Русская хайку на склоне осени Многострочные размышления о поэзии

Вам когда нибудь хотелось просто помолчать? А «помолчать поэтически», сжав слова в емкую немногословность образа, подобного вспышке молнии, которая мгновенно высвечивает реальность и бесследно растворяется в темноте? Тогда вы поймете «молчаливых» авторов хайку и, в какой то степени, секрет популярности этого жанра на наших славянских просторах. Добавьте к этому загадочный дух Востока вообще, и Японии в частности, иероглифы, чайную церемонию, каллиграфию и искусство икебаны. Подумайте о странном и притягательном мир самурая, с мечами, Бусидо и харакири.  Вспомните обреченно-цемящую и, в то же время, прозрачную романтику прозы Юкио Мисимы или фильмов Такеши Китано... Все это – своебразные пути японской культуры внутри культуры русской, пути внесловесного японского смысла к русскому сердцу. И если в сказанных выше словах Вас что-то задело, значит данная нота Вам не чужда, и рано или поздно Вы попытаетесь написать хайку.
   «Слова нужны для того, чтобы поймать мысль. Когда мысль поймана, про слова забывают»- учил китайский философ Чжуан Цзы. По-моему, настоящая хайку ловит смысл, откровение, сатори; ловит в слове, выражая внесловесное. Это звучание на вне- или дословесном уровне представляется мне принципиально важным, даже, можно сказать, основополагающим. Хайку проясняет изначальную ясность мира, вводя нас, читателей, в орбиту этой самой ясности и заставляя «вспыхнуть», то есть забыть себя. Это – основной принцип хайку, вполне доступный пониманию в контексте нашей культурной традиции. Формально же хайку представляет из себя три нерифмованные строки с соответственно 5, 7 и 5 слогами - каноническая формула, которой следуют или не следуют отечественные хайдзины. Стоит ли считать количество слогов в написанном, думаю, каждому подскажет его собственное сатори. Желающим же получить информацию о японской культуре и найти друзей-единомышленников в этой сфере, искренне рекомендую сайт Аромат Востока уважаемого Графа Мура - http://www.graf-mur.holm.ru/index.htm .
     А теперь, думаю, время перейти к непосредственному обзору творчества наших почтенных авторов. В ноябрьских хайку на стихи.ру отразилась противоречивость этого месяца, когда осень вроде бы уже прошла, а зимы еще нет. Эту «запутанность во времени» хорошо «поймал» Алексей Вайман (http://www.stihi.ru/2003/11/16-163 )

На зимнем окне
Лежит большой апельсин –
Осколок лета.

Казалось бы, все так просто, но «апельсин» почему-то западает в душу, да еще и на «зимнем окне», да еще и в качестве «осколка лета». Удачно разворачивается веер ассоциаций, и в результате трехстишие звучит...
Очень ноябрьским показалось мне и хайку Nata-Z из цикла «Зимний дзен»( http://www.stihi.ru/2003/11/22-1391 )

снежный ветер
врывается в форточку
дождь на бумаге


Здесь автору удалось воедино связать снег, дождь, ветер и себя, «пишущего». Поэтому получился по-настоящему «ноябрьский» экзистенциальный перекресток.
    На иной подход к ноябрю, со цемящей ностальгией и осенней просветленностью указывает нам Тайша (http://www.stihi.ru/2003/11/19-891 )
по пояс
в тенях деревьв -
осенний закат

лишь на нижних ветках
у клена над детской площадкой
остались листочки

Что-то утрачено, но не навсегда, а лишь на время, и это самое время наполняет нас грустью, шуршащей как сухие листья, поразившие в ноябре 2003 года tim (http://www.stihi.ru/2003/11/13-381 )

* * *

сухие листья...
ломка ваша красота
почти как память

    Но не одним ноябрем жива ноябрьская хайку на стихи.ру. Помнится Борис Пастернак говорил о том, что истинный художник находится «у времени в плену». Попыткой вырваться из этого плена представляются мне  прозрачные «Очень короткие песни» Plus (http://www.stihi.ru/2003/11/01-777
http://www.stihi.ru/2003/11/13-1717 )

153

в сумерках синих
в пыль превратился песок
в песочных часах

156

осенний поток
несет меж двух берегов
иголку сосны
158

ночь пролетела
тело сковано снами
с нами ли это

Очень красиво, поэтому комментарии излишни. Причем красота эта загадочная, и, в то же время, отточенная, филигранная, вызывающая в памяти мастерство ювелира. Красота, которая вполне может разбудить горы, как в хайку Сатья (http://www.stihi.ru/2003/11/24-868 )

Разбудил горы
Стук камушка о бамбук.
Слива созрела.

или, вслед за В.В.( http://www.stihi.ru/2003/11/06-385 ) заставить воскликнуть:

как же красива
в ярко-желтом наряде
дикая груша...

В классической японской поэзии неизменно присутствует описание красот луны. Поэтому, наши хайдзины не были бы хайцзинами, если бы не отдали ей свою поэтическую дань. Удачная японская стилизация этой самой «дани» получилась у Камчатки (http://www.stihi.ru/2003/11/13-44 )
полнолуние
вместо песочных часов
саке

 А вот Лене Талаевой (http://www.stihi.ru/2003/11/20-336 )  удалось запечатлеть японский лунный пейзаж, причем  как то графически, будто взмахом кисточки с тушью. Значит, можно «рисовать словами»?..
невидящим взглядом
озирает окрестность
луна

Магическую же силу луны и ее власть над нами хорошо прочувствовала Тайша (http://www.stihi.ru/2003/11/19-891 )
утренний месяц
даже жаль в землю сажать
луковички тюльпанов

Здесь «живет» оппозиция «свет-тьма», «ночь-день», «земля-небо», которая преодолевается будущим цветком в извечном противоборстве солярного и хтонического...
   Если Вы читали японских поэтов, то наверное отметили выраженный, или, говоря академическим европейским языком, феноменологический интерес к разнообразным вещам и предметам. В этой связи удачными я бы назвал хайку «Ночь» Лагарты (http://www.stihi.ru/2003/11/13-1471 )
недоеден ужин
желтые крошки
на черном бархате

«Теплей не бывает» Zhi (http://www.stihi.ru/2003/11/03-1501 )
Теплей не бывает -
С деревянной ручкой
Глиняный чайник

и «На самом интересном месте» Лены Талаевой (http://www.stihi.ru/2003/11/14-841 )
касания губ
еще не испробовший...
свисток паровоза

В последнем хайку мы видим интересный синтез иронии и феноменологии. Гуссерль бы это оценил! Продолжая тему «иронии в три строки», хотелось бы отметить работы Civil Disorder-a(http://www.stihi.ru/2003/11/12-410 ). Например, на вечно злободневную тему войны и мира:
Один взмах меча
Рубит кусок колбасы.
Зачем нам война?

Хотя, как учил Гераклит, война – отец всему, и без нее ну никак нельзя...
Из поэтических новаций, представленных в ноябре, советую обратить внимание на  идею «цепочки хайку», предложенную Сандерсом Алексом.( http://www.stihi.ru/2003/11/01-719 )
ОСЕННЯЯ

Рыжая осень.
Слёзы текут по щекам
Птиц перелетных*
Чувствую острую боль
Здесь, на чужбине*
Реки на запад текут.
Думы о доме*
Только и греют меня.
Ночью осенней*
Листья сгорают в кострах
Нашей печали*
Ты не поймешь никогда,
Рыжая осень.

* - строчка произносится дважды

Интересно получается, правда? Очень живую картинку, которая «не вместилась» в три строки, удалось увидеть В2(http://www.stihi.ru/cgi-bin/authors.pl?author=rageagainst )

нерж.

надпись на ноже
блестит в лучах заката

…....авеющая сталь» - уносится вперед

Обратите внимание – хайку от нарушения размера совсем не пострадала! Что поделаешь – «сатори»...
  Над тем, как пишется хайку, завесу тайны попытались в ноябре  приоткрыть Алла Мутелика (http://www.stihi.ru/2003/11/05-775 )
Чистый лист

хайки чайками
в танец по белой глади
через секунду

и В.В.( http://www.stihi.ru/2003/11/20-413 )
строка за строкой.
брошеные на листы
уходят мысли...

Вообще же отношение хайцзина к написанному – это тема для отдельного разговора, который, возможно, состоится. Пока же, памятуя о сходстве текста и зеркала, поверим Лагарте (http://www.stihi.ru/2003/11/13-1460 ):

в зеркале
она такая же
лишь сердце справа

Частью этого разговора видится мне статья об эмоциях в хайку, написанная в ноябре Младеном Пулеком
http://www.stihi.ru/2003/11/05-964
В общем, в ноябре было много всего и разного. Однако, как метко заметил Civil Disorder в «Пятничном хокку»( http://www.stihi.ru/2003/11/21-438 )
Дружно плясали
Мы и веселились, но
Кончилась водка...

«Или саке,»- добавлю от себя. Или ноябрь. Или осень. Японская...

Декабрь 2003 г.


Рецензии
хороший подбор стихов, интересные комментарии, даже ночь показалась не такой темной :)

все-таки хорошо, когда кто-нибудь пишет такие обзоры время от времени, запечатлевая момент

Младен Пулек   22.02.2004 01:52     Заявить о нарушении
Спасибо!
По стопам "старших товарищей";) в критику изти как то легче... :)

Удачи,

К.Сергеев   22.02.2004 02:27   Заявить о нарушении
"идти" - эта латинская клавиатура меня "уже достала"...:)

К.Сергеев   22.02.2004 02:29   Заявить о нарушении
скоро можно будет составить целую библиотеку из критических статей :)

да, критика считается более приземленным жанром, чем поэзия, где необходимо брожение (похоже, мне сейчас самый раз заниматься критикой :)

Младен Пулек   22.02.2004 04:49   Заявить о нарушении
aga - "aleksandriyskyu"... a potom szhech' ee... :)

К.Сергеев   22.02.2004 05:00   Заявить о нарушении
:) хотя бы стихирную :) а потом запустить в нее вриус :)

Младен Пулек   22.02.2004 05:25   Заявить о нарушении
:)
a "esche potom" :) provesti naychnoe issledovanie na temy "Goryat li virtyal'nie rykopisi" :)

К.Сергеев   22.02.2004 05:51   Заявить о нарушении
его результат может оказаться очень неоднозначным :)

Младен Пулек   22.02.2004 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.