Вот и минул год...

Вот и минул год с того момента, как я познакомился с этой замечательной страной «Стихи.ru», с её жителями – стихирянами, прекрасными и не очень, с её правилами, устоями, сюрпризами, радостями и печалями.
А попал я в эту страну случайно.  В канун нового 2003 года приехал к нам в Институт Саша Рыбушкин из Новосибирска в командировку, и, как бы, между прочим, поделился с нами за гостеприимным фуршетом об увлечении жены Ольги, публикующей свои стихи в Интернете и, даже, показал нам сайт «Стихи.ru» с её страничкой.
Вот я и подумал: «а почему бы и мне не попробовать?»
Итак, 6 января 2003 года на указанном сайте появилась страничка князя Чегодаева с первым стихотворением «Новогоднее поздравление Рыбушкиной Оле» - дань благодарности человеку, невольно ставшему причиной моего нового увлечения, которому я, с волнением и радостью, отдаю те короткие мгновения свободного времени, выпадающие у меня не часто и не надолго – что поделать, в этой динамичной жизни почти всё время «съедает» необходимая действительность.
Почему «князь Чегодаев»? Этот вопрос несколько раз задавали мне мои рецензенты. И я рассказывал им правдивую историю, услышанную от моей мамы, родившейся в простой крестьянской семье на Волге, в городе Горький. Когда она была маленькой, её, наказывая, часто приговаривали: «княгиня несчастная, княгиня несчастная!» Однажды, со слезами на глазах, она спросила свою маму, почему её так называют, и та рассказала, что бабушка моей мамы, а, следовательно, моя прабабка, была незаконнорожденной от князя Чегодаева из села Островское Екатерининской губернии.
Вот так, история эта, услышанная мной от мамы, побудила меня взять псевдоним – «князь Чегодаев».
Тот же логин взял себе и на сайте «Проза.ru», где опубликовал свой первый и, пока, единственный рассказ «МЕНЯ ЖДЁТ КАТЬКА», рассказ – быль, навеянный в длительной командировке в Монголии тоской по маленькому и самому дорогому мне человечку. Но на сайте «Проза.ru» другой менталитет, новички остаются незамеченными, и рассказ этот прочитали немногие.
Хочу поделиться со своими читателями тем, что узнал за год, находясь на сайте «Стихи.ru», недавно преобразованного в «Стихи.ру», что сделал (своего рода творческий отчёт), хотя то, что успел сделать, уважаемые читатели – перед Вами и судить об этом Вам.
А, вот, узнал многое и многих. Разные люди на сайте, контактируя с которыми убедился, что не скудна талантами земля российская. Многие произведения заслуживают восхищения, как и люди, их сотворившие. Есть и «средненькие», есть и откровенно нелепые, безграмотные и никчёмные. К счастью, их не так и много, точнее, попадаются они не часто, потому, что чаще всего вращаешься среди друзей по перу, выбранных по их произведениям, а кто же станет общаться с авторами бестолковых и откровенно плохих стихов? Разве только авторы такого же уровня по принципу «за что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха?»
Люди, как и в жизни, на сайте тоже разные. Мне повезло – большинство из них доброжелательные, умные, талантливые творческие личности, ставшие (надеюсь, что не ошибаюсь) моими друзьями.
Не обошлось и без врагов, опять же, как и в жизни, к счастью, их несоизмеримо меньше, буквально «раз, два и обчёлся». В основном, это духовно бедные индивидуумы с низким уровнем интеллекта, с полным отсутствием чувства юмора, бурно реагирующие на шутливые пародии и замечания. Их реакция: «сам дурак!» с выливанием обильного количества помоев с плавающими фантастическими (вот ведь где творчество-то проявляется) мерзостями, а также угрозы применения единственного аргумента, подсказанного их интеллектом: «дам в морду!». Попадались и свежеиспечённые «критики» школьного возраста, кои, нахватавшись «по верхам» азов из «Учебника стихосложения», размещённого здесь же, на сайте, с целью самоутверждения и заявления о своей значимости, пытались не к месту применить вычитанные ими знания « о мужской и женской рифме», а, получив доказательный ответ и сказав на прощание: «бяка вы!», исчезали навсегда. Да бог с ними, ведь кроме сочувственного сожаления, они не вызывают иных эмоций.
Другое дело – друзья, от которых перенимаешь их доброту, духовность, умение понимать собеседника, понимать жизнь. Я благодарен им за это.
В процессе общения невольно знакомишься с неписаными правилами поведения на сайте, стараешься их придерживаться. Официальные «Правила поведения…», к сожалению, не охватывают все ситуации, да это и невозможно. Не хочется утомлять читателей занудным брюзжанием на тему: «что такое хорошо и что такое плохо», поэтому решил облечь свои наблюдения в форму «морального кодекса строителя Стихиряшино», созданного однажды на своей страничке и куда, к моей радости, поселилось немало стихирян.
Итак, как и положено – вначале девиз: «от каждого - по способностям, каждому – по заслугам».
1. Стихирянин стихирянину друг (подруга), товарищ, брат (сестра), учитель, ученик (ученица), допустимо любимый (любимая), в исключительных случаях жених (невеста).
2. Придя с отзывом на страничку друга (подруги) не забывайте, что Вы в гостях и не уподобляйте присутствие Ваше кадрам сцены мультика «Винни Пух с Пятачком в гостях у Кролика», умейте вовремя уйти, вежливо закрыв за собой дверь. В противном случае, при слишком затянувшимся диалоге и Вашей генетически заложенной потребности последнего слова, Вы заставляете хозяина, если не вслух, то мысленно произнести банальную, но неизбежную шутку: «дорогие гости, не надоели ли Вам хозяева?»
3. Приняв гостя, старайтесь понять его мысли, цель его прихода и адекватно отреагировать на них. Умейте распознать «долю шутки в его шутке», не обижайтесь на юмор – ведь там Вы можете найти ту откровенную подсказку изъяна Вашего произведения, который Вам самому и Вашим вздыхателям и в голову-то не приходит.
4. Не бойтесь подсказать хозяину недостатки его произведения, даже, если Вы очень хорошо к нему относитесь. Поверьте, конструктивная, тактичная подсказка куда полезнее букета приторно-сладкой словесной мишуры не о чём, которую так любят навешивать почитатели (почитательницы) на своих кумиров.
5. Тактично ведите себя с гостем. Если же Вам не повезло и, в случае возникновения ситуации, описанной в п.2 – уйдите сами незаметно, по-английски, оставив гостя одного на Вашей страничке. Поверьте – скоро ему станет скучно одному и он тоже уйдёт.
6. Уважайте своих рецензентов. Не оставляйте без внимания и последующего замечания ни одного отзыва, как бы заняты Вы ни были. Поверьте, лучше ответить сразу хотя бы парой фраз, хотя бы символом, чем в последствии, терзаясь угрызениями совести, перебирать гору отзывов, скопившихся за месяц. Помните – неотреагированная Вами рецензия может быть истолкована, как обида, либо нежелание общения, что, в свою очередь, порождает обиду рецензента.
7. Возьмите за правило принцип взаимности «ты – мне, я – тебе». Не жалейте своих баллов для отзывов на произведения авторов, посетивших Вас. Помните – в общении, как и в футболе, « в одни ворота не играют».
8. Не стоит помещать в конце своей странички список рекомендованных авторов – это может привести либо к обильному их перечислению, либо обидеть неохваченных. Представьте учителя, хвалящего одного ученика в присутствии остальных, или на родительском собрании. А каково другим?
9. …и далее – предоставляю возможность другим авторам продолжить «моральный кодекс строителя Стихиряшино» в своих рецензиях и замечаниях.
Несколько слов об авторах. Как я уже сказал, у каждого своё окружение. Мне повезло – я попал в окружение поистине талантливых творческих личностей, которых, с полным правом, можно назвать поэтами, этакое золотое кольцо Стихиры, или, как выразилась одна из собеседниц – журавлиная стая. И я присоединился к этому клину. Иногда кто-то присоединяется к нему, кто-то выбывает, но, в целом клин держится дружелюбной, тёплой откровенной атмосферой общения.
Законы природы непоколебимы. Как и в глубинах океана, в Стихире тоже есть свои «монстры» не в смысле кровожадности, а с точки зрения веса, масштабов, популярности, словом, безобидные «китовые акулы», сопровождаемые, как и в подводном мире, стаей «рыб-прилипал» и прочей «рыбьей мелочью». Порой вызывает удивление буря восторга, обрушиваемая на корифея-автора за весьма посредственное его произведение, и, в то же время, игнорирование действительно удачных стихов малоизвестных авторов.
Сюда же можно отнести недоумение по поводу призовых произведений сайта. Порой прочитаешь и невольно подумаешь о предвзятости и протекционизме: «ничто человеческое не чуждо…» и номинаторам. Ибо как по другому можно объяснить некоторые, весьма слабые и художественно, и технически  произведения, выдвинутые ими на номинацию. Может быть номинаторам придерживаться более демократических принципов – завести раздел «ваши любимые произведения» (или что-то в этом роде), куда читатели могли бы помещать названия и авторов полюбившихся им произведений, а уже на номинацию отбирать произведения, получившие наибольшее количество голосов.
Есть претензии и к программистам сайта. По прежнему действует принцип «что написано пером, того не вырубишь топором». Имею в виду невозможность коррекции в рецензиях и замечаниях случайных ошибок, прозванных стихирянами «очепятками». Почему бы не предоставить авторам возможность их редактирования, как это делается с произведениями?
Очень трудоёмкая операция возвращения к написанным и полученным рецензиям прошлых месяцев. Попробовал по календарику – не выходит (вылазят «все записи» чужие). Пришлось последовательно в несколько приёмов перебирать месяцы. И до каких пор в «настройках» красным шрифтом будут гореть обещания: «Сервер пока не работает, будет доступен после 15 августа». Какого года? С прошлого года после 15 августа я с надеждой заглядываю в «настройки», но до сих пор натыкаюсь на это обещание.
А «глюки»?! Им можно посвятить целую поэму. Порой они вызывают раздражение, досаду, но, как это ни парадоксально, иногда оказываются весьма полезными – порождают новые успешные знакомства. И мне приходилось получать чужие рецензии, адресованные совсем другому автору, и самому «залетать» не туда, иногда благодарить впоследствии Его Величество Случай за «глюк», подаривший мне удачное знакомство.
Пару слов о технике стихов.
Сам я приверженец классического, как мне кажется, стиля: рифма должна быть точной, слог чётким, стихи написаны стройно, словно остро отточенным карандашом чертёжника. Иногда на замечание рецензируемому мной автору о слабой рифме, последний удивляется: «как – нет рифмы? Ведь слово оканчивается на “а”, а рифмованное на  “я-а-а”». Но ведь «вилка» и «морковка» тоже имеют одинаковые окончания. Можно ли их считать рифмующимися? Явно нет.
Есть любители «новизны», которые в погоне за оной так изуродуют рифму, что «вилка-морковка» окажется намного гармоничнее. Не призываю думать всех так же, как и я: «на вкус, на цвет…». Ведь в поэзии, как и в живописи, кому-то нравится и модернизм, и абстракционизм. Кто-то при виде «чёрного квадрата» Малевича «писает кипятком» от восторга (извините за грубое сравнение). Лично мне по душе Айвазовский, Левитан, Шишкин (ой, да много ещё других, поистине гениев кисти). Нравится и Рерих за его необыкновенные краски, нравится и Дали за его симбиоз реальных образов в фантастических ситуациях. А вот при виде произведений Малевича «выпал в осадок». Где же здесь творчество? Да ведь так «намалевать» может любой ребёнок, знакомый с геометрией. А абстракционизм? Покажите картину ценителю этого стиля и он начнёт «сыпать» восторги. А потом скажите, что написана она кистью, привязанной к хвосту осла. Интересно будет понаблюдать за лицом ценителя этой картины. Что поделать – мода наш бич и приходится с этим считаться.
Вот и в стихах стало модным «выпендриваться» невиданными доселе рифмообразованиями и считать банальщиной рифмованные ранее б/у слова. К счастью, таких любителей «новизны» не так и много. По мне, хорошо написанные стихи, хоть и старыми рифмами, лучше модерновых с изуродованной рифмой.
А главное – чтобы стихи рождались душой! Как и хорошая песня! Ведь у Бернеса не было голоса, но так, как он пел «тёмную ночь» не споёт никто, даже Басков. Также и в стихах. Я не согласен с теми, кто считает Асадова посредственностью, а его творения – антипоэзией.  Его стихи надо читать глазами, а слушать сердцем.
Не согласен также и с выражением, проскочившим совсем недавно на сайте: «поэзия рождается в муках». В муках рождаются уродцы. Прекрасные стихи, рождённые душой, вылетают как птицы – легко и непринуждённо. Когда стихи пишутся по заказу на какое-нибудь торжество или в стенгазету – это не творчество. Это ремесло. И здесь муки неизбежны. Одно из моих самых «любименьких» стихотворений- «ОЗОРНАЯ ОСЕНЬ – РЫЖАЯ ДЕВЧОНКА». Написана оно в Корее, буквально за несколько минут. Я сидел на завалинке маленького домика, ждал хозяина. Стоял тёплый, солнечный осенний день – бабье лето. Напротив, прямо передо мной – зелёная от сосен сопка с порыжевшей макушкой-чубом из сбрасывающих отмирающую хвою лиственниц. И сами собой стали складываться строчки…
Схватив карандаш и коробку из-под кассеты от магнитофонной ленты, стал записывать эти строчки, впоследствии оставив их почти без изменения.
И, наконец, о тематике стихотворений.
«Попрыгав» по стихам многих авторов можно сделать вывод, что на Стихире собрались, в основном, страдальцы от неразделённой любви, потенциальные самоубийцы, разнесчастнейшие из несчастных – столько надрывных душераздирающих воплей. Нет, я вовсе не призываю кривляться в шутовском колпаке – и у самого бывают «чёрные» стихи, но не каждый же день! Дорогие стихиряне! Снимайте, хоть иногда чёрные очки, посмотрите на мир без них – он ведь прекрасен и жизнь, чёрт её побери, всё-таки штука стоящая!
Ну, вот, кажется, и всё…
Приношу читателям свои извинения за столь пространное и нудное словоизвержение и благодарность за терпеливое прочтение, а также поздравляю всех с наступившим 2004 годом. Пусть он будет удачным для Вас, дорогие стихиряне!

6 января 2004г.


Рецензии
Игорь, мы счастливы? Здоровы?.Да. Мы счатливы.Здоровы.
Надеюсь-талантливы и любимы.
Игорь это- НАШЕ ВРЕМЯ!
С уважением!Восхищением ,Маргарита

Мария Кинельская   08.02.2004 22:33     Заявить о нарушении
Несказанно рад, Маргарита, прочитав эти строчки, искрящиеся жизнелюбием! Сам собой перефразировался куплет известной песни:
"Слабых душой плодила планета,
Всёже ей выпала честь:
Есть оптимисты!
Есть оптимисты!
Есть оптимисты!
Есть!!!
:-)))
Спасибо!
Игорь.

Князь Чегодаев   09.02.2004 03:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.