Дно бездны

Невозможно. но.. у бездны есть дно,
Там бесконечности слились в одно.

Я знаю, я видела, где это дно!

Я узнала его и узнала страх,
Встали стрелки в ручных часах.

Дно бездны - в твоих глазах.


Рецензии
Это необычайно хорошо, Сударыня!... Мои искренние поздравления...

У меня буквально нет слов, чтобы выразить эмоцию восхищения этим коротким, но совершенно выдающимся стихотворением... Выдающимся, и не меньше, ибо первые же мои впечатления от прочтения были столь сильны, что перед моим мысленным взором проносились целые галактики впечатлений... Вам удалось бесспорное чудо, Сударыня... Этим стихотворением Вы выразили столько, сколько иным авторам не удаётся выразить целыми томами текста... А Вам - это удалось... С чем Вас и поздравляю...

Сейчас я попробую вкратце рассказать о своих сильнейших впечатлениях, ну, а затем - пусть Ваш стих оценят хотя бы те несколько сотен читателей, которых я Вам искренне желаю... Хотя, по большому счёту, я желаю Вам большего... Я желаю Вам, чтобы именно это, наиболее удачное из Ваших, как мне представляется, стихотворение, чтобы его прочитали все-все, кто любит стихи... Это, действительно, маленький, но безупречный и безусловный шедевр... Впрочем, это всего лишь мнение отдельно взятого читателя... )))

Итак, "дно бездны"... Первая мысль, которая мелькнула у меня в голове - это структура пространства и времени... Именно там, в структуре этой, и появляются такие образы и символы, которые могут обозначаться словами "дно бездны"... На сегодняшний день для меня это "дно бездны" - более всего ассоциируется по структуре с этаким "гиперпространством"... Пространством-временем нашего человеческого восприятия друг друга... Там нет верха и низа, но для удобства представим, что это самое "дно бездны" - оно находится "внизу"... Итак, представим, что есть некая пространственно-временная "пропасть" между Вами и мною, расположенными, предположим, на одной и той же "высоте"... И, вот, далее представим, что и от Вас, и, соответственно, с другой стороны "пропасти", от меня, вниз уходят некие поверхности, которые постепенно сходятся до касания, но касаются они - именно "по касательной", таким образом, схождение этих поверхностей, которые мы можем называть "стенками бездны", это схождение - оно кажется бесконечно растянутым во времени и пространстве, ибо чем ближе сходятся эти поверхности, тем медленнее и плавнее они сходятся... Оставим сейчас в стороне другую, не менее важную, тему о связи параллельности и касательности, ибо в Вашем стихотворении об этом мне не прочиталось, и рассмотрим только ту модель, о которой сказал выше...

Итак, "пропасть", как символ некоторого огромного расстояния между нами, и под нею, под этой "пропастью" - "бездна"... Самоё "дно бездны", таким образом, становится весьма далёким от нас, почти неразличимым, ибо сходятся "стенки бездны" - на бесконечном от нас удалении... Но здесь следует вспомнить о том, что каждое пространство-время - имеет свои, хотя и бесконечно большие, но ограниченные-таки "размеры"... И посему - пусть хотя бы и по касательным, но, так или иначе, "стенки бездны" - сходятся в некоторой предельной точке... Ведь "касательные" - они-таки "касаются", то есть, самоё "дно бездны" - оно реально существует, просто - оно находится очень-очень "далеко" - и очень-очень "давно"! - от нас с Вами... Это "дно бездны" - и есть наше с Вами "начало пути", это и есть та точка, в которой мы с Вами - далеко и давно - были единым целым... "Дно бездны", таким образом, в пространственно-временном смысле, помимо прочего, символизирует ещё и первичное единство, то есть, некую нашу с Вами изначальную цельность... Под нами с Вами я подразумеваю здесь, разумеется, не конкретных людей, и не личности... Под нами с Вами я подразумеваю всего лишь две пространственно-временные точки в мире восприятия, точку "женскую" и точку "мужскую", две точки, каждая из которых обладает внутренней независимой способностью наблюдения за пространством-временем и за другой точкой... Опасаюсь утомить Вас сложностью этой модели, Сударыня, но это - вполне реальная модель, каковую напомнило и раскрыло мне со всею силою - именно Ваше стихотворение... И спасибо Вам за это...

И вот здесь, как только мы начинаем видеть перед собою эту структуру пространства-времени, когда мы начинаем видеть эту символическую "пропасть", разделяющую нас с Вами, тогда мы и начинаем задаваться огромной важности вопросом... Как же нам соединить "женскую" и "мужскую" точки, "пропасть" между которыми столь огромна, что объединяющее их изначальное "дно бездны" становится почти неразличимым... Неразличимым, за исключением лишь таких уникальных случаев, как Ваше стихотворение, когда это изначальное "дно бездны" становится возможным заметить... Как?... Как и куда нам двигаться, или, другими словами, куда расти, чтобы приблизиться друг к другу?... Чтобы достичь, по возможности, понимания, или, в лучшем случае, некоего идеального или гармоничного "совпадения"?... И тут мы начинаем понимать, что путь наш дальнейший вовсе не так прост, как может показаться при поверхностном взгляде на эту модель... Ибо мы не можем двигаться ни "навстречу" друг другу, ни "параллельно"... Ибо если мы начнём двигаться "навстречу" друг другу, то своим движением мы разрушим структуру пространства-времени и сразу же окажемся - над "бездной"... И, естественно, упадём "вниз" и "назад"... Сколь болезненным или смертельным может оказаться результат такого "падения", не берусь даже предсказать... Если же мы начнём двигаться максимально быстро "вперёд", то есть "вверх", что в контексте данной модели означает движение "параллельное", то мы так и не приблизимся друг к другу, ибо останемся навечно разделёнными "пропастью" и её "бездной"... И тогда мы понимаем, что единственный наш способ сблизиться - это плавно сокращать ширину "пропасти", осуществляя, тем самым, некое "строительство" самих себя вдоль новых "стенок бездны", которые теперь уже уходят вместе с нами не "вниз", но "вверх"... И так мы сможем двигаться "вперёд" и "вверх", сходясь и сближаясь в процессе своего внутреннего, что уж там скрывать, роста... И сохранить уже описанную структуру пространства-времени нашего восприятия мы можем, опять-таки, лишь сближаясь очень плавно, то есть, "по касательной"... Тогда, рано или поздно, наши "женская" и "мужская" точки совместятся где-то очень-очень далеко, то есть, "вверху" и "в будущем"...

Здесь хочется вспомнить даже и такой скромный факт, что у автора этой рецензии случился однажды, в 2002-году, некий стишок, частично отражающий указанную модель, и стишок тот смело можно было бы разместить здесь в качестве "отклика", если бы этот "отклик" не обладал совершенно непропорциональным Вашему произведению огромным размером, что на фоне Вашего, невероятно лаконичного стихотворения, смотрелось бы грубым фарсом и попыткой прокомментировать идеальность точки путём рисования жирной неровной кляксы... ))) Это я пишу к тому, что даже и мне самому, как автору, кажется весьма завидным Ваша удача в плане компактности точного отражении сложных и многомерных реалий внутреннего мира человека...

В целом, мои собственные ощущения современного положения дел в вопросе о сближении женского и мужского говорят мне о том, что такое историческое общечеловеческое "сближение" уже началось... Впрочем, началось это сближение не так давно, - возможно, в пределах нескольких лет назад... Казалось бы, данные мои ощущения уже почти не имеют отношения к Вашему стихотворению, но даже и оно, стихотворение Ваше, являет собою выраженное в поэтической форме важное доказательство начавшегося "сближения"... И теперь - "женское" и "мужское", как два ортогональных (перпендикулярных) многомерных пространства восприятия, начинают постепенно сливаться в единое общечеловеческое многомерное пространство, приобретая, тем самым, всё большее количество новых общих измерений, при этом сохраняя строго перпендикулярными прежние, частично устаревшие, свои измерения...

Вторым, необычайно сильным моим впечатлением от чтения Вашего стихотворения была одна весьма непрямая, но очень важная ассоциация... Всё дело в том, что у Вас присутствует такая огромная концентрация смысла в небольшом тексте, подобную которой мне ранее удалось затетить только в одном весьма и весьма гениальном стихотворении Велимира Хлебникова... Пишу это не ради "сравнения", но ради самой возможности привести здесь цитату, отражающую столь же великое умение, подобное Вашему, а именно - умение сконцентрировать в нескольких строках весьма огромные истины человеческого мировосприятия... Вот что пишет Хлебников:

Есть запах цветов медуницы
Среди незабудок
В том, что я,
Мой отвлеченный строгий рассудок,
Есть корень из Нет-единицы,
Точку раздела тая
К тому, что было,
И тому, что будет.
Кол.
1922

В комментариях к этому стихотворению разъясняется, что "медуница" символизирует у Хлебникова "будущее", а "незабудки" символизируют "прошлое"... И, далее, мы можем заметить здесь же глубочайший смысл "корня из Нет-единицы", то есть, якобы несуществующего, а на самом деле всего лишь предельно неощутимого, но существующего, "настоящего", которое выражено именно в человеке, в его способности "ощутить момент", в его умении выйти своими ощущениями в другое измерение, в более чем трёхмерный мир своих чувств, осуществляя оттуда свой контроль за гранью между прошлым и будущим самого себя, между мечтами и памятью, между фантазией историей... Вообще, можно комментировать это стихотворение вечно, ибо Хлебникову здесь удалось вложить в короткий текст настолько огромную тайну человеческого восприятия мира, тайну столь многостороннюю, что изучаем мы её всю свою жизнь... Впрочем, речь здесь лишь о тех людях, кто изучает что-то, а не только живёт-поживает ради себя или ради других... )))

Таким образом, подобно идеально лаконичному Хлебникову, Вам также удалось достичь высочайшей концентрации выраженных словами важнейших ощущений и истин о человеке... Вам удалось отразить в этом своём стихотворении величайшую тайну "дна бездны", как центра симметрии, как "первоистока" человека, как точки совмещения "женского" и "мужского", а также как цели долгого развития многомерности человеческих чувств... В частности, из пересказанной мною модели мы можем видеть, что точно такое же "дно бездны", какое есть "внизу" и "в прошлом", существует также "вверху" и "в будущем", как предельная точка человеческого развития на данном "этаже" пространства-времени... И точка такая - действительно, существует... А тот факт, что Вам удалось указать также и на замедление хода времени в процессе приближения к этой точке ("сближение по касательной"...) делает Вашу модель "дна бездны" намного более точной и подробной, нежели гипер-модель пространства-времени, пересказанная мною в очень примерном и грубом изложении... И, заметьте, мне пришлось, при всей упрощённости и приблизительности моего рассказа, излагать эту модель намного длиннее, чем сделали это Вы... ))) Ещё раз поздравляю...

Теперь третье сильнейшее впечатление, которое является несколько более приближенным к повседневному физическому миру, где, собственно, мы и можем наблюдать такие телесные явления, как изображённые в Вашем стихотворении "твои глаза"... Совершенно верно, речь пойдёт о глазах и о зрении... Не стану повторяться о том, что глубина авторского "внутреннего зрения", которое проявили Вы, достойна всяческого восхищения со стороны внимательного читателя... Действительно, преклоняюсь... В особенности, если Вы оказались способны "прочитать" такие стихи - "прочитать" их именно "по глазам"... Но речь пойдёт не об авторе, конечно... Речь пойдёт именно о "внутреннем зрении" Вашего лирического героя... О тех самых удивительных "твоих глазах"... И тот эффект отражения "дна бездны" в глазах, о котором Вы пишете - это несомненное подтверждение реальности "внутреннего зрения", или "внутренней фокусировки зрения", как это видится стороннему наблюдателю... И мои ощущения подсказывают мне, что такие люди - а именно, люди с "внутренней фокусировкой зрения" - действительно, существуют... Возможно, Вам известен принцип отражения "внутренней фокусировки" в иконописи, путём применения художниками принципа "обратной перспективы"... Это отражается на иконах своеобразным обратным искажением "перспективы", когда линии на изображении сходятся не к горизонту, но к наблюдателю, смотрящему на изображение извне... Таким способом зрение наблюдателя настраивается к тому, чтобы обратить это зрение к "внутренней фокусировке", то есть, более простыми словами, к самоуглублению, или, если подробнее, то к медитативной концентрации чувств, включая и зрение, на собственных ощущениях... При этом зрение не отключается от рассматриваемого изображения на иконе, однако, оно переходит в совершенно особый режим расфокусированного, непредвзятого наблюдения за изображением и за самим собою... Действительно, при рассматривании иконы человек "наблюдает" при этом - в первую очередь - себя самого... Глубина такого "внутреннего зрения" способна раскрыть необычайные чувственные резервы даже у самого обыкновенного человека... Предполагаю, что это вполне может явиться одной из причин чудодейственных влияний икон и прочих особых изображений, включая портреты, на живых людей и на их жизни... Не стану утверждать того, что автора вдохновила на это стихотворение именно икона... Но смею предположить, что настройка зрения даже и у автора - в момент написания этого произведения - была именно "внутренней"... Такая уж это странная вещь - симметрия... Впрочем, только автор может точно знать все детали создания этого стихотворения... А мне, действительно, очень трудно поверить в то, что это написано не классиком... ))) И, в любом случае, хочется ещё добавить о том, что "дно бездны", рассматриваемое в контексте "чтения по глазам", несомненно означает для меня всё ту же "божественность" или "первичность", которая материализуется, в том числе, в таких физических явлениях, как симметричные в парности своей глаза земного человека...

Пожалуй, столько о "внутренней фокусировке зрения"... И на этом, наверное, следует остановиться, ибо затруднять Вас чтением описания менее значимых моих впечатлений, пожалуй, было бы слишком навязчивым... )))

В общем, такое у Вас получилось "дно бездны", Сударыня... И даже если Вы хотели написать всего лишь об эмоциях, то получилось у Вас - очень философское и в немалой степени религиозное, при том необычайно правдивое стихотворение... Ещё раз выражаю Вам свою читательскую благодарность, а также хочу пожелать Вам и в будущем - не менее значимых стихов... Спасибо...

Одинаковый   17.01.2004 06:58     Заявить о нарушении
Ещё несколько слов о символике отдельных слов... Возможно, Вам, как автору, это будет интересно... Я обычно использую толтекскую символику, но это не принципиально, ибо каждый человек при глубоком самопогружении может восстановить собственную символику из недр памяти восприятия... Итак, символика по отдельным наиболее важным словам:
- "страх" - пространство, расстояние...
- "часы" - время, длительность...
- число "один" - гибкость, подвижность...
- число "два" - покорность, судьба...
И, поскольку упоминаемые "часы" - именно "ручные", то я решил дописать сюда ещё и символику для слова "рука"...
- "рука" - взаимоотношения с миром...

Как легко видеть, именно последнее слово - "рука" - является той самой центральной точкой, мельчайшей и почти незаметной, вокруг которого и "собирает" автор весь мир в данном стихотворении... Ещё раз спасибо автору...

Одинаковый   17.01.2004 07:08   Заявить о нарушении
И ещё - несколько строк для номинаторов:

Уважаемые номинаторы!... Я, конечно, понимаю, что номинировать короткие стихи на этом сайте не модно... И я, конечно, понимаю, что дизайн сайта был изменён в сторону увеличения "ширины" страницы - именно с целью создать Вам, уважаемые номинаторы, дополнительные трудности в соблюдении правил номинации, которые зачем-то были жёстко увязаны с "длиной", а не с качеством рецензии, оставляемой номинатором в качестве обоснования номинации... ))) И всё-таки...

Уважаемые номинаторы, дамы и господа, Судари и Сударыни!...
Я призываю Вас сегодня проявить настоящую смелость... И - номинировать данное замечательное стихотворение на конкурс... И - если проблема номинирования данного стихотворения связана лишь с невозможностью, по причине занятости, написать "длинную" (смешно, честное слово...) рецензию на это короткое стихотворение, то я с огромным удовольствием готов уступить все авторские права на данную рецензию, и уступлю эти права любому номинатору, который готов проявить смелость и подарить всем читателям сайта возможность прочесть это маленькое стихотворное чудо... Потому что мне кажется, что в наше время - такие удачные стихи являются очень большой редкостью...

С уважением к номинаторам,...

Одинаковый.
17.01.2004

Одинаковый   17.01.2004 07:10   Заявить о нарушении
В теплой ладони зажав благодарность,
Я ее сберегу от пустых холодов.
Это лишь малость, ничтожная малость -
Капли души в перекрестице слов.
За отклик - за это звенящее эхо,
Спасибо. Тепло принимаю всегда.
Встречные волны - не чудо ли это?
Стирают границы, различья, года...

Спасибо за внимание и чуткость. И главное, Вы поняли... Бывает ощущение, что именно в этот момент и замыкается круг, замирает время. Ты ощущаешь себя точкой, принадлежащей спирали времени. А мир вокруг становится игрушечным... Это - или Любовь (Возрождение, Жизнь)или Смерть.

С уважением и поклоном.

Клена   20.01.2004 07:37   Заявить о нарушении
Ой, Сударыня, какой приятный стишок, ещё раз спасибо Вам... ))) Не кланяюсь, но - киваю, с улыбкой и благодарностью... ))) Но мне проще без поклонов, если Вы не против... И, кстати, про "смерть" мне в Вашем стихотворении ничего не прочиталось, Вы так и знайте... Но, если Вы пожелаете, чтоб это Ваше стихотворение прочитали многие, то предложите его кому-нибудь из номинаторов, или в форум, или в промопакет... А мою рецензию смело можете удалять, если она чем-то мешает... Главное - пусть читают Ваше...

***
...Снег серебрится ладонями ёлок,...
...И, собирая снежинки как бусы,...
...Взгляд по кристаллам рассыпался грустно,...
...Чтоб, отразившись, вернуться весёлым...

Одинаковый   20.01.2004 15:29   Заявить о нарушении