и идёт через призму собственного восприятия.
А начало и вообще перечисление мест идет потому, что во всех указанных географических пунктах я обязательно посещала (это было подряд, каждый день или через день-два)
соборы, храмы, часовни, в которых везде с икон или в скульптуре являлась Дева Мария. Её облик, то, КАК она ЖИВЁТ в них, проникает в сознание и побуждает осмысливать положение вещей в силу отношения к церкви.
А в "Ты Ж мать..." именно в этом "Ж" НАБОЛЕВШЕЕ - ну должен же кто-то понять и помочь СЕЙЧАС, реально, в тех испытаниях, которые выпадают нам, и далеко не всегда ПРИХОДИТ помощь.
Вот так чувствовалось при написании.
Спасибо Вам огромное за Ваш труд.
А после посещения Мальты ( и опять же в силу не БЕЗОГОВОРОЧНОЙ веры - а ведь ВЕРА должна быть безоговорочной: просто верю, а не рассуждаю,не анализирую- вера предполагает ПРИНЯТИЕ как догмы, а не проверки каждого слова и дела) жестокость во имя веры и неприятие этого послужила пободом к написанию следующего стихотворения:
http://www.stihi.ru/2003/04/01-705
Правильно Вы сказали: и отношение меняется, и (добавлю) мы,
поэтому порой РАЗНОЕ получается: от услышанного, от увиденного.
Извиние, за столь пространное общение.
Мне Ваше показалось интересным.
С уважением и благодарностью,
Зоя
Зоя Журбенко 23.01.2004 00:06 Заявить о нарушении
И мне приятна Ваша реакция. Интересны рассуждения. Я не собираюсь ни в коем случае настаивать на своём. Это дело, право и желание автора.
Одно мне хотелось бы заметить. Мария была фанатично религиозна. Об этом даны сведения в Писании. Она не могла не знать Ветхого Завета и его содержания, особенно в той части, где речь идёт о мессии. Поэтому знала, на что шла сама и что предстоит её сыну. Ведь история их жизни - это сценарий Ветхого Завета. Я об этом хотела написать раньше, но соображения благоразумия(могла развязаться дискуссия с моими искренне верующими читателями) остановили меня. Вам же я считаю возможным указать на это. Именно с этих позиций трактую я её образ в своём стихотворении, которое Вы читали. И показываю её как земную женщину.
Спасибо. Всего Вам доброго.
Валентина Данькова 23.01.2004 13:02 Заявить о нарушении
Замысел часто не удаётся воплотить так, как хочется... Отсюда и разночтение. Творческих удач.
Валентина Данькова 23.01.2004 13:13 Заявить о нарушении