Ты волнуешься - голос дрожит...

Я болтаю легко, смеюсь.
Мой звонок – он тебя  спас.
А в глазах вселенская грусть,
Только ты их не видишь сейчас

Ты волнуешься - голос дрожит,
Чтобы мой не дрожал – прощаюсь.
Ну скажи, ну скажи, скажи!
Ты молчишь, и я обрываюсь.

Ты глотаешь
            мои
                гудки,
Я сегодня
          напьюсь
                печали.
Лучше б мы с тобой, дураки,
Напоили друг друга чаем.

23.09.2003


Рецензии
Дорогая рекламщица! Как не идет твой ник твоим же стихам! Все же не знаю, как к тебе обращаться иначе. И фотка, увы, не открывается.
Не мешкая – к делу, а именно к стихам. Главное, что мне удалось усмотреть – ты прогрессирующий поэт. Дистанция огромного размера от нечитабельного «Вечного запаха» до впечатляющей своей лаконичностью и точностью вещи «*** (На ручке царапина...)». Обычно происходит наоборот – юношеский энтузиазм исчезает, и сочинительство становится пустым, неинтересным, механистичным.
Две половинки твоего творчества меня поразили своей разностью. Первая часть, расположенная в основном в разделе «про любовь», хранит в себе еще не угасшее чувство, которое не вполне может оформиться в строки, строфы, рифмы. Однако эти стихи спасает кипящее чувство, живая эмоция, «Мир из звуков, из запахов, прикосновений, красок, света, теней, поцелуев твоих» («Признаюсь»).
Из «первой» части мне ближе всего стих «Остановка». Не случайно отсутствие знаков препинания – это читается, как заклинание, как молитва. Это крик души: «мне всегда мне всю жизнь будет 21». Отчаяние, пронизывающее этот стих, впечатляет и завораживает. Вроде бы тема не оригинальна, но степень душевной катастрофы, которую сумела передать автор, действительно, встречается редко. Тут каждая строчка болит.
«Осень волосы растрепала», конечно, еще далеко не законченное произведение, но мне понравилось, как ты умеешь рассказывать сказки: получилось, по крайней мере, не скучно. Может, попробовать этот талант развить?
Вторая часть – стихи зрелые, ограненные, созревшие. Та же «Царапина» - здесь уже не пылающие страстью строки, а простые, на вид безыскусные. Но зато изображают они знакомому каждому чувство – ностальгию по детству – более точно, более сильно. И построение стиха гармонично: сначала задается тема – «Я доченька папина./Уже подросла», вызванное ассоциацией от царапины, затем шесть строк – развитие темы путем перечисления фактов сегодняшней жизни по сравнению с детством («мысли циничные – раньше их не было», «есть уже бывшее» - раньше было все впереди», перечисление впопыхах «среднее, высшее» как бы говоря – кому это образование нужно?) Однако эта печаль светла – это не ах! все потеряно, все ушло безвозвратно – так бывает со всеми рано или поздно. И завершается стих логично: «Как хотелось бы, если не все детство вернуть назад, но хотя бы капельку!». И лексика специфическая, детская. Сплошные уменьшительно-ласкательные формы: «Капелька, доченька, дружок, немножечко, сережечки». Здорово сделано!
Но все-таки, чтобы понять твой поэтический мир, этого стихотворения недостаточно. Самым важным мне представляется «Я поняла – иначе жить неинтересно». Это почти не стихотворение – это манифест, вроде «Вам!» Маяковского. Тут обостряется любимая тобой тема: Поэт и толпа. Или не так возвышенно: неприятие мира, в котором нет места чувствам, в котором все построено на условностях, на игре. Героиня понимает, что лучше «жить на ощупь» и страдать, чем жить чужим умом в выжженной пустыне моралей, законов, кодексов. Та же ситуация в стихе «Тихо, тихо, спокойно», да и в других, но здесь она представлена более ярко.
И, наконец – во многих твоих стихах обнаруживается мягкий, ненавязчивый юмор, добрая улыбка. Это очень важно, кстати, юмор в поэзии – если поэт способен на это, то он чего-то да стоит. Пример: стих «Дверь», напомнивший мне монолог Гаева к шкафу. Кстати, классно сделано кольцо: если первая строфа представляет собой анафору – обе строчки начинаюся «ты проСто…», то последняя строфа четыре(!) раза повторяет сочетание «Сто»: просто, стой, стоишь, сто. И это не бросается в глаза! Зато звучит великолепно. Или в стихе «*** (Ты волнуешься - голос дрожит...)» комический эффект создает овеществление метафоры «пить печаль». Да уж, куда лучше пить чай, чем печаль. Вообще последние стихи какие-то светлые, хотя понятно, что это лишь видимость: «Я болтаю легко, смеюсь…А в глазах вселенская грусть» (Там же). Даже непонятно откуда она взялась, вселенская грусть – не от ускользнувшего ли детства, не от несбывшихся ли мечтаний? «…но жаль уже не будет/ так радостно на этой же душе/ как в детстве» («О душе (из детства по ступеням вниз спускаясь)»).
Иначе говоря, рекламщица, стихи твои становятся все лучше, глубже и быстрее. Так что ты на верном пути. Многие твои произведения уже сейчас цельные и законченные. За ними чувствуется человек со своими страданиями, неудачами и победами. А это основное в поэзии, как мне кажется, а уж потом всевозможная техника, служащая лишь дополнением. Удачи тебе в жизни! И вдохновения!

Макар Ругонов   30.11.2003 00:14     Заявить о нарушении
Как жаль, что удалось зайти на сайт лишь 2 декабря и всего на минуту, ведь ты можешь уже и не прочитать мой ответ. А я опять побежала в неизвестном направлении… Даже не успела ознакомиться с твоим творчеством, посмотреть на твое фото (надеюсь оно есть на сайте), но я распечатала рецензию и добравшись домой в 23.07 прочла ее внимательно.
Я не буду сегодня заниматься «английским», не включу телевизор. Я буду писать ответ тебе… в надежде, что ты его все же прочтешь.

Бесконечное спасибо тебе, Макар, за цельную обстоятельную рецензию на мои стихи. Звать меня Мила Стрельникова, а «рекламщица» потому, что работаю менеджером по рекламе.
Так приятно, лестно… нет, все не то.
Не знаю как выразить словами степень благодарности тому, кто не просто прочитал пару моих стихов и положительно или отрицательно (не важно как) оценил их, а сделал это глубоко, детально, охватив глазами, умом и сердцем разные грани, разное время, разные стили моего творчества. Но у тебя получилось еще больше: та часть, где ты «разбираешь» мои стихотворения не оставляет никаких сомнений – ты понял именно то, что я хотела сказать. Почти все. Спасибо.
Не знаю удастся ли мне воплотить в жизнь совет по поводу сказок, по крайней мере, в моих силах ответить на твой вопрос (это ведь был вопрос?) «…откуда она взялась, вселенская грусть – не от ускользнувшего ли детства, не от несбывшихся ли мечтаний?». Нет, конечно. Хотя по детству не грех и погрустить: по ласковой заботе близких и ощущению что ты лучший человечек в мире, а этот самый мир прекрасен. Так что, я думаю, капелька детства никому бы не помешала, особенно в осеннее-зимний период – эдакая витаминная инъекция для поддержания иммунитета. Эта грусть не от несбывшихся мечтаний, нет. На мой взгляд, слово «мечтания» какое-то эфемерное. Я думаю о чем-то, воображение рисует неясную картинку в стиле Моне моих сиюминутных желаний. Неужели все это должно сбыться? Во-первых, мысли и желания возникают довольно часто. Во-вторых, также часто могут меняться на прямо противоположные. Да и чему сбываться, если я сама, попроси меня все четко сформулировать, вряд ли с этим справлюсь? Совсем по-другому с мечтой. Я ясно представляю свои мечты, несмотря на то, что могу задумываться об этом не каждый день, месяц или полугодие. Но разбуди меня ночью и спроси - чего хочу в данную минуту, в данном году или в данной жизни (это не руководство к действию, это я так, гипотетически :)), думаю я дам конкретный ответ. А значит, где-то на подсознательном уровне во мне заложено и руководство к действию по осуществлению моей мечты. А мечты мои сбываются. Если я действительно чего то хочу, я не жалею на это сил, ни физических, ни душевных, и, спасибо небу, мечта становится реальностью моей жизни.
И, наконец, о том, что было в глазах. Мне, оптимистке по натуре, в принципе трудно долго грустить, а уж ТАКАЯ грусть в моих глазах могла возникнуть точно лишь на мгновение. То мгновение было омрачено невозможностью произнести вслух слова «давай встретимся» людьми, которые встретится хотят. Поэтому было больно. Очень больно. Честное слово. От этого и грусть.
Стыдно признаться, но я не читала ни «Вам!» Маяковского, ни монолог Гаева к шкафу. Я вообще очень мало читала. Но я точно знаю, что прочту завтра, отправив этот ответ. Автора зовут Макар Ругонов. И я ложусь спать, предвкушая завтрашний день.

Рекламщица   03.12.2003 16:32   Заявить о нарушении
Мила!
Я рад, что тебе понравилось. Я не пытался объяснить все, просто хотел передать впечатления. Твои замечания существенны и многое объясняют.
Слушай, если тебя не затруднит, отправь мне мэйл со своей фоткой. Она так и не открывается. Адрес функционирует. Если это тебя не затруднит. Окей? Там и пересечемся.

Макар Ругонов   03.12.2003 19:31   Заявить о нарушении