Подводя черточку мнение автора о своем творчестве

Итак, я решил сменить направление моих изысканий в рифмоплётстве. В связи с этим оглянулся назад, и окинул взглядом рожденные мною строки. Над чем работал раньше, что из этого вышло, что пытался изобразить и что изобразил.
Вряд ли меня можно назвать поэтом, а мои произведения настоящими стихами. Скорее они похожи на тексты никогда не написанных песен. Что неудивительно, так как именно из музыки я брал большинство ритмических узоров. Практически с самого начала я пытался совместить музыкальные мелодии с их отсутствием. Добиться того, чтобы мелодию можно было прочесть как стих, проиграть не нотами, а словами. Получилось ли у меня? Я затрудняюсь на это ответить, но точно знаю, что сделать что-то сверх того, что я сделал в этом направлении, пока не могу.

Теперь немного о стиле моих стихов и его развитии.

Начало моего творчества вдруг наступило в 1999 году. Где-то в это время у меня стали получатся стишки более одного четверостишья в длину. Делал я их на собственной интуиции, принципиально не читая ни одного классического поэта, и не интересуясь теорией (такими понятиями как "ямб", "хорей" и проч.) Кстати, убежденность насчет классических поэтов сохраняется во мне и по сей день. Я до сих пор считаю, что такое чтение сознательно или подсознательно заставляет читающего подражать стилю великих и признанных гениев, тем самым неизбежно закапывать свой собственный стиль в землю. Возможно, кто-то мне возразит, что не зная прошлого нельзя строить будущее, но мое мнение этот факт не изменит. Насчет теории стихосложения я не был так категоричен, но, по стечению обстоятельств, в мои руки ни разу не попадала какая-либо книга на эту тему. Полностью о всех видах стихосложения я узнал лишь на Стихире, а до этого, различия между всякими ямбами и хореями представлял себе смутно. То есть, я хочу сказать, что все мои потуги были основаны на внутреннем чувстве "это-должно-выглядеть-вот-так". Среди той ерунды, которую я тогда сделал, наибольшим достижением стала шуточная рок-н-рольная песенка "Не тормози", мелодию которой никто никогда не слышал. Она существовала только в моей голове, но очень неплохо "читалась" между строк. С тех пор у меня появилась идея писать мелодию словами. С этой целью было создано еще несколько творений, но результат получился далеким даже от русского слова "херня". Я на время забросил эту затею. Следущая попытка самовыразиться произошла в марте 2001 года. Ко мне попал небольшой блокнотик со стихами одной знакомой. В основном стихи были о любви, они были любительскими, но брали открытостью и честностью. Прочитав блокнотик, я вытащил из пыльного ящика все свои первые опыты, перечитал их, и с ностальгическим чувством спустил в унитаз. Загоревшись идеей творческого созидания, я побежал на рынок, купил сорокавосьми листовый блокнот, глянул на чистую незапачканую бумагу и решительно сел за письменный стол. После двух дней пыхтения и почесывания всех частей тела на свет вышел первый стиш "Жизнь идет, все изменяется". Прочитав его спустя три дня, я остался доволен собой и аккуратно переписал стиш в блокнот. Так началась длинная череда эспериментов на незнакомой мне территории. В принципе, я не совсем представлял себе, куда двигаться и что делать. Было лишь желание писать, творить. Если бы мне в руки попал какой-нибудь сборник классики, скорее всего, я бы попытался написать что-нибудь подобное. Но классику я читать не стал, чтобы не заменять чужими чувствами и мыслями свои собственные. В поисках стиля прошли два следующих стиха, после чего в голове назрела интересная мысля: сделать акцент не на смысловую часть произведений, а на их эмоциональную форму. Передать определенное настроение, образ, чувство. Смысл стиха был вторичен, а иногда даже сознательно исключался. Это было новое и интересное направление для меня, тем более, что стихи писались не для постороннего прочтения, а только для себя любимого. Вершиной этого периода стал стиш "Часы", которым я горжусь до сих пор. Следующее после "Часов" произведение показало, что мне пора менять направление, так как я стал повторяться. В стихе "Гнев" я впервые применил перенос ритма из песни в мое произведение. Это была песня Металлики "Eye Of The Beholder", под впечатлением от которой я писал строки этого стиша. Тогда у меня еще не было текстов к песне, и я понятия не имел, о чем она. Как вы догадываетесь, ее смысл отличается от стиша, разумеется, не в пользу последнего. Следующий стих тоже был экспериментом, но уже экпериментом над рифмой. В идеале я хотел вообще ее исключить, но у меня это не получилось. В результате вышло нечто среднее между белым стихом и обычным. Это одна из моих любимых вещей. Первый раз я "споткнул" ритм стиха и нашел это забавным. С тех пор, начиная с произведения "Лед", я уделял ритму все больше и больше внимания. Концовка стиха "В желаньях важных..." четко наметила дальнейших путь развития, по которому я хотел идти. "Я умираю" был стишом новой идеи, идеи чистого ритма. Далее я уже не расставался с этой идеей, смешивая ее с чем-то новым, добавляя что-то другое, но всегда отводил для нее главную роль. Следующий стих, на который я хотел бы обратить внимание, это "Облака по небу проплывают". Он был написан из чистого любопытства, посмотреть, как будет выглядеть простой и примитивный слог. Когда перечитываю этот стиш, всегда улыбаюсь... "Черный Рай" был новым своей идеей борьбы человеческого общества с самим собой, о бесконечности и безполезности этой борьбы. А через два года я решил написать продолжение к нему, чем немного поменял смысл. После стиша "Черный Рай. Возвращение" основной темой истории стала неотвратимость и предрешенность развития событий, а не бесполезная борьба. "Пройти в скитаниях века..." - это попытка вернуться к эмоциональным формам, но попытка неудачная.
Следующий период творчества приходится на 2002 год. "Разговор" - первый "рваный" стиш. Наверное, его следует считать также первым, где я стал применять аллегории для выражения чувств. Хотя с этой точки зрения "Не Твое" мне нравится больше. Далее в стиле ничего нового не происходило, я нашел некоторую устойчивую точку, которая мне нравилась, и просто самовыражался в ней. Следующий поворот, как в восприятии окружающего мира, так и творческом поиске, приходит вместе со стишом "Я Ухожу" (забавный каламбур получился). С него отсчитывается довольно длительный период внутреннего напряжения, в котором строчки "***/4.08.02/" явное исключение. "Эй, скажи мне просто привет" является поиском хоть какого-то внутреннего равновесия, а следующий стиш "***/7.11.02/ - поиском новой формы изображения человека. (к сожалению, из-за глюков Стихиры, этот стиш назван не своим именем, а именем "Вот закончен еще один листок..." Забавно, но теперь на моей странице два стиха с одинаковым названием, но разным содержанием) Далее, своими хитами я считаю хорошо продуманные "На высоком холме", "На свете город есть один..." В них красив сам смысл, хотя в последнем считаю удачным и ритм. "Награда" - спорный стих. Я не люблю его читать. Что мне действительно нравится, так это "Восход". Это, наверное, самый любимый мой стиш из написанных до него. Далее. Неплохой стиш "Водолей", "Гимн Себе" получился весьма хорошо. Но никаких творческих открытий и откровений. Следующим экспериментом стала "Радуга". В ней я попытался объединить ритм, форму, ассоциативность, внутренний диссонанс, придать стишу вид песни, с ее куплетностью. Получилось ли у меня что-то, я до сих пор не могу понять. Очень смысловой вещью вышла "Монетка", но опять же ничего нового в творчестве она не сделала. После "Черного рая 2", по моему мнению, наступил кризис идей, и лишь кавер на песню Бутусова выглядит забавно. Поэтому я считаю направление, в котором я ранее творил, полностью выработанным. Нужно двигаться в другую сторону. В какую? Даже не знаю, посмотрим.
Да и вообще, что же я так распинаюсь здесь? Зачем? Хм... Просто сейчас мне нечего делать, и я всего лишь убил еще один вечер.


Рецензии