Литературщина

               
                Мадригал Давиду Риччо

Перчатка лучника! Зеленое на черном.
В чертополохе чья-то тень мелькнула;
С озябших плеч накидка соскользнула;
К чему, Давид, берешь аккорд минорный?
Перчатка лучника! Взгляд ясен и невинен -
Амор не знает промаха, прицелясь.
Откуда грусть? Откройся, песнопевец!
...Здесь холодно и тесно... О Богиня
Любви...
Он целится... Над ухом прозвенела
Струна -
И стрелы воздух раскалили...
Перчатка лучника! Я ранена навылет.
Стрелой? Струной? Увы, не разглядела.





               
                Подражание Хименесу

Сиеста. Воздух раскален. Он нереально зыбок
От солнца, страсти и тоски, и запаха цветов;
Рисуя на моей спине прозрачных ярких рыбок,
Она не говорит - поет и плачет - про любовь.

Пусть плачет! Будет легче ей, хоть не помочь слезами,
Когда стеклянная стена и мало общих тем,
Но если пахнут сны ее твоими волосами,
Позволь ей думать иногда, что это насовсем!

Из лабиринта снов она придет совсем другая,
Твои забудутся черты, когда спадет жара;
Уйдешь за солнцем по воде, следов не оставляя,
А рыбки канут в глубину до самого утра.






                ***

Будь ты не собой, тебя звали бы Тойво -
Я знаю, тебе подойдет это имя.
С твоими чертами - и, все же, иными;
Проходишь по миру, не узнан другими...
Будь ты не собой, тебя звали бы Тойво.

Будь я не собой, меня звали бы Тильда -
Насмешливый рот и широкие скулы.
В предутренний час даже звезды уснули...
Стрелу твою вырвать из сердца - смогу ли?
Будь я не собой, меня звали бы Тильда.

Будь мы не собою, ушли бы с рассветом
Куда-нибудь в Данию, если не дальше...
А здесь я боюсь, что не выдержу фальши,
Не выдержу больше молчанья и фальши.
Будь мы не собою... Зачем я об этом?





                ***

За бархатными шторами дождь хлещет по стеклу,
Сова на черном посохе нахмурилась в углу,
Плащ сброшен на пол. Ты сидишь, колени обхватив...
Нанизываю бусины на песенный мотив.

...Легкий полупоклон - шаг вперед - реверанс -
Вы ошибка, Вы сон, я придумала Вас.
...Уходи... оставайся... молчи... говори...
Раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три...

О чем ты думаешь сейчас? Покоя память не дает?
Не бойся, скоро лето в нас умолкнет, отболит, уйдет.
Холодный  ветер унесет тоску, полыни аромат,
Усталый взгляд, ночной полет, и листопад, и звездопад...

...Сквозь мелькание дней, сквозь прохладу ночей -
Навсегда! - этот взгляд - и рука на плече.
Город грустно глядит уходящим вослед...
- Ненавижу прощаться!
- Увидимся?
- ...




                Последний эльф


- Откуда он?
- Не знаю я. Пока в сознаньи был, шептал
Про Запад, что его, мол, ждет...
Бог весть, что тем хотел сказать!
- Что он оставил?
- Горстку фраз, блокнот... и старые носки!
- А флейта?
- Был открыт футляр - она рассыпалась в руках.
- Что он любил?
- Чертополох и башенки Кинкакудзи.
Еще цветы. И тишину.
- А... ты, Мари?
- Не знаю... Нет.
- И что теперь?
- Да что теперь! Пойду домой, дела не ждут...
Вода безгласна, камень нем,
А флейта - "бывший клен - и все..."


               
               
                ***

И имя - забыто, и место - забыто:
Лишь ящерки дремлют на каменных плитах.
Где город стоял величаво и грозно -
Лишь ветер да вереск, лишь небо да сосны.
Мы шли по болотам, брели сквозь туманы,
Мы ранили ноги об острые камни,
Мы шли по бесчисленным пыльным дорогам,
Чтоб дом свой найти, тихо встать у порога,
Шагнуть в тишину сквозь зеленые тени,
В траву средь развалин упасть на колени,
К замшелым камням прикоснуться руками
И чувствовать, как возвращается память.


               

                ***

Марта открыла окно - в кухне пахнет очищенной рыбой -
Она знает давно о приходе Его, ибо видела солнце во сне.
Мери сидит на полу, как святые и кошки - могли бы,
И рисует пастелью зеленую розу на грязной шершавой стене.

Марта совсем молода, но уже повидала немало;
Ее платье, как вихрь, и на шее - янтарь, и запястья оправлены в медь.
Мери - болотный цветок, Мери смотрит светло и устало;
Ее косы белы, точно лен, но в глазах больше не отражается смерть.

...А потом угасающий день тронет дом их горячей ладонью,
Согревая прощальным приветом и крышу, и тех, кто укрылся под ней;
Тогда Марфа поджарит форель, а Мария зажжет благовонья,
Чтоб усесться на старый топчан у стены, ожидая прихода гостей.


               
                ***

У Агари содраны коленки, а глаза темны от белладонны;
Третьи сутки не стихает вьюга - холод, холод изо всех щелей!
Что я сделал, подарив ей шубку, Сару наградив венком Помоны...
Смотрят на меня, не отрываясь, две владычицы судьбы моей.

Городок наш замело по крыши - климат здесь совсем не иудейский!
Я к камину подошел и грею руки возле синих изразцов.
... Первая угасла в одночасье, растворив себя в улыбке детской;
О другой я ничего не помню. Нет следов. И не осталось слов.

Замело по форточку! Теперь я, кажется, один на целом свете...
Холст на покосившемся мольберте - запоздалый, но бесценный дар.
... И Аврам склоняется к запястьям Сары, белокурой, словно Гретхен,
И уходит прочь по желтым листьям рыжая фламандская Агарь.

               

                Эвридика

... Узнай меня там, где никто не узнает!
На узкой тропе, уводящей к Дороге,
Взыскующий Рая застыл на пороге.
Узнай меня там, где никто не узнает!

... Взыскующий Рая застыл на пороге,
Не ведая, что обретет он за гранью -
Веселье пиров или море молчанья?
Взыскующий Рая застыл на пороге.

Веселье пиров или море молчанья,
А может, отчаянье вечной погони?
Сожми свою флейту сильнее в ладонях!
"Веселье пиров или море молчанья..."

Сожми свою флейту сильнее в ладонях
И помни, что Музыка не умирает.
Пусть камень ступеней шаги расплавляют!
Сожми свою флейту сильнее в ладонях!

Пусть камень ступеней шаги расплавляют!
Быть может, мы дальше последуем вместе?
Мое заклинанье - последняя песня -
Узнай меня там, где никто не узнает...



               

                Ариадна

Неумолчно - неумолимо - удаляясь - стучат копыта...
Как пройти Бессмертному мимо, если женщина родом - с Крита?
Если женщина тихо дремлет, улыбаясь светло и мудро,
Если спит - и пока что верит, будто Смертный вернется утром.
... Уберечь, заслонить от ветра, смыть обиду - вином - не кровью...
"Как пройти..." - шепчет вновь Бессмертный, опускаясь у изголовья.
"Как пройти..." - абрикосовым клеем - темным, приторным, лаковым взглядом,
Будто амфору... Медленно зреет между ребер кисть винограда.





                ***

Их первый день пропах лавандой,
Второй - корицею и миртом,
На третью ночь пахнуло бризом,
В четвертый день разверзлись хляби,
На пятый появилось море,
И на шестой - стеклянный остров...
... А после, выйдя к побережью,
Они упали на колени,
И океан омыл им лица,
И унаследовали землю.


Рецензии