Вечер
В перламутр украсил деревья
И они как невесты стоят
И как в платья укутаны в тени
Снежный бархат на ветви одев
Они грезят о будущем лете
И под ветра протяжный напев
В хороводе идут словно дети
И как скорая вестница сна
В легкой дымке из снежного шелка
В темном небе танцует луна
Над березой, над кедром, над ёлкой
Тишина. Благодать. Вечер свят
Рождество над заснувшей тайгою
Как невесты деревья стоят
Сладко дремлют под снежной фатою
Свидетельство о публикации №104011700333
Я пишу только в "блюзовом" настроении.
Обычно оно характеризуется депрессивным состоянием.
"Вечер" - просто попытка уйти от этого "блюзового" настроения.
М.
Максимер 23.01.2004 14:10 Заявить о нарушении
Тема, сюжет - "остановись мгновенье ты прекрасно". Несмотря на то, что автор ничего не говорит о себе, а лишь описывает видимое им явление - закат зимой в тайге - тем не менее невозможно не заметить, что ТАК увидеть данное явление может лишь человек, имеющий способность видеть в обыкновенном необыкновенное, а также выявлять связи между разрозненными компонентами картинки, что говорит об исключительно высоких способностях к работе со сложными бизнес-системами, включающими, как правило, и саму бизнес организацию и её внешнюю среду. Именно то, что простые предметы - деревья, снег, заходящее солнце, луна, ветер, не рассмотрены отдельно, а взаимосвязаны, одушевлены и имеют определённые цвето-фактурные свойства и даёт нам право это утверждать. Но давайте обратимся с стихотворению.
Вначале автор даёт панорамную картинку места события, сразу характеризуя видимое-крупное
Заалел над тайгою закат.- Закат преднамеренно одушевляется, что мгновенно рождает у читателя образное ощущения присутствия в описываемом месте.
Перламутром украсил деревья - уже устанавливается связь между деревьями и закатом, как бы перемещая взгляд с большого на более локальное. Сравнение с перламутром очень удачно, так передает одним словом тонкую игру оттенков желтого и розового на покрытых снегом деревьях. Далее деревья одушевляются - И они как невесты стоят Словно в платья укутаны в тени. Этот ход также можно считать очень удачным - ибо в сравнении деревьев с невестами заложен глубокий смысл - вот придёт лето, и они оттаят, как бы заживут, а пока они лишь невесты, готовящиеся к важному событию в своей жизни. Здесь также упомянуты тени - еще одно напоминание о том, что дело происходит на грани дня и ночи, то есть в быстротечный период суток, когда каждую секунду всё меняется, и тем данный выхваченный момент и прекрасен, ведь он именно - момент.
Далее даётся более развёрнутое описание деревьев - снег, лежащий на ветвях очень тонко сравнивается с бархатом одежд, а деревья в свою очередь, опять-таки одушевленные - грезят о будущем лете - дается объяснение, почему в первой строфе деревья сравнены с невестами.
Снежный бархат на ветви одев
Они грезят о будущем лете
И под ветра протяжный напев
В хороводе идут словно дети
Необходимо добавить, что в этой строфе появляется новый персонаж - ветер, и хотя можно было по разному передать его присутствие в картинке, в том числе акцентируя "холодность, морозность" момента, автор опустил эту возможность, решив придать ветру более комфортную для читателя характеристику, а именно - ветер протяжно поёт, опять таки виртуозно очеловеченый автором. Мне кажется большой удачей именно преднамеренный уход автора от акцентирования внимания на морозе - всё стихотворенние, несмотря описываемый пейзаж, не рождает ощущение дискомфорта от холода, а, наоборот, рождает ощущение внутренней теплоты. Но вернёмся к стихотворению. Протяжный напев ветра не существует сам по себе, я является музыкальной основой для танца, хоровода, который водят деревья, при чем вводится сравнение "как дети", что рождает у читателя дополнительный положительный психологический импульс - чистота, наивность, "детскость".
Далее вводится ещё один персонаж - это уже луна, но не неподвижная статическая величина, а также нечто одушевлённое, ибо она танцует. Примечательно, что и в этой строфе автор подчёркивает скоротечность момента - ведь луна представлена как "скорого вестница сна" - скоро станет совсем темно и настанет ночь.
И наконец последняя строфа - резюме. Автор говорит о тишинеи благодати и святости вечера. Трудно удержаться догадки, что данные ощущения хотя и заполняют якобы всё пространство, тем не менее всё-таки существуют и в душе автора, то есть либо воспринимаются автором из окружающего прстранства и постепенно заполняют его душу, вытесняя нечто болезненное, либо просто созвучны внутреннему состоя нию автора. В любом случае, здесь автор впервые косвенно обнаруживает своё присутствие, не называясь.
Окончание же видимо всё-таки синхронизировано по времени с наступлением полной темноты и ночи. Ведь тайга называется заснувшей, и если еще недавно деревья водили хороводы - то теперь они "сладко дремлют под снежной фатою"
Техника стихосложения - почти безупречная, если не считать не совсем удачное применение "и как" вместо более уместного "словно" (получается что и третья и четвертая строки начинаются с "И", что немного режет слух. Это нельзя назвать техническим недочётом, а лишь мнение рецензента.
В третьей строфе "И как скорая вестница сна" лучше звучало бы "И как скорого вестница сна", ведь немного трудно представить себе луну как "скорую вестницу". В остальном же техническое мастерство очевидно и не требует комментариев.
Заряд. Об ощущениях, подсознательно возникающих в процессе чтения уже сказано выше, однако следует добавить, что происходящее всё-таки коррелируется с ощущениями прежде всего автора, можно предположить, что либо усталый человек вдруг останавливается и замирает, завороженный красотой момента и общей гармонией природы, постепенно пропитываясь этой гармонией, либо данная гармония уже присутсвует в душе автора и созвучна с происходящим - в любом случае доминируют ощущения покоя, гармонии, теплоты, какой-то необыкновенной уравновешенности.
В заключение остаётся лишь похвалить автора за создание прекрасного пейзажного стихотворения и пожелать ему новых творческих успехов.
Angdor 23.01.2004 17:03 Заявить о нарушении
Бьете не целясь в яблочко
Поразили до глубины души.
Такого точного попадания в цель я не видел за все 6 лет, в течение которых что-то там пишу.
Я действительно тесно связан с бизнесом, более того, именно
с аналитикой. Начальник информационно-аналитического отдела.
О строфе-резюме тоже сказали всё верно.
Писалось это всё в поезде..После весьма тяжелой в моральном плане поездки. Так что Рождество было именно отдушиной, попыткой вытеснить из души всё негативное.
Наверное поэтому и стих вышел весьма легко, практически без шлифовки.
Технические моменты пока отлавливаю сложно. "И как - словно" - не всегда вовремя могу подправить. "Скорая Луна" - именно так она выглядит из окон поезда. Прыгает туда-сюда.
Еще раз спасибо за такую рецензию и Вашу способность "видеть в обыкновенном необыкновенное". Есть у меня такое чувство, что в чём-то мы близки..
M. ☺
Максимер 23.01.2004 19:11 Заявить о нарушении
Ну чтож, творите, коллега, буду c удовольствием читать.
Angdor 26.01.2004 11:06 Заявить о нарушении
Angdor 28.01.2004 13:26 Заявить о нарушении
Я только "ЗА".
Максимер 28.01.2004 13:39 Заявить о нарушении