Русская хайку на склоне осени Многострочные размышления о поэзии
«Слова нужны для того, чтобы поймать мысль. Когда мысль поймана, про слова забывают»- учил китайский философ Чжуан Цзы. По-моему, настоящая хайку ловит смысл, откровение, сатори; ловит в слове, выражая внесловесное. Это звучание на вне- или дословесном уровне представляется мне принципиально важным, даже, можно сказать, основополагающим. Хайку проясняет изначальную ясность мира, вводя нас, читателей, в орбиту этой самой ясности и заставляя «вспыхнуть», то есть забыть себя. Это – основной принцип хайку, вполне доступный пониманию в контексте нашей культурной традиции. Формально же хайку представляет из себя три нерифмованные строки с соответственно 5, 7 и 5 слогами - каноническая формула, которой следуют или не следуют отечественные хайдзины. Стоит ли считать количество слогов в написанном, думаю, каждому подскажет его собственное сатори. Желающим же получить информацию о японской культуре и найти друзей-единомышленников в этой сфере, искренне рекомендую сайт Аромат Востока уважаемого Графа Мура - http://www.graf-mur.holm.ru/index.htm .
А теперь, думаю, время перейти к непосредственному обзору творчества наших почтенных авторов. В ноябрьских хайку на стихи.ру отразилась противоречивость этого месяца, когда осень вроде бы уже прошла, а зимы еще нет. Эту «запутанность во времени» хорошо «поймал» Алексей Вайман (http://www.stihi.ru/2003/11/16-163 )
На зимнем окне
Лежит большой апельсин –
Осколок лета.
Казалось бы, все так просто, но «апельсин» почему-то западает в душу, да еще и на «зимнем окне», да еще и в качестве «осколка лета». Удачно разворачивается веер ассоциаций, и в результате трехстишие звучит...
Очень ноябрьским показалось мне и хайку Nata-Z из цикла «Зимний дзен»( http://www.stihi.ru/2003/11/22-1391 )
снежный ветер
врывается в форточку
дождь на бумаге
Здесь автору удалось воедино связать снег, дождь, ветер и себя, «пишущего». Поэтому получился по-настоящему «ноябрьский» экзистенциальный перекресток.
На иной подход к ноябрю, со цемящей ностальгией и осенней просветленностью указывает нам Тайша (http://www.stihi.ru/2003/11/19-891 )
по пояс
в тенях деревьв -
осенний закат
лишь на нижних ветках
у клена над детской площадкой
остались листочки
Что-то утрачено, но не навсегда, а лишь на время, и это самое время наполняет нас грустью, шуршащей как сухие листья, поразившие в ноябре 2003 года tim (http://www.stihi.ru/2003/11/13-381 )
* * *
сухие листья...
ломка ваша красота
почти как память
Но не одним ноябрем жива ноябрьская хайку на стихи.ру. Помнится Борис Пастернак говорил о том, что истинный художник находится «у времени в плену». Попыткой вырваться из этого плена представляются мне прозрачные «Очень короткие песни» Plus (http://www.stihi.ru/2003/11/01-777
http://www.stihi.ru/2003/11/13-1717 )
153
в сумерках синих
в пыль превратился песок
в песочных часах
156
осенний поток
несет меж двух берегов
иголку сосны
158
ночь пролетела
тело сковано снами
с нами ли это
Очень красиво, поэтому комментарии излишни. Причем красота эта загадочная, и, в то же время, отточенная, филигранная, вызывающая в памяти мастерство ювелира. Красота, которая вполне может разбудить горы, как в хайку Сатья (http://www.stihi.ru/2003/11/24-868 )
Разбудил горы
Стук камушка о бамбук.
Слива созрела.
или, вслед за В.В.( http://www.stihi.ru/2003/11/06-385 ) заставить воскликнуть:
как же красива
в ярко-желтом наряде
дикая груша...
В классической японской поэзии неизменно присутствует описание красот луны. Поэтому, наши хайдзины не были бы хайцзинами, если бы не отдали ей свою поэтическую дань. Удачная японская стилизация этой самой «дани» получилась у Камчатки (http://www.stihi.ru/2003/11/13-44 )
полнолуние
вместо песочных часов
саке
А вот Лене Талаевой (http://www.stihi.ru/2003/11/20-336 ) удалось запечатлеть японский лунный пейзаж, причем как то графически, будто взмахом кисточки с тушью. Значит, можно «рисовать словами»?..
невидящим взглядом
озирает окрестность
луна
Магическую же силу луны и ее власть над нами хорошо прочувствовала Тайша (http://www.stihi.ru/2003/11/19-891 )
утренний месяц
даже жаль в землю сажать
луковички тюльпанов
Здесь «живет» оппозиция «свет-тьма», «ночь-день», «земля-небо», которая преодолевается будущим цветком в извечном противоборстве солярного и хтонического...
Если Вы читали японских поэтов, то наверное отметили выраженный, или, говоря академическим европейским языком, феноменологический интерес к разнообразным вещам и предметам. В этой связи удачными я бы назвал хайку «Ночь» Лагарты (http://www.stihi.ru/2003/11/13-1471 )
недоеден ужин
желтые крошки
на черном бархате
«Теплей не бывает» Zhi (http://www.stihi.ru/2003/11/03-1501 )
Теплей не бывает -
С деревянной ручкой
Глиняный чайник
и «На самом интересном месте» Лены Талаевой (http://www.stihi.ru/2003/11/14-841 )
касания губ
еще не испробовший...
свисток паровоза
В последнем хайку мы видим интересный синтез иронии и феноменологии. Гуссерль бы это оценил! Продолжая тему «иронии в три строки», хотелось бы отметить работы Civil Disorder-a(http://www.stihi.ru/2003/11/12-410 ). Например, на вечно злободневную тему войны и мира:
Один взмах меча
Рубит кусок колбасы.
Зачем нам война?
Хотя, как учил Гераклит, война – отец всему, и без нее ну никак нельзя...
Из поэтических новаций, представленных в ноябре, советую обратить внимание на идею «цепочки хайку», предложенную Сандерсом Алексом.( http://www.stihi.ru/2003/11/01-719 )
ОСЕННЯЯ
Рыжая осень.
Слёзы текут по щекам
Птиц перелетных*
Чувствую острую боль
Здесь, на чужбине*
Реки на запад текут.
Думы о доме*
Только и греют меня.
Ночью осенней*
Листья сгорают в кострах
Нашей печали*
Ты не поймешь никогда,
Рыжая осень.
* - строчка произносится дважды
Интересно получается, правда? Очень живую картинку, которая «не вместилась» в три строки, удалось увидеть В2(http://www.stihi.ru/cgi-bin/authors.pl?author=rageagainst )
нерж.
надпись на ноже
блестит в лучах заката
…....авеющая сталь» - уносится вперед
Обратите внимание – хайку от нарушения размера совсем не пострадала! Что поделаешь – «сатори»...
Над тем, как пишется хайку, завесу тайны попытались в ноябре приоткрыть Алла Мутелика (http://www.stihi.ru/2003/11/05-775 )
Чистый лист
хайки чайками
в танец по белой глади
через секунду
и В.В.( http://www.stihi.ru/2003/11/20-413 )
строка за строкой.
брошеные на листы
уходят мысли...
Вообще же отношение хайцзина к написанному – это тема для отдельного разговора, который, возможно, состоится. Пока же, памятуя о сходстве текста и зеркала, поверим Лагарте (http://www.stihi.ru/2003/11/13-1460 ):
в зеркале
она такая же
лишь сердце справа
Частью этого разговора видится мне статья об эмоциях в хайку, написанная в ноябре Младеном Пулеком
http://www.stihi.ru/2003/11/05-964
В общем, в ноябре было много всего и разного. Однако, как метко заметил Civil Disorder в «Пятничном хокку»( http://www.stihi.ru/2003/11/21-438 )
Дружно плясали
Мы и веселились, но
Кончилась водка...
«Или саке,»- добавлю от себя. Или ноябрь. Или осень. Японская...
Декабрь 2003 г.
Свидетельство о публикации №104012000068
все-таки хорошо, когда кто-нибудь пишет такие обзоры время от времени, запечатлевая момент
Младен Пулек 22.02.2004 01:52 Заявить о нарушении
По стопам "старших товарищей";) в критику изти как то легче... :)
Удачи,
К.Сергеев 22.02.2004 02:27 Заявить о нарушении
К.Сергеев 22.02.2004 02:29 Заявить о нарушении
да, критика считается более приземленным жанром, чем поэзия, где необходимо брожение (похоже, мне сейчас самый раз заниматься критикой :)
Младен Пулек 22.02.2004 04:49 Заявить о нарушении
Младен Пулек 22.02.2004 05:25 Заявить о нарушении
a "esche potom" :) provesti naychnoe issledovanie na temy "Goryat li virtyal'nie rykopisi" :)
К.Сергеев 22.02.2004 05:51 Заявить о нарушении
Младен Пулек 22.02.2004 15:40 Заявить о нарушении