Портрет нашего века

Мы перестаем понимать человека,
Когда лицо сходится в носе.
Когда у всего есть дурной запах,
А свое не пахнет.

Когда линия станет сворачиваться
Обратно в точку,
Обязательно в переносице –
Мы уже почти безумны.

Когда переход от листа к дереву
Занимает более полудня мысли,
А просто почувствовать расстояние
Трудно – от глаза до глаза.

Когда (и так хочется!) сумерек
Или света яркого, и звонкого,
Или глухого, а не с кем.
Тогда мы вымираем.


Рецензии
Портрет нашего века. Конечно, я имею в виду человека, его личность. Однако, это всего лишь портрет времени – не стоит преуглублять его значение. Отсюда – первая строка так утомительно содержательна (Мы перестаем понимать человека), а затем три последовательных «Когда» в начале второго, третьего, четвертого четверостишия.

Мы перестаем понимать человека,
Когда лицо сходится в носе.

Действительно, нос – самая выдающаяся в прямом смысле часть человеческого лица. И отсюда вся смысловая нагрузка – чутье подсознания подсказывает, что гоголевский выбор для сбежавшей части человеческого тела не случайно однозначно останавливается именно на носе. Оправдания такой формулировки низкого культурного самосознания нашего века могут быть бесконечны. Возьмем самые банальные, как и наш век, оправдания – ковыряющий в носу человек – вот портрет нашего века. Понимайте как хотите. Ведь если вам понимать неохота, то зачем мне рассыпаться в объяснениях?

Когда линия станет сворачиваться
Обратно в точку, -

Ведь развитие мысли или идеи никому не интересно в наш век. Только покажи палец – ужасающе сливающееся в сатанинский рокот многомиллионное «хи-хи» гарантировано.
А во что может развиться та или иная идея – вот что самое интересное. Иначе человек – уже приготовленная пища для этой идеи. А ведь вполне может быть, что это идея человекоуничтожения или человекоуродства, что, впрочем, так близко одно к другому.

Обязательно в переносице –
Мы уже почти безумны.

И опять тема носа и переносицы, которая разъединяет и разобщает два человеческих глаза, т.е. разъединяет и разобщает наш взгляд на мир и на все вещи вообще. И тема точки – замершего, умершего времени. Развития, дления больше нет – это тема ада, в котором нет личного момента, а есть одна на всех точка.

И одно маленькое личное замечание себе позволю – если бессмысленным взглядом всматриваться в человеческое лицо, вскоре, слишком вскоре, не видно ничего в этом лице – один нос. Попробуйте.

Хотите вы такой век?

В аду страшная жажда, я предполагаю, но отсутствует знание – о чем же эта жажда. Если на земле человек при страшной жажде и отсутствии ее предмета может страстно представлять и воображать себе этот предмет – и сойти с ума, то в аду такого выхода не предусмотрено.

Marina Nicolaeva   18.11.2003 11:47     Заявить о нарушении