О красоте и спасении мира Достоевский и Уайльд
И что Уайльд искал «красоты внешней» - тоже расхожее мнение, впрочем, во многом созданное усилиями самого Уайльда. На самом деле, как писал Уайльд в «De profundis», художник всегда ищет «единства предмета с самим собой; внешнего, ставшего выражением внутреннего». Если так, то нет красоты внешней и красоты внутренней, есть только красота как «душа, получившая воплощение; тело, исполненное духа». Несомненно, и Достоевский искал той самой красоты, «в которой все берега сходятся, все противоречия живут».
Боюсь, что с «красотой, которая спасет мир» у нас получилось то же, что и со «слезинкой ребенка». Когда какую-то фразу слишком часто цитируют, она выпадает из контекста и теряет свой подлинный смысл. В монологе Ивана Карамазова слова «весь мир не стоит слезинки ребенка» не проявление гуманистических взглядов и сострадательности (именно в этом смысле их чаще всего и используют), а бунт против мира. Кстати, на примере этой фразы можно прекрасно проиллюстрировать, какое значение имеет форма, в которой выражена мысль. «Весь мир не стоит слезинки ребенка», по сути, означает то же самое, что и «свету провалиться или мне чаю не пить?» в «Записках из подполья». Смысл обеих фраз в том, что если миру наплевать на отдельного человека, на его желания, нужды, страдания, то не надо вовсе такого мира. Но в первом случае мысль высказана так, чтобы «пронять»: тут и «слезы», и «ребеночек»; такие слова изначально выбивают оружие у любых оппонентов, превращая их в бессердечных злыдней, которым не жаль плачущих детей. А во втором случае то же самое выражено грубо и нагло, с «высовыванием языка»: тут, во-первых, «я» - стало быть, эгоизм, во-вторых, «чаю не пить» - чистый каприз. Подобная фраза может лишь в лучшем случае возмутить, в худшем - вызвать насмешку. Вот что значит форма!
Слова Достоевского о красоте, которая спасет мир, обычно воспринимаются как некая завершенная мысль, не требующая пояснений. Но вот вопрос: что значит «спасти мир»? И от чего следует его спасать? Выскажу свое личное мнение: спасти мир означает найти в нем нечто, ради чего ему, миру, со всеми его ужасами и нелепостями, стоит существовать. Это следует из всего ранее написанного Достоевским – он ведь считал, что миру не стоит быть, из-за «слезинки ребенка» и из-за многого другого. И в этом смысле красота действительно спасает мир, наполняя его неким смыслом, по крайней мере, для художника. Но из этого вытекает, что мир, в котором красоты нет, не стоит того, чтобы быть спасенным. И здесь мысль Достоевского и мысль Уайльда плавно перетекают друг в друга. Для Уайльда красота не просто спасала мир, она творила мир – но разве можно спасти мир, не сотворив его вновь и вновь? И, во всяком случае, красота спасает тот единственный мир, который, может быть, стоит спасать – индивидуальный мир человека, в котором без красоты ничего нет. «Мир спасти, вероятно, уже не удастся, но отдельного человека всегда можно». Это уже великий поэт века двадцатого – Иосиф Бродский. Хотелось бы верить …
Свидетельство о публикации №103121800687