пророк

            *      *      *
сиротливо дышится на свете,
      стынь пустынь да глухомань - окрест.
в мире одиночество лишь встретив,
      вот - несу подкинутый мне крест.
вот, слоняюсь тропами погибших,
      голову склонив моей судьбе:
ворог соль души моей похитил,
      и на мне молчания обет.
изо рта не выдавить ни слова,
      не исторгнуть врассыпную вопль.
взор духовный свет уже не ловит
      под обозначением "любовь".
и, в сумбуре лет моих помпезных,
      бесполезной жизни на краю,
я страдаю, плачу и - болезнен...
      никого-то сердцем не люблю.

25.11.2003


Рецензии
Хорошо пишешь, Даурен!
Правильно тут говорят - немного казахов на сайте; нас, питерцев, куда больше, но тем интереснее тебя читать. Сейчас, кроме стихов, интересуюсь историей русов, и она оказывается очень тесно переплетенной с Казахстаном и казахским народом (по крайней мере, с начала н.э., а то и раньше). В связи с этим, если хорошо знаешь родной язык, мог бы как-то прокомментировать этот материал и другие темы под моей фамилией (более свежие) на Форуме Славика.Ру?
Адрес: http://slavica.maillist.ru/forum/read.php?f=1&i=1644&t=1644
Или подсказать адреса заинтересованных людей, лучше бы - спецов-энтузиастов.

Репин В.   13.10.2004 11:25     Заявить о нарушении
Владимир, за комплимент - спасибо.
Насч казахов на Сайте, так я очень рад тому, что их мало! На этом сайте много лишних людей, и я рад, что в их числе мало моих сородичей :) Пусть стишки слагают те, кому уж неймется без эфтого, а другие (большинство) пусть лучше делом занимаются. Ибо время такое, что пользой отечеству манкировать не приходится :)

По Вашей ссылке сходил, прочитал с интересом, а вот дальнейшую дискуссию решил не осиливать. Имею два замечания.
1-е. Да, казахи, как и русские, не знают сути и происхождения самоназвания и теряются в догадках, проще говоря - до сих пор спорят об этом. НО версию про "белую гусыню" у нас никто всерьез не принимает. Никто. Дело в том, что в тюркских языках никогда прилагательное не употребляется после существительного, всегда и только - спереди. Т.е. у нас никто не скажет "каз ак" (гусь белый), только - "ак каз" (белый гусь).
И еще (2-е), связанное с первым. Действительно, слишком увлекаться похожими в рамках индоевропейской семьи языков словами не стоит. Даже в рамках одной ветви ее. Напр, лебедя казахи называют "акку", но никому из нас в голову не придет, что это слово образовано из слов "ак" (белый) и "ку" (хитрый, ушлый). Ибо очень почитаем мы эту священную птицу. Казахи вообще очень любят птиц, но в особенном почете у нас только лебедь и беркут.
Вот еще пример из новейшей истории. Наши филолухи спорят: как на казахском правильно будет говорить о станции (ж/д или автобусной - неважно): собств-но "станция" или казахским словом "стан" (нечто вроде остановки, во время кочевий, часто - всем родом/племенем так, что образуется степной город). Хотя с персидского это же слово "стан" переводится как "страна".

Также, напр, родственные нам ногаи (у нас и род такой, т.е. племя, есть на западе). В наших учебниках утверждается, что название этого народца пошло от крупного военного сановника Золотой Орды - Ногая, боровшегося за власть посредством подконтрольных чингизидов (т.е. имевших право на ханство), также как Мамай. Вот народ Ногаева Улуса и звался ногайцами. После присоединения Астраханского Ханства половина вошла в состав Руси, половина - в состав Казахского Ханства (как раз в это время их "подобрал" наш наверно лучший хан - Хакназар, неимоверно расширивший границы Кз-Ханства, от Ташкента вплоть до Сибири, и это после "собирателя казахских земель" Касым-хана!).
Кстати, знаете ли Вы, что достопамятный Кучум, хан Сибирский, был казахом, а никаким не "татаром"? Он родился в наших Тургайских степях, был местным султаном (др. словами, чингизидом) и в свое время по не зависящим от него обстоятельствам бежал на север в Сибирь, ессно попутно захватив там власть и объявив себя Ханом :))

До образования (предположительно 1456 г.) Казахского Ханства на нашей территории существовала Абулхаирова Орда (или Абулхаиров Улус), а жителей ее называли "узбеки-казахи". Понятное дело, жители были те же казахи, просто Абулхаир-хан был потомком небезызвестного Узбек-хана (Хана Золотой Орды) и называл свой улус (соответствует русскому слову "вотчина") "Узбекским Улусом", вот потому и нашим предкам приходилось зваться узбек-казахами. Потом, после смерти Абулхаир-хана, султаны Джаныбек и Керей выгнали его сыновей на территорию совр. Узбекистана, и народ тамошний до сих пор зовется узбеками, ибо ими вплоть до 20-го века в Хиве, Бухаре и Коканде правили прямые потомки вышеупомянутого Абулхаир-Хана. А мы, наконец, избавились от ненужного префикса "узбек" :)
Не знаю, знаете ли Вы, но среди небезызвестных ханов Золотой Орды был еще и Орыс-хан :))
Кстати, тех же нынешних узбеков мы всегда называли "сартами", в совр. употреблении это название носит уничижительно-пренебрежительный характер. А вот самих себя мы еще зовем "алашами", сейчас это примерно то же, как если русский назовет себя "россом" :) В Оренбурге (кстати, первой столице Казахстана в составе Союза) в 1918г. даже партия такая образовывалась - "Алаш-Орда", основатели - лучшие казахские умы того времени, выпускники Петербургского, Московского и Казанского университетов. Все они, к сожалению, сгинули в гг. репрессий, а партию "Алаш-Орда" уничтожили большевики.
Такие дела вот :)

"Подсказать заинтересованных", увы, никого не могу.

ПС: Лев по-казахски - Арыстан, а не "Орыстан". Не знаю как львы, а тигры точно водились в поймах реки Сырдария, а также в Приарысье (Арысь - приток Сырдарии), 2 века тому назад.

Даурен Жамбайбек   14.10.2004 08:58   Заявить о нарушении
Спасибо за развернутый подробный ответ.
Что до текста "Р.или Р?" - писался он хоть и не так давно, многое стало понятнее.
Видимо, еще неразделенные племена ариев имели сословие воинов - Асов. Часть их ушла на север Европы, став скандинавами, почитавшими культ Лебедя (Гуси-Лебеди в русских сказках до сих пор неразделимы).
Название оставшихся менялось с Ас - Яз до мягкого горлового с придыханием Хаз (хаз-ар) к околоукраинскому мягкому Газ - Гуз и далее - до жесткого Каз-ак, казах.(Между прочим, греки называли предков причерноморских казаков - казаХами!.
На каком языке говорили эти народы в те незапамятные времена рубежа эры - сказать трудно, но...
В русских былинах сохранился принцип постановки прилагательного ПОСЛЕ существительного, хотя в современном русском его практически нет.
По поводу употребления слов: русский, казак, татарин.
Русский - ответ на вопрос ЧЕЙ? Из земель русов. У нас сейчас для этого же придумали термин Россиянин, не разбираясь в собственном языке.
Казак - легковооруженный свободный воин, обычно - конник на охране границ Руси, часто с само собой разумеющейся принадлежностью к единой вере.
Татарин - то же, но враг, иноверец. Не нация, не племя, а тип воина (название переходило и на его селение с родней). У Лермонтова в "Герое..." приглашенный на горскую свадьбу Печорин, называя национальность жителей аула, тут же говорит о них, как о татарах. У Толстого - то же самое.
По названию - единый когда-то народ (казаки-казахи), видимо, был в большей степени ассимилирован на востоке, сумев, тем не менее, сохранить предания, единство (в рамках деления на два народа - казаков и казахов), но вот кто сохранил начальный язык?
По Русам же - Савельев считает, что это название - обособление по вере. Вполне похоже, учитывая, что вера эта - в тотем Рыса (Орыса - Арыса).
И законы Рыса - Рса, чтимые ими.
А тотемы Сокола (Беркута?), Рыса и Гуся-Лебедя ,похоже, и явились той первоосновой, из которой создавалось население Восточной Европы, Причерноморья и Закаспия.

Репин В.   14.10.2004 10:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.