Лнгенда по имени федерико феллини

 На свете не так



На свете не так
много вещей, 
которые были бы
лучше, чем
фильмы Феллини.
пожалуй, 
что таких вещей и
нет вовсе.   
он - это самая
крыша искусства, 
    самая крыша
художественности.


Писать и говорить о Феллини очень трудно,   а его фильмы надо смотреть не один раз, чтобы хотя бы на немножечко приблизиться к тому, что он хотел донести до зрителя. Всё, что он делал, всегда исходило прямо из сердца.  Главный герой каждой картины- это он сам.  И везде, хотя бы маленькой частичкой самого себя, он всегда неизменно присутствовал в своих работах. 
Лично для меня его фильмы это что-то касающееся самых глубоких глубин души и ощущения самых чистых детских впечатлений. Его картины сочетают и мечтательность, и фантастичность с элементами сатиры и эпизодами из личной жизни.
После просмотра его фильмов, ты забываешь, что где то есть ложь, обман, грязь.  Хотя  всё это в его картинах присутствует, ты забываешь об этом, и  начинаешь верить в чудо, сказку, добро. У тебя как бы происходит внутренние очищение, это не возможно передать словами,  надо научиться чувствовать и понимать его картины.  Тех кто не понимает фильмы Феллини, не убедят никакие слова. А тем, кто любит его фильмы - и так всё ясно. Феллини всегда жил в своём собственном мире, созданным им одним и никого туда не пускал, кроме своей единственной половинки, которую любил всю свою жизнь, а именно свою жену Джульетту.
Когда умирает такой человек как Феллини,  он не может оставить после себя, какой либо творческий рецепт . Ведь доказательство настоящего искусства это и есть то, что ты не можешь передать свой творческий рецепт потомкам…

Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в Римини (Италия). Он рос не одним ребёнком в семье, у него был младший брат, которого он очень любил. Но всё же при этом Федерико чувствовал себя очень одиноким и, наверное, поэтому с детства и до смерти он жил в мире грёз. Когда Федерико исполнилось семь лет, родители впервые повели его в цирк. Цирк произвёл громадное впечатление не маленького Федерико, ему казалось, что его всегда здесь ждали. В ту ночь ему приснился цирк, который снился ему на протяжении многих лет, и в его снах ему казалось, что он нашёл свой дом. Тогда он ещё не знал, что вся его жизнь пройдёт в цирке – киноцирке. Федерико с очень юного возраста запоминал свои сны, лежа в кровати, он восстанавливал их и запоминал. В дальнейшем, когда Федерико повзрослел, он стал зарисовывать свои сны.  В девять лет Федерико начал делать кукол, с которыми потом играл спектакли, в них он был не только постановщик, но ещё и актер. Наверное, это сыграло определённую роль в его режесёрском стиле. Феллини всегда показывал актёрам, как он видит тот или иной персонаж.
Он довольно рано увлёкся  рисованием. В детстве его идолом был Маленький Немо, герой американских комиксов. Федерико обожал комиксы.  Поэтому он начал рисовать свои,  и это получалось у него довольно хорошо.
Маленьким он любил придумывать о себе различные небылицы. Феллини был одним из самых прилежных учеников в классе, но не любил признаваться в этом. Часто рассказывал о жутких мучениях, которые терпят ученики во время учебы в католическом колледже Фано. Как в последствии выяснилось, в его словах не было ни капли правды. Он рассказывал о холодных кельях, где провинившихся ставили голыми коленями на зерна кукурузы или гороха. Само собой разумеется, однокашники Феллини говорят, что этого не было и в помине. Самым страшным для Феллини была реальность. Он жил в своем ярком, придуманном мире.
Когда Федерико было десять лет, у его дяди в Риме случился удар.  Он вместе с матерью поехал в Рим. Первая встреча с Римом вызвала в его душе благовейнийший страх и одновременно чувство, что он обрёл дом. Он понял, что Рим это город, в котором ему предназначено жить. Когда он вернулся из Рима в Римини, у него впервые в жизни появилась цель.
Федерико рано осознал, кем он не хочет быть; гораздо раньше, чем понял, кем хочет. Его мать хотела, чтобы он делал карьеру священника, а отец хотел, что бы он стал торговцем, как и он сам. Но Федерико понимал, что он не хочет быть ни тем, ни другим.
Лет в двенадцать Федерико стал рассылать по почте свои рисунки, скетчи и рассказы в журналы Флоренции и Рима. После того как купили его первую карикатуру, он стал регулярно получать деньги, небольшие , но на мороженое хватало. Для него гораздо важнее были не большие гонорары а то, что он увидит свои рисунки на страницах журнала.
После окончания школы Феллини поступил на юридический факультет Римского университета. Это было очень важно для него, во- первых он переезжал в Рим, а во- вторых, получал отсрочку от армии. Но учёба у него не заладилась, и в семнадцать лет, в 1937 году, он уехал во Флоренцию, хотя рвался в Рим. Во Флоренции его взяли на работу в юмористический еженедельник «420». Но и там он не задержался, пробыв  всего лишь четыре месяца. И в 1938 году он окончательно перебрался в Рим. Там он устроился на работу в газету, ему было восемнадцать. Денег, которые он зарабатывал, хватало только на обед. В Риме Федерико вёл уединенный образ жизни, он мало кого знал. Слово «вечеринка» ассоциировалось у него, прежде всего со словом «еда». Феллини считал себя скучным собеседником, ведь он не интересовался ни оперой, ни спортом – даже футболом, а быть равнодушным к футболу в Италии считалось более постыдным, чем оставаться равнодушным к обнажённой красавице. В 1943 году Федерико получил работу репортёра и карикатуриста в «Марке Аврелии» юмористическом журнале типа «Панчо». Там он писал небольшие пьесы для радио и театра. Там он писал небольшие пьесы для радио и театра. Именно там он познакомился с любовью всей своей жизни - Джульеттой Мазини. Они познакомились на радио в 1943 году. Феллини был старше Джульетты на три года, ей было двадцать, а ему двадцать три. Она происходила из более знатной семьи чем он. В то время Федерико писал сценарий "Моральдо в городе" для киностудии. Чтобы познакомиться с будущей женой, главный герой просит у нее фотографию. Потом приглашает на обед и через пару недель переезжает к ней на квартиру. Точно так же поступил и сам Федерико Феллини. Он попросил у популярной радиоведущей Джульетты Мазины фотографию - якобы для кинопроб... Уже на следующий день они отправились в ресторан.
О помолвке они объявили пару недель спустя. Феллини сразу же переехал в дом тети Джульетты. Обвенчались они, только через несколько месяцев. Свадебный подарок оказался весьма необычным: после венчания Федерико и Джульетта отправились в кинотеатр "Галерея", где, к удивлению Джульетты, конферансье попросил публику поприветствовать молодоженов аплодисментами.
В жизни Феллини был случай, который мог решить всю его судьбу и не дать миру его замечательных картин. В то время германские патрули очень часто прочёсывали улицы в поисках молодых людей нужного возраста, на которых не было военной формы, для отправки на войну. Единственное что могли делать молодые люди, так это вообще не выходить из дому. Федерико именно так и поступал, но всё же он не выдержал столько времени сидеть взаперти и  решил прогуляться по Риму. Когда он проходил через площадь Испании, туда как раз нагрянул патруль. Они оцепили район, и Федерико даже не успел опомниться, как  оказался в грузовике с другими молодыми людьми, путь к отступлению был отрезан. Он понимал, надо что- то делать, он подумал, а если бы я писал рассказ? Как бы поступил мой герой? Тогда Федерико заметил стоящего поодаль на улице немецкого офицера, который держал в руках завёрнутый кекс.  Федерико спрыгнул из тронувшегося грузовика, и бросился к нему, крича «Фриц! Фриц!». Подбежав к нему, он сжал его в объятиях, словно тот был его потерянный друг. Немецкий офицер был так удивлён, что даже выронил свёрток с кексом. Федерико поднял его, и вручил немцу. Офицер попытался, что- то объяснить, наверное, что его зовут не Фриц. Но в то время Федерико знал только два германских имени Фриц и Адольф. Феллини постарался, как можно быстрее оттуда скрыться. Отойдя на приличное расстояние, он кинулся со всех ног бежать.
В 1994 американцы оккупировали Рим. Не хватало еды, власти. Процветал чёрный рынок. Джульетта ждала ребёнка и Федерико ломал голову, как заработать денег. Вместе с несколькими друзьями он открыл ателье «Забавная рожица» Федерико прицепил вывеску на английском языке, которая гласила: «Не проходите мимо! Здесь вас ждут самые острые и забавные карикатуристы! Садитесь в кресло, если духу хватит, и трепещите!»  В основном они  рисовали портреты американских солдат. Их бизнес был довольно прибыльным, так как американцы давали большие чаевые и кроме этого дарили им тушёнку, консервированные овощи, сигареты. Однажды когда Федерико рисовал очередную карикатуру, к нему пришёл посетитель. Федерико сразу его узнал, это был Роберто Росселлини, он предложил Феллини вместе писать сценарий к фильму «Рим – открытый город». Росселлини попросил Федерико, чтобы тот уговорил его друга Альдо Фабрици сыграть роль священника. Феллини уговорил Альдо на эту роль. Так Федерико стал ассистентом и сценаристом у Росселлини. В то время в Италии и зародился стиль неореализм, фильмы, снятые в документальной манере, подчас довольно грубовато. Это была своего рода мелодрама, подаваемая как правда. Этот стиль возник по необходимости, Италии не хватало фильмов. Ничего другого тогда просто не могло быть, всё, что происходило в фильмах, совсем недавно разворачивалось прямо на улицах. После «Рим – открытый город», была картина «Пайза», затем был сценарий к фильму «Чудо». В основе лежала история, произошедшая с Федерико в детстве, когда он проводил каникулы у бабушки. Но  Федерико сказал всем, что это история принадлежит известному русскому писателю. История всем понравилась, и её решили сразу же снимать. В 1949 Росселлини показал Федерико  сценарий на двадцати восьми страницах и предложил ему ассистировать  в этой картине. Федерико согласился. Картина называлась «Цветы святого Франциса». Федерико писал сценарии не только для Росселлини, но и для Петро Джерми и Альберто Латтуады. Первая картина над которой Федерико работал вместе с Латтуадой, называлась «Преступление Джованни Эпископо»,  из этой  картины выросла другая картина- «Без жалости» - первая картина в которой снялась Джульетта, тогда она ещё не была звездой, но всё равно за эту роль она получила «Серебренную ленту» в Венеции. Их последней работой стала картина «Огни варьете».
 Первым полнометражным фильмом Федерико стал "Белый шейх", он готовился для Антониони, но тот отказался снимать по сценарию Феллини и Пинелли. Тогда Феллини снял фильм сам, он снимал с большим волнением и трепетом и отдал фильму много сил.
Федерико показал отснятый материал «Белого шейха» Росселлини ещё до окончания монтажа, и Роберто одобрил его,  но не смотря на это, фильм был почти освистан. «Белый шейх» стал первой картиной  Феллини, в которой зазвучала музыка Нино Роты. В последующем, практически во всех картинах Феллини, использовалась музыка Роты. Федерико работал с ним вплоть до его смерти в 1979 году. Федерико считал, что второго такого композитора больше не будет. Музыка Роты была очень естественна. 
Снимая «Белого шейха» Федерико знал, что он уже кинорежиссер! 
После провального «Белого шейха»  последовала картина «Маменькины сынки», эта картина была более удачной чем «Белый шейх».  Фильмом «Маменькины сынки», ознаменовался важный моментом в жизни Федерико Феллини. После неожиданного успеха фильма и после награждения картины призом «Серебренного Льва» в Венеции, стала возможным продолжение карьеры, как кинорежиссера Федерико Феллини. Потому что, наверняка после провала «Огней Варьете» и «Белого шейха», ещё одна провальная картина Федерико положила бы конец его карьере, и ему пришлось бы продолжать писать в соавторстве сценарии для других режесёров. 
Но настоящим громким международным успехом стал только фильм «Дорога». Он получил Серебряного Льва в Венеции, Оскара за лучший иностранный фильм. В этом фильме снялся Энтони Куин, а так же Ричард Бейзхард. Фильм имел коммерческий успех в Италии, Франции, Англии и в других странах. Были проданы миллионы пластинок с музыкой Нины Роты.
«Дорога»- это фильм об одиночестве и о том, что оно может закончиться, если между двумя людьми образуется глубокая связь. Мужчина и женщина, между которыми она возникла, могут быть, на первый взгляд, совершенно разными людьми, и всё же связь между их душами существует. 
После такого громкого успеха «Дороги» последовала коммерчески провальная картина «Мошенничество». Сам Федерико считает, что ни один из его фильмов не принимали хуже чем «Мошенничество». Но всё же, не смотря на коммерческий провал «Мошенничества», в 1957 году Дино де Лаурентис заключил с Федерико на пять лет контракт, это позволило Феллини приступить к съёмкам фильма «Ночи Кабирии». Лично я считаю этот фильм одним из самых великих фильмов за всю историю кинематографа, это мой любимый фильм Феллини. В этом фильме есть всё- волшебная музыка Роты и бесподобно воплощенная мысль режиссёра, несравненная игра Джульетты. Так же техническая сторона этого фильма очень сильна, операторская работа просто на высоте. В «Ночи Кабирии» нет не одного плохо проработанного момента. Всё на своих местах, как будто каждый, кто был задействован в съемках, знал конкретно, что делать. Лично для мня эту картину нельзя отнести ни к одному стилю, ни к неореализму, ни к неоромантизму, ни к постреолизму. Эта картина особого стиля, она непохожая на другие.
Кабирия – жертва, которой может стать каждый в тот или иной момент жизни. Однако Кабирии не повезло больше, чем многим из нас. И всё же она не сдаётся. Фильм, тем не менее, не утверждает своей финальной сценой, что теперь за Кабирию можно не беспокоиться, лично я не перестаю за неё волноваться.
Фильм получил громадный успех, множество кинопризов. В частности премию американской киноакадемии «Оскар».   
Одним из актеров, который идеально подходил для автобиографичной режиссерской манеры Феллини, стал Марчелло Мастрояни. Их сотрудничество и дружба начались с фильма «Сладкая жизнь», снятым, сразу же после «Ночей Кабирии» в 1960 году. Фильм «Сладкая жизнь» так же не обошелся без призов, он получил главный приз Канского кинофестиваля.
После «Сладкой жизни» была картина «Боккаччо 70», она не имела такого успеха как предыдущие картины Феллини. В 1963 на экраны вышла новая картина Феллини «Восемь с половиной», эта картина оказалось удачной она, получила две крупные награды -американский «Оскар» и главный приз Московского кинофестиваля. После «Восьми с половиной» последовали не очень коммерческие ленты, это были «Джульетта и духи», «Три шага в бреду», «Блокнот режиссера»,  «Сатирикон Феллини», «Клоуны» и вплоть до 1972 его картины не получали престижных мировых наград.  В 1972 Феллини снял фильм «Рим», который оказался коммерчески успешным. А в 1973 году он снял «Амаркорд» и получил  «Оскара». В 1979 Федерико снял очень интересный и кассовый фильм «Репетиция оркестра». Его последний, успешный фильм назывался «Джинджер и Фред», снятый в 1985 году.
В 1989 году Федерико получает премию «Фелекс» за своё творчество. А в 1992 году Феллини получает почётную грамоту «Оскара» за особый вклад в развитее мировой кинематографии.
Последний фильм Феллини был снят в 1990 году, он назывался «Голос луны».
В 1993 году,  когда Феллини отходил от инсульта в ферарской клинике, Спилберг получал «Золотого льва». Федерико нашёл в себе силы написать поздравительную записку. В ответном письме, 10 сентября 1993 года, Спилберг писал мастеру, что он и все кто окружал Феллини, надеются на скорейшее его выздоровление. Письмо заканчивалась словами: «Желаю вам всего наилучшего и продолжаю пересматривать ваши фильмы, черпая из них творческую энергию и вдохновение».
Это было последнее письмо, которое довелось прочитать Феллини.
 Федерико Феллини скончался в Риме 31 октября 1993 года.
Для меня Феллини жив. Умер мальчик по имени Федерико и мужчина и режиссер Федерико Феллини, но легенда, именуемая ФЕЛЛИНИ продолжает жить.
Теперь, когда Федерико Феллини уже нет, его фильмы рождаются снова. Они смотрят на нас с экранов, смотрят в самую нашу душу . И легенда ФЕЛЛИНИ живет и смотрит на нас вместе со своими картинами в разных городах мира, от Москвы до Камчатки, от Рио – Де – Жанейро до Сиднея.


«Мои картины – это подвижные картины.
В них гораздо больше живописи, чем литературы»
Федерико Феллини.













Все фильмы Федерико Феллини
Свет варьете - 1950г.
Белый шейх - 1951г.
Молодые и активные - 1953 г.
Любовь в городе -1953г.
Дорога - 1954 г.
Жулики - 1955 г.
Ночи Кабирии - 1957 г.
Сладкая жизнь - 1960 г.
Боккаччио '70 - 1962г.
8 ½(Восемь с половиной) - 1963 г.
Жульета и духи - 1965 г.
Сатирикон - 1969 г.
Блокноты для записей - 1971 г.
Клоуны 1 - 1971 г.
Рим - 1972 г.
Амаркорд - 1974 г.
Казанова Феллини - 1976 г.
Город Женщин -1980 г.
И корабль плывет... - 1984 г.
Джинджер и Фред - 1986 г.
Интервью Федерико Феллини - 1987 г.
Голос Луны - 1989 г.






Все награды Федерико Феллини.
      Серебренный приз Венецианского кинофестиваля за фильм            
      «Маменькины сынки» 1953 год.
      Серебреный приз Венецианского кинофестиваля за ильм
      «Дорога» 1954 год.
      Премия американской киноакадемии «Оскар» за фильм
      «Дорога» 1956 год.
      Премия американской киноакадемии «Оскар» за фильм
      «Ночи Кабирии» 1957 год.
     Главный приз Канского кинофестиваля за фильм
     «Сладкая жизнь»  1960 год.
      Премия американской киноакадемии «Оскар» за фильм
      «Восемь с половиной» 1963 год.
      Главный приз Московского кинофестиваля за фильм
      «Восемь с половиной» 1963 год.
      Премя американской киноакадемии «Оскар» за фильм
      «Амаркорд» 1974 год.
      Лауреат Канского кинофестиваля в номинации 
      «Юбилейная премия 40-го фестиваля» 1987 год.
       Премия «Фелекс» за творчество 1989 год.
       Почётная премия «Оскар» за большой вклад  киноискусство.               


Рецензии