Впечатления о Ричарде Третьем
Не разум правит, и не чувство,
И добродетель не у дел.
Зло превращается в искусство,
В художественный беспредел.
Нас на спектакль приглашает
Злодей, лукавый режиссёр,
В котором он изображает
Мирителя семейных ссор.
Герои, как марионетки,
Живут в миру своих страстей,
И он заставит словом метким
Повиноваться их везде.
Сюжет довольно неказистый -
Придворные, борьба за власть,
Но у великого артиста
И это не должно пропасть.
Вот так бывало оплошает
Нерасторопный драматург,
И он по ходу добавляет
Где силлогизм, где каламбур.
Придав словам особый смысл,
Он пьесу делает своей,
И шуткой кажется трагизм,
И душкой кажется злодей.
Шутник, психолог и убийца -
На сцене он играет в жизнь,
Где нет звонков и репетиций,
Где нет подмостков и кулис.
Его художественный метод
Предполагает много жертв,
И сам он истинным поэтом
Встречает собственную смерть.
© Copyright:
Андрей Парфенов, 2003
Свидетельство о публикации №103111400266
Рецензии
Как-то между делом написал квазишекспировский сонет, посвященный смерти Ричарда III - показывать никому не думал, но здесь он, кажется, будет к месту - для создания контраста.
RICARDVS III ANG. REX
Какой язык тебя не обвинял
Во всех известных миру злодеяньях,
Но кто, как ты, окончил дней скитанье,
Меняя королевство - на коня?
Что солнце Йорка, близкое к закату,
Что лилии и львы, когда в огне,
В крови на поле падают, как снег
С тобой сквозь смерть прошедшие солдаты?
К чему в бою порфира королей?
Из ножен меч - и все на кон поставить,
И знамя с вепрем на века прославить!
Как кратко наше время на земле...
Еще один глоток дневного света...
Нет, конь важней, чем трон Плантагенетов!
А.Меледин 25.08.2004 15:08
Заявить о нарушении
Мне кажется что последние две строки великолепно передают сущность его характера: его жизнь настоящим моментом, и, наверно, этим он импонирует многим читателям и зрителям. Но прочитав (или посмотрев) эту пьесу, читатель (зритель) вдруг понимает что восхищался убийцей. Такая вот диллемма...
Ричард Глостер, по-моему, один из самых сложных и колоритных персонажей Шекспира (уступая, пожалуй, только Гамлету) из тех пьес что я прочёл.
Спасибо Вам огромное за Ваш отзыв и за прекрасный сонет (обязательно публикуйте, если ещё не опубликовали)!
С уважением,
Андрей Парфенов 26.08.2004 05:58
Заявить о нарушении
Если будет такая возможность, посмотрите "В поисках Ричарда" (в оригинале "Looking for Richard"), это документальный фильм - интерпретация о том как Аль Пачино понимает эту пьесу, там есть его беседы с различными актёрами и сцены разыгранные этими актёрами. Рекомендую.
Андрей Парфенов 26.08.2004 06:05
Заявить о нарушении
Шекспировский Ричард - если еще подключить контекст "Генриха VI" - а там много сквозных персонажей и мотивов - получился у него явно гипертрофированной фигурой. Судя по всему, исторический Ричард III был убийцей не больше и не меньше, чем большинство тогдашних королей, но у Шекспира - это просто какой-то гений зла. Видимо, такая концовка нужна была автору, чтобы хоть как-то уравновесить темные стороны этого образа. И получился на самом деле великий человек - страшный и парадоксальный. Хотя, подойдя объективно, нелегко разглядеть величие в короле, правившем всего полтора года и убитом первым же претендентом.
А про судьбу моего скромного сонета не знаю, что сказать. Он явно принадлежит множеству "стихов для детей и юношества", а я как-то развитием этого жанра не страдаю. Поэтому пока не очень понимаю, что с ним делать.
А.Меледин 26.08.2004 08:10
Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласен: исторический факт для Шекспира не авторитет. Настоящий Ричард был человеком заурядным и прославился лишь благодаря Шекспиру. Такой выбор темы (особенно концовки) был обусловлен тем что Генрих Ричмонд, сместивший Глостера с английского трона, был предком Елизаветы I, правившей во времена Шекспира, и конечно, такой сюжет пришёлся "ко двору". Но Шекспир сделал из него что-то потрясающее, вот именно "гения зла".
Очень может быть что такой успех вдохновил Шукспира на дальнейшие хроники, ведь это была его первая хроника, несмотря на то что, хронологически, она должна быть последней.
Андрей Парфенов 27.08.2004 05:59
Заявить о нарушении
Последнее замечание несколько не верно - первой хроникой, написанной Шекспиром, был "Генрих VI" (в трех частях), а последней - и хронологически, и по дате создания - был "Генрих VIII" - последняя из известных пьес Шекспира.
А.Меледин 27.08.2004 07:56
Заявить о нарушении
Это Вы так оценили Генриха VIII? Смело... Смело - даже и 500 лет спустя. Вы часом не католик? А в Генрихе VI что-то не припомню ни одного обжоры, а развратностью там страдают только Эдуард IV да Иоанна д'Арк - остальные персонажи - чистые, как стеклышко.
А.Меледин 30.08.2004 08:02
Заявить о нарушении
Что поделаешь, кому-то надо же быть смелым ;-) Я конечно имел ввиду Генриха VIII: развратника из-за его многих жён, и обжору из-за того что на старости лет он невероятно растолстел и даже умер от того что его желудок не выдержал количества принятой пищи и разорвался.
Возможно вы не уловили что в моей предыдушей заметке была доля шутки. Вашей эрудицией вне всякого сомнения восхищаются все здесь (виртуально) присутсвующие, в том числе и Ваш покорный слуга, но мне кажется что на шутки Вы реагируете неадекватно. Это всего лишь моё скромное мнение...
И кстати нет, а не католик.
Андрей Парфенов 31.08.2004 05:56
Заявить о нарушении
А доля шутки в моем ответе на Вашу долю шутки разве не заметна? Особенно в вопросе про католика? Это еще вопрос, кто из нас чьих шуток не понимат. И неужели Вы думаете, что я с совершенно серьезным видом пишу и публикую такие сонеты? Все это с самого начала имело - для меня - изрядную долю шутки.
А.Меледин 31.08.2004 08:42
Заявить о нарушении
Рад слышать что имею дело с человеком с чувством юмора. Извините что не сразу разглядел Ваш юмор. А о сонете Вашем зря Вы так, по-моему, стоящее произведение. Не стал бы хвалить, если бы не нравилось.
Успехов,
Андрей Парфенов 02.09.2004 04:46
Заявить о нарушении