Что делает художник в грозу

В солнечной ванне купалась земля,
Изгнав из памяти образ дождя.
Облака, как богатых дельцов кошельки,
Зависли над плазменным телом реки.

Я в поле стояла.Знакомый пейзаж
Предо мной расстилался. В руке карандаш
Дрожал и качался, как гибкий тростник.
И кисть ему вторила. И в этот миг,

Когдарадость, как белошвейки игла,
Мое сердце кольнула, из-зиа угла
Лохматая туча оскалила вдруг
Крысиные зубы - и хлынул на луг

Ливень, как беспокойный больной,
Что бродит от одной палаты к другой.
Он то стихал на минуту, то вновь
Лил на меня свою мутную кровь.

И судоржно дергался мокрый картон,
Как преступник, что на смерть осужден.
Набок туча сползла, как берет.
С трудом я сложила мокрый мольберт

И двинулась в путь. И липкая грязь
Под ногами чавкала. Не торопясь,
Одетая в хлипкое платье дождя,
Добрела до машины - потрачены зря

и силы и время, и слез водопад
По щекам низвергается - все невпопад
Я делаю в жизни, всегда невезет,
И маслом падает вниз бутерброд.

Но солнечный луч тропу золотит.
И из-под куста на меня смотрит гриб.
На толстой ножке, важный такой,
Прикрытый слипшейся черной листвой.

Я ножиком белый срезаю и - ах!
Еще один нахожу в двух шагах,
Неподалеку третий, пятый, седьмой.
Как штопор в небе, черный дым над рекой -

Наверное, кто-то свой дом спалил,
Я еду домой, совершенно без сил.
На душе пустота, и грозой был убит,
Как ребенок желанный, вдохновения миг.

июль, 2003


Рецензии
Если в верхних по списку на вашей страничке стихотворениях вы обращались к теме более субъективной, то в нижних я нашёл у вас другую тему: человека на природе, она более легка для разбора стиха, поэтому попробую высказать свои мысли в отношении двух стихов: " Что делает художник в грозу" и " Приход весны", это знакомые каждому переживания и потому в них можно определиться с общей точкой зрения в которой возможно взаимное понимание, то есть я встретил возможность поговорить об объективном.

В солнечной ванне купалась земля,
Изгнав из памяти образ дождя.
Облака, как богатых дельцов кошельки,
Зависли над плазменным телом реки.

Очень удачное начало, особенно богат образ солнечной ванны; все образы - неба, залитого светом, облаков, реки поданы своеобразно, в них совсем нет оскомины штампа, восприятие критически относится к каждому и все они с собственной окраской, по разному воспринимаются читателем. Я, например, был изумлен сравнением с ванной - как точно про влажность и яркий свет в очищенном воздухе; неожиданное сравнение облаков с кошельками вначале было воспринято как ирония, что контрастно, если вспомнить первый образ, который задаёт определённый стиль описания, но следом ( вспомнив пухлость кошельков), согласился, тем более и стиль есть, ведь и ванна и кошелёк это вещи из обихода, то есть здесь описание как череда сравнений с предметами из дома. Поэтому плазменное тело реки - образ из другой стилистики, более привычной для поэзии, но и он нов и вместе с тем прекрасно передает испарения и отражения от водной поверхности, некую дымку.

Я в поле стояла.Знакомый пейзаж
Предо мной расстилался. В руке карандаш
Дрожал и качался, как гибкий тростник.
И кисть ему вторила. И в этот миг,

Когдарадость, как белошвейки игла,
Мое сердце кольнула, из-зиа угла
Лохматая туча оскалила вдруг
Крысиные зубы - и хлынул на луг

Ливень, как беспокойный больной,
Что бродит от одной палаты к другой.
Он то стихал на минуту, то вновь
Лил на меня свою мутную кровь.


Здесь вы начали с повторения: знакомый пейзаж ( а вы его уже описали, причём восторженно (имею ввиду восторг от новизны), поэтому эпитет знакомый принижает предыдущую строфу, было бы иначе, если вы с этого начали стих, а потом бы дали то описание, а уж после - возобновившийся дождь - тут ваша ошибка, композиционная). Далее начались издержки стиля: какой-то непонятно откуда взявшийся угол, крысиные зубки, больной, кровь. Очевидно вы стремитесь передать сужение пространства, кругозора ( угол, палата), но образная система здесь неудачна конкретностью зубов, тем, что болезнь, беспокойный больной - это неестественность при описании естества стихии. Переносы между строфами совершенно неоправданы, они привносят прозаичный момент, с ними уходит поэтичность. Но об этом дальше.

И судоржно дергался мокрый картон,
Как преступник, что на смерть осужден.
Набок туча сползла, как берет.
С трудом я сложила мокрый мольберт

И двинулась в путь. И липкая грязь
Под ногами чавкала. Не торопясь,
Одетая в хлипкое платье дождя,
Добрела до машины - потрачены зря

и силы и время, и слез водопад
По щекам низвергается - все невпопад
Я делаю в жизни, всегда невезет,
И маслом падает вниз бутерброд.

В предыдущем отрывке в описании огорчения утеряна образная ткань и здесь у вас попытка вернуться, сформировать новую, но вы не стремитесь к сжатию, стремитесь к подробности, то есть к прозе, ваше описание прозаично не только тем, что оно длинно, но прежде всего тем, что следует за событиями, за вашими чувствами - они управляют стихом. Эти три строфы надо бы передать одной, в которой емкий образ и мысль, которая передаёт читателю ваши чувства.

Но солнечный луч тропу золотит.
И из-под куста на меня смотрит гриб.
На толстой ножке, важный такой,
Прикрытый слипшейся черной листвой.

Я ножиком белый срезаю и - ах!
Еще один нахожу в двух шагах,
Неподалеку третий, пятый, седьмой.
Как штопор в небе, черный дым над рекой -

Вот здесь: первая строфа - это поэзия, но так как вы не можете в следующей уберечься от рассказа, то всё вместе - это проза. Оставьте вашу радость от находки, просто восхититесь: Прикрытый слипшейся черной листвой. Зримая картинка, взгляд художника, способный передать эту радость существования, особости, независимости от того, есть ли что ещё кто вокруг, нету ли? Гриб сам по себе, как символ естества, неподвластного мнениям, радующегося дождю. А последняя строфа показывает, что стих ваш о случайном и закономерном ( так можно воспринять ваши намерения, то что вы хотели выразить) захлебнулся в неспособности определить тему, систему образов, цель и структуру, форму стиха.

Frank   28.12.2003 15:32     Заявить о нарушении