Попытка пения. Полина Калинина - Белая нитка
http://www.stihi.ru/2003/12/21-92
-------
Попытка пения – как попытка магии: чем выше нота, тем нестерпимее фальшь.
Попытка пения – как проба полета: чем выше гнездо, тем смертельнее неудача.
***
Ночь.
Шаг назад от края крыши, ты
-обернись.
На руках белой ниткой вышиты
-два крыла.
Дали тела; летела, летела, да только
вниз,
замирая
__бирая
__бывая…
Твоя взяла
Как просто – отступить от края крыши и не решиться на взлет, но как отступиться, если бельмом в глазу – «белогривый ангел», если на раскинутых руках, готовых обнять всю ночь, готовых принять весь мир («дАли тела»), вышиты, прямо на живое тело, на белую нитку, каленой иглой вшиты - два крыла?!… - «Твоя взяла…»
И полет! – замирая от счастья и обмирая от ужаса, забирая всё! забывая всех! бывая всем…
Полет… вниз….
как аз есмъ, белогривый ангел ,-
бельмо в глазу,
я дойду по дорогам, дорогам
до Рождества.
Донесу свой крестик я-
дотащу,
свезу.
Мне Иваны помогут.
И что мне до их родства…
Ниже земли не упасть. Не можешь лететь – иди… И крылья становятся бременем, крестом… да бросьте! – какие крылья, такое и бремя: казалось: во всю ночь, оказалось – «крестик»… Почему же тяжко-то так…*
Беломориной в пальцах старушечьих
гаснет ночь
Ночью время идет тайком, не спросясь,
Назад.
Никому не сестра, я всем встречным навеки
Дочь,
«Дочка, дай ради господа бога».
…Рука. Глаза.
Тяжко? Потому что – ночь, потому что время – вспять, потому что время – прочь. Потому что время – бессонницы, потому что время – памяти… А все встреченные на путях ее… всем дОлжно почему-то, все просят чего-то, все молят о чем-то, все тянут руку, а в глазах: «Доченька! дай…» – также, как эта старуха, в чьей беломорине гаснет звездами эта ночь… Ну, хоть бы кто встал рядом: «сестра!»**
И – даю, потому что не дать
Не хватает слов.
Мимоходом в ладонь кладу
Четвертак души.
Не смотри на меня,
Мой забывчивый богослов,
У меня не лицо – личина…
Что даем нищим мы? – медяки. Стараясь не вглядываться в их лица, в их уродства, в их глаза, стараясь, чтобы и они не успели взглянуть на нас, чтобы и они не запомнили нас, не разглядели лица нашего за личиной спешки, не успели навязать себя… «И – даю, потому что не дать не хватает слов».***
Ты помаши мне ногой,
белогривый ангел,
И я пойду.
…Я дойду по дорогам, дорогам
До всех краёв
у земли.
И с последнего спрыгну
И на звезду
Вифлеемскую посмотрю…
….Поближе.
Что, богослов,
Скоро утро?
… Но в небе-то опять «белогривый ангел»****. И по зову его – на края земли, чтоб падать – так в ничто, а не в асфальт, чтобы мимо – звезда, а не окно… Ты этого хотел бы, богослов?! *****
И скоро утро.
--------
Примечания.
* Ах, эти красавицы…. всегда есть надежда на широкие плечи Иванов. И какое им, красавицам, дело, до того, кто в родственниках у этих «Иванов». Или…. что у них паспорте…
** Ах, эти красавицы… как быстро Иваны выветриваются из памяти… да ну их – Иванов этих: вечно-то у них одно: «Мария, дай!»
*** Ах, эти красавицы… как привычна для них презрительная отговорка: «ему проще дать, чем объяснить, почему не хочешь»
**** вид снизу
***** Ах, эти красавицы… И вечно-то при них… избранный богослов!.
-------------
Послесловие
Вот такое… – моление о чаше… (Правда, что по-русски это звучит совсем не по Библии? - «Отче! О если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!…»)
Вот такое моление… – и молчание… Откликов практически не последовало… Почему? Не удалась попытка?
Да, есть очевидные погрешности. «Аз есмЬ» пишется с мягким знаком, а не твердым. Если «Рождество» написано с большой буквы, то почему «господа бога» – с малой?
«Дотащу,/свезу» цезура (пауза) после «дотащу» катастрофически ломает ритм (я бы не разделял эти слова, а объединил их – и строчкой и знаком: «дотащу-свезу»). Рифма «слов-богослов» -….не эстетская, а «Души - личина» – все-таки слабая, и некоторая аллитерированность «ч» помогает мало. Переход с дактиля на анапест и обратно в начале 5 строфы опять ломает ритм и ломает гораздо неприятнее, чем переход с 5-стопной строки на 6-стопную там же. И окончательно бедного читателя запутывает перенос рифмы внутрь строки: классически надо бы написать: «До всех у земли / краёв». А уж если быть нетрадиционной, так до конца: надо выносить «что богослов» за пределы строфы, объединяя с последними словами «скоро утро?». Объединяя по смыслу, а не по форме.
Зато какие изюминки! Внутренняя рифмочка «крыши ты – вышиты», звуковая подчеркнутость в метафоре «белогривый ангел – бельмо в глазу». Изумительная 3 строфа!
«Время ночью идет тайком, не спросясь, назад.» – это, вроде, о памяти… но ведь не только… здесь есть нечто, что нельзя объяснить, но можно понять… и ведь это та ночь, которая беломориной гаснет в руках старухи, той самой старухи, что просит: «Доченька…», в той самой руке, что протянута: «дай…». И еще один афоризм, и опять не европейской культуры, а дальневосточной, то есть не исчерпывающий собой, а открывающий путь: «и даю, потому что не дать, не хватает слов…» И попытка полета… ради звезды вифлеемской…
Так почему? Вы что слепы?!
Вспомнил: вот также Н.В.-Ю. полгода назад кричала о номинированных стихах Татьяны Литвиновой…
А помните предыдущую номинацию у Полины? – Нечто гладенько-розово-декаденское с небольшой клюквочкой посередине? Более 1000 читателей, а трафик тогда был гораздо меньше… а уж откликов… Интересно, что с ней будет дальше - с красавицей нашей стихоруйной?
Года два назад Дарья Коппола начала с интересного романтического стихотворения, в котором овеществлялась метафора «любовная буря» и получила хорошую прессу, но потом написала стишок о гинекологическом кресле, точнее о даме в этом кресле да гинекологе рядом, и получила 1000 читателей, что по тем временам было почти нереально… Всё… теперь пишет исключительно фельетончики… и прозу..
Ольга Сокол давным-давно даже ник себе брала - <Безнадежная любовь>, куда уж романтичнее, - теперь пишет нечто лубочно-матерное… и пытается - прозу.
Ольга Малиновская - номинатор данного стихотворения - будучи <Индирой Ганди> написала один из лучших на сайте циклов о любви – теперь не пишет даже прозы… Дирочка…
Афолина, полтора года назад написавшая на тему данного стихотворения «Где твое утро, богослов?!» теперь стала Анастасией Дорониной и хвастается стоимостью своего мекияжа (500$ порция).
Наталья Воронцова-Юрьева когда-то написала: «Мы не трахались – мы занимались любовью…». Потом… много потом… поправила «Давай займёмся любовью»? – да я бы за эту фразу тебя убила./Или ты не умеешь трахаться?», а стихотворение это удалила с глаз долой.
--------
Сравнивать любые женские стихи с лирикой Цветаевой – на сайте общее место, но ведь часто сравнения правомерны. Не потому ли, что Марина исчерпала тему? Не потому ли ее так любят?… И не любят - не потому ли… Я просто вспомню, даже не сверяя цитаты.
*
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь,
Бредут слепцы калужскою дорогой…
Калужской, песенной привычной, и она
Смывает и смывает имена,
Смиренных странников, во тьме поющих Бога.
И думаю, когда-нибудь и я,
Устав от вас, враги, от вас, мои друзья,
И от уступчивости речи русской
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По песенной дороге, по калужской…
**
…И вот смеется у камелька:
Сто богомольцев – одна рука…
***
…Ибо совместный плач больше
чем совместный сон…
--------
А совместная молитва? а совместная мольба?…
---------
Так что же будет на утро, богиня? На следующее утро…
Свидетельство о публикации №104010801027
-----------------------------------
Спасибо, Виталий. Для меня этот отзыв - очень много... Потому что, кажется, меня поняли.
Только позвольте некоторые замечания. "Аз есмъ" пишется с твердым знаком - я специально в молитвеннике смотрела. Возможно, современное написание архаизма изменилось в пользу передачи звучания?
Срифмовано не "души-личина", а "души-помаши". Никакого перехода с дактиля на анапест нет, соотношение ударных слогов на протяжении всего стихе практически однородно. Вас, скорее всего, смутило неудобное деление на строфы. Исправлю. Дотащу-свезу, наверно, вы правы. Я это писала, поэтому мне паузы не видно, но сама читаю - эхом.
Слов - богослов. У меня хватило бы фантазии придумать эстетскую рифму, но не хватило бы духу выкинуть из песни слово.
Рождество с прописной - потому что это говорит лиргегоиня. Господа бога со строчной - потому что это говорят... они - и как присказку.
Чтобы увидеть рифмовку проще всего сделать вот что:
Шаг назад от края крыши, ты - обернись.
На руках белой ниткой вышиты - два крыла.
Дали тела; летела, летела, да только вниз,
замирая __бирая __бывая… Твоя взяла,
как аз есмъ, белогривый ангел,- бельмо в глазу,
я дойду по дорогам, дорогам до Рождества.
Донесу свой крестик я- дотащу, свезу.
Мне Иваны помогут.И что мне до их родства…
Беломориной в пальцах старушечьих гаснет ночь
Ночью время идет тайком, не спросясь, Назад.
Никому не сестра, я всем встречным навеки Дочь,
«Дочка, дай ради господа бога».…Рука. Глаза.
И – даю, потому что не дать Не хватает слов.
Мимоходом в ладонь кладу Четвертак души.
Не смотри на меня, Мой забывчивый богослов,
У меня не лицо – личина… Ты помаши
мне ногой,белогривый ангел, И я пойду.
…Я дойду по дорогам, дорогам До всех краёв
у земли. И с последнего спрыгну И на звезду
Вифлеемскую посмотрю…….Поближе.Что, богослов,
Скоро утро?
<Полина Калитина> - 2004/01/08 18:30
----------------------------------------
Виталий Литвин 20.01.2004 12:48 Заявить о нарушении