Сфинкс оскара уайльда
Мировое Искусство почерпало из Творений Уайльда новый взгляд на предмет Искусства, Красоты и Прекрасного. Ещё никогда до него Художник слова не смел восторгаться грехами человека («Портрет Дориана Грея») и смеяться над пороками общества и в тоже время преклоняться перед Истинным Добром, в котором Оскар, несомненно, усматривал самую чистую, лишенную вычурности Красоту. За это его и ненавидели.
«Портрет Дориана Грея» - книга, которая куда страшнее и куда прекраснее, чем кажется на первый взгляд, уже факт о том, что журнальный вариант (21 июня 1890) отличается от книжного, известного нам ( 1891) свидетельствует о всей сложности этой магической книге. Уайльд волей не волей, но достаточно выразил себя в этом романе, и его Индивидуальность видна в Дориане, Лорде Генри, Безиле Холлоурде; лучше него самого не скажет никто: «Лорд Генри – это кем меня видит общество, Безил кем вижу себя я, а Дориан - это тоже я, но потом, в будущем». И когда в своей библиотеке он увидел живое воплощение Дориана Грея: белокурого юношу со странно правильными чертами лица и сильно белой кожей («Лицо выточенное словно из слоновой кости»), он осознавал, что в его жизни наступает новый момент, дарующий Великие Наслаждения, а вмести с ними и Великие Страдания.
Лорд Альфред Дуглас величайшая тайна английской поэзии, как тайна и для двух веков ( 19 и 20). Его судьба являет собой нескончаемую борьбу как с обществом и моралью, так и с самим собой. И совсем не заслуженно его называют «второстепенным поэтом», и совсем несправедливо винят во свех бедах Оскара, некоторые дошли до того, что напрямую винят Дугласа в тюремном заключении Уайльда. Бози, а так называли Лорда Альфреда все его друзья ( прозвище данное матерью) послужил Оскару скорее всего осуществлением его фаталистического и трагического воображения. Уайльд ещё со студенческой скамьи ощущал некую драму своей жизни, которой суждено будет прогреметь на весь мир, и если бы не Бози, был бы «другой» Дориан.
Заявив миру о себе философией ЭСТЕТИЗМА в 1880 и о своей любви в здании Суда 1895, Уайльд доказал что между почестями и унижениями один шаг, если не менее. Во время турне по США в 1881 он понял, что между славой и насмешками ему долго не продержаться, и, он избирает новый путь, путь супружества, в котором был верен не долго. Вступая на путь Греха, где наслаждения и полиция преследовали его в узких улочках Лондона, на рыбацких набережных. Выйдя из тюрьмы пред ним открылась ещё одна параллель: там где обитает Страдание есть и Счастье. И это счастье виделось им в рассвете, в цветке, в возращении к Bosie, затем счастье казалось в Смерти. Жизнь дала ему абсолютно всё: Славу, которой не было ни у одного его предшественника в Искусстве, и Страданий, которых не испытывал не один Творческий человек до него.
14 февраля 1895 года состоялась премьера самой известной и изысканной комедии Уайльда « Как важно быть серьёзным» - это был великий триумф, присутствовал весь Лондон, газеты писали, что кроме Уайльда нет болеешь драматургов, что он покорил всех своих недоброжелателей. Принц Уэльский, Герцогини, Лорды и министры составляли самую солидную часть его публики, и как говорил весь Лондон, именно поэтому Уайльда ещё не арестовывали. Но лишь сам виновник торжества чувствовал приближение чего-то страшного, и дело не в угрозах маркиза Куинзбери, отца Дугласа, а в так называемом «гибельном воображении» самого Оскара.
Будучи в Алжире с Бози до премьеры пьесы, Уайльд встретил там Андре Жида (1869-1949 французского писателя), который спросил его о степени опасности всей ситуации, на это Уайльд ответил: «Она никогда никому не может быть ясна. Друзья советуют мне быть благоразумным. Благоразумным! Разве это для меня мыслимо? Это было бы отступление. А я должен идти вперёд до конца. Дальше пути нет. Что-то должно случиться… Что-то…». Уайльд словно бы предчувствовал всю свою жизнь, он шёл к финалу своей славы, к трагедии любви о которой он узнал ещё в школьные годы, читая древнегреческих драматургов. Его пленяла тайна жизни вообще: со своими радостями и горечами. И когда он стоя выслушал свой приговор в Суде всё его «воображение» реализовалось, маска спала с его лица, обнажив хрупкую душу Художника.
В Париже, на кладбище Пьер - Лашез есть удивительная могила, на которой красуется скульптура Джейкоба Эпстайна изображающая Сфинкса смотрящего вдаль, сквозь дали и века, всегда невозмутимого и непокорного, задающего загадки и выслушивающего ответы, рождающие новые, ещё более непостижимые загадки. А на мраморном камне этой скульптуры написано ,- ОСКАР УАЙЛЬД!
Свидетельство о публикации №103100900982
Элми.
Элми 01.12.2003 13:44 Заявить о нарушении