Блюз и поэзия. реплика для перышка

Привет, Марин! Я начал писать тебе письмо, но так увлекся, что похоже, написал статейку, может быть и немногим интересную, но тема в ней настолько «моя», что я решил ее вот так разместить. Ничего? Вот как оно было:

Получил письмо твое, и, честно говоря, озадачен.
Миха, конечно, может правильно стрелки перевел, ибо я своими блюзами
всех достал уже. Я, может чего в блюзе и понимаю, но чисто с музыкальной стороны, последние десять лет, я болен этой музыкой. Расскажу, что знаю, а уж ты сама посмотри. Блюз это музыка доисторическая. Предмузыка, что ли. Еще рабы на римских виллах
использовали эту ПЕСЕННУЮ ФОРМУ. Она логична и предсказуема чисто технически,
обусловлено это тем, что обе разновидности его - мажорная(как правило
ритмичная) и минорная(зачастую аритмичная), имели место в конретных
условиях. Мажорная форма - песня соместного труда(или танца) с
примитивным перкуссионным аккомпаниментом. Минорный - песня, как
правило исполняемая соло, импровизационно(отсюда формула - два
вопроса, один ответ, два вопроса нужны были для того, чтобы
автор-исполнитель успел придумать ответ) с аккомпаниментом более
сложным с применением инструментов ибо руки исполнителя не были заняты работой(песня отдыха). Аккомпанимент, осуществляемый неумелым музыкантом
всегда однотипен - последовательное монотонное повышение(понижение)
тона). В минорном блюзе преобладают темы неразделенной любви, печали, поиск справедливости
свободы и проч. В мажорном использовались религиозные мотивы, темы
труда и борьбы, иногда юмористические. Русская частушка есть
разновидность архаичного предмузыкального блюза. Есть частушка
мажорная (плясовая) и минорная "страдания". Слово "страдания" есть
наиболее верный аналог слова blues. Правда частушка потеряла часть
формулы(у нас один вопрос - один ответ)это косвенно подверждает наличие
знаменитой русской смекалки:о)) Любая музыка на свете - это измененная
до неузнаваемости местная форма архаичного блюза. Все зависит от
уровня развития муз.культуры данного сообщества(утрирую, конечно). Правда, есть народы, с муз.культурой, основанной на пятитонике, но разница небольшая.
Архаичная музыка чернокожих американцев, исполненная на современных
инструментах стала откровением для белых современников в начале 20 в.
Одним из факторов, обусловившим развитие черной музыкальной культуры
именно на юге США, стал факт расформирования армии южан. Медные духовые
инструменты полковых оркестров были буквально выброшены на помойки.
Вот почему ранний блюз, а затем и джаз и были "медными", другие инструменты(кроме бочки из под керосина) неграм не
были доступны. Первая музыка, которую попытались играть чернокожие и
была архаичным блюзом. Далее, обогащаясь новыми  гармониями, приемами, стилями, впитывая все, что можно впитать, блюз становится джазом, роком и т.д. до рэпа. Это очень классно музыкально проиллюстрировал Куинси Джонс на одной из последних пластинок. Новая, молодая МУЗЫКАЛЬНАЯ(уже не песенная) культура за сто с лишним лет усложнилась и изменилась(иногда заходя в тупик, как и традиционная муз.культура), но в основе ее, чаще всего, лежат те же примитивные блюзовые гармонии, каноны которых были почти узаконены в 20х-30х годах. Каноны же построения блюза, как песни сложились в 20х-40х. Разными исполнителями: от Р.Джонсона до Дж.Л. Хукера были разработаны размерно-тематические стандарты, остающиеся неизменными до сих пор. Неизменными до сих пор остаются и поэтические каноны блюза, как песни. Уффф!!! Вот с музыкой разобрались. Теперь самое сложное – блюз и поэзия….
Тут есть несколько взглядов на проблему: блюз, как песенная форма(здесь все более менее просто), блюз, как образ жизни поэта(это тема для диссертации), блюз как разновидность поэзии(это темный лес, вообще). Есть, наверное, еще другие точки обстрела темы, но это уже тема для книги.
Итак, песенная форма:
Сначала блюзовый прикол. Вопрос: что написано на могиле у блюзмена? Ответ: «Don’t woke up this morning». Чудовищное количество блюзов начинается словами: «Я проснулся сегодня и…». Это показательно. Блюзмен всегда обращается к человеку с улицы. Для того, чтобы понять смысл блюза не надо быть посвященным. Постараюсь иллюстрировать примерами из русской песенной классики. Вот пример блюзовой поэзии в русской песне: «Темная ночь», «Банька по белому»(пример вообще классический - трехаккордная фольклорно-частушечная по музыке, и очень близкая к архачному черному блюзу тема неволи и несправедливости), «Если будет дождь»(Зоопарк), а вот «Перекресток» Чижа, слишком навязчивая не очень искренняя стилизация. Перекресток – это вообще один из блюзовых символов, он символизирует всегдашний выбор, стоящий перед человеком, с одной стороны и дороги, как таковые – вечный «крест» блюзмена с другой. Блюзмен, по неписаному канону – человек, готовый умереть в любой миг - от любви, с перепою, от ножа в пьяной драке. Вообще, блюзовая песенная эстетика гораздо ближе к русской блатной песне,как это ни покажется странным, чем к стилизациям русских рокеров, которые обращаются все-же к посвященным (это, кстати, тоже тема для отдельной статьи). Блюзмен ни в коем случае не эстет! Он никогда не позволит себе блистать книжной ученостью,будь он даже магистром философии(пример из русской песенной классики - Галич). Его слова всегда обращены к чувствам простого человека. Именно поэтому БГ не блюзмен(хотя музыкальную форму использует часто), а Майк Науменко – стопроцентный блюзмен! "Русский блюз" все-таки существует, но не в контексте русского рока, который зачастую использует форму и музыкальную и идеологическую, но искренность потерял давно(положительные примеры крайне редки - "Умка и Грузовичек", например). Кстати, музыкальный канон блюза не так строг, как идеологический, поэтому зачастую блюзом называют песни, выдержанные в блюзовом ключе именно поэтически, а не музыкально. Темы в блюзе в наше время не регламентированы, но по традиции начала века превалирует тема несчастной любви и непростые, противоречивые отношения мятущейся души блюзмена с окружающим миром, наступающим на его свободу. И еще один фактор – перманентное ощущение вселенской тоски, которое я называю «состояние блю». Интересное наблюдение только два народа на земле способны по-настоящему сочинять блюзы: афроамериканцы и евреи(Боб Дилан, Питер Грин – общепризнанные авторы блюзовых стандартов).
Теперь о блюзовости художника вообще, т.е. о блюзовом образе жизни. Как я уже сказал – это тема для большого исследования. В двух словах – любая творческая личность может являться блюзовым человеком, вне зависимости от того, любит он музыку или нет. Здесь не играет роли ни сфера деятельности, ни пол, ни возраст, ни нация. Ограничусь парой примеров: Билли Холлидей и Генри Миллер. Первая всю жизнь пела блюзы а второй, возможно, их никогда и не слышал, но писал абсолютно блюзовые романы. Да, я чуть не забыл про отношения полов. Для блюзового человека характерно неханжеское, откровенное выражение своих чувств, нелицемерное отношение к сексу.
И, наконец, о блюзе в поэзии. Блюзовая разновидность стихов существует уже давно, в поэзии битников, например. Но, в данный момент, когда понятие «блюза» в музыке уже достаточно эклектично,  что понимать под «блюзом» в поэзии я затрудняюсь сказать. Я еще не произносил слова «меланхолия», это сознательно. Я приберег его к этому месту. Именно это слово чаще всего имеют в виду авторы, включающие в название стиха слово «блюз». Это исходит именно из музыкального контекста. Большинство нормальных людей, не заходящих в музыкальные дебри, под словом блюз подразумевают минорную, меланхолическую джазовую пьесу. И это правильно, возможно. Но, как песня, блюз не столь однозначен. Здесь горько-сладкий джаз 30-х(в основном с женским вокалом), и сарказм горького пьяницы Тома Уэйтса, и исповеди Роберта Джонсона(по одной из легенд он продал душу дьяволу за искусство блюза, многие блюзмены всерьез ищут этот перекресток), и яростная бесшабашность летящего навстречу смерти Стиви Рэя Вона, и добродушие Би Би Кинга и еще много, много всего. В большинстве стихов, помеченных словом «блюз», это слово вполне можно заменить на «ноктюрн» или еще какой-нибудь музыкальный термин, смысл от этого не меняется. Исключение составляют стихи, где упоминаются какие-то музыкальные темы.
Это, в общих чертах, все. Теперь о твоем блюзе. Во-первых, хотелось бы сразу понять о чем речь: если это песня, это один подход, если это только стихи, совсем другой. Например, если это песня, да еще решенная в традиционном блюзовом(минорном естественно) ключе, то, например, слово «скерцо» совершенно неуместно (в свете того, что я говорил, оно скорей для бардовской песни). Если это поэзия для бумаги, то оно, вроде бы, не царапает.
Ну, вот, это я думаю, только начало разговора. Хотел бы поместить здесь твой стих(песню?), как образец блюзовой поэзии, но не знаю как ты к этому отнесешься. Мне, на самом деле, очень понравилось.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.