Капитану
В первый раз ты заплакала перед мужчиной…
Без него этот мир и гроша не значит,
И ты стала его самой главной причиной…
У тебя день - у него ночь.
У тебя смех - у него сны,
9 часов и вам не помочь,
Всё потому что вы влюблены...
Свидетельство о публикации №103100200890
Милая Ольга!
Если бы я был строгим критиком, претендующим на ис-тинное понимание поэзии, я бы не оставил от твоих стихов кам-ня на камне. Я бы написал о неудачных рифмах, а кое-где и об их отсутствии, о сбивчивых размерах, о банальных сюжетах и об их повторяемости etc. Твои стихи беззащитны, знаешь ли ты об этом? Но я давно отошел от роли судьи. Мне простые и безы-скусные строки намного интереснее замысловатых неуклюже-стей классиков и мэтров.
Женская любовная поэзия – это поэзия местоимений: «он и ты», «я», «она» (почему-то у тебя это не соперница лирической ге-роини?), «мы вместе». Тот же строгий критик объяснил бы тебе, что поэзия – это искусство в малой форме показать что-то не-преходящее, а следовательно, нужно дорожить словами, в пер-вую очередь, отказаться от преобладания союзов и местоиме-ний. Я с ним не согласен.
Когда перед глазами только он и ты, все остальное отходит на задний план и ничего больше не существует. Когда там раз-думывать над красочными метафорами? Да они не нужны, ведь излишне украшать чувства, искренность ничем не заменишь и простоту ничем не победишь. По-моему, современная русская поэзия слишком старается походить на Бродского, а Пушкин – кумир только на словах. Ведь это ему не нравилась манерность и многословие в поэзии и прозе. Ведь это он писал: «Прелесть на-гой простоты так еще для нас непонятна». Непонятна она и со-временным поэтам, по большей части формалистам. У тебя же, что мне и понравилось, кроме «Его» и «Тебя» ничего нет, это главное, любовь есть любовь, а страдания есть страдания. Осто-рожно, чистый воздух!
Еще меня привлекло то, что в твоих стихах нет обвинений: «Я его любила, а он меня не понял» и типа того. Любовь понима-ется как чудо и как подарок, и обвинять кого-то в его отсутст-вии глупо: «Она не звала на помощь, /Но терпко сжигая взгля-дом, как будто шептала: /”Я знаю, он верен и ждёт…”» («Ее лю-бовь»).
Если перейти к конкретным стихам и строкам, то мне по-нравилось выражение: «теплый мальчишка» («Призрак страсти»). Не добрый, не смешной, а теплый. Прекрасный эпитет! Когда я говорил о простоте, я не имею в виду, что нужно отказаться от всех тропов и фигур речи, я имею в виду, что каждый эпитет, каждая метафора должна быть точной и идеально подходить к месту. Очень интересен стих «Двое и ром». («У каждого был свой “чужой” дом» - зачем кавычки? А так классная строчка). Здесь у тебя появляется ударная концовка и тема судьбы. Без упреков, без мучительных реплик – се ля ви.
«Совет девушке» - на самом деле совет самой себе. И опять тема судьбы: «Сколько будет ещё неудач? Несостоявшихся сколько встреч? Будь же готова себя сберечь!». Лирическая ге-роиня не противится судьбе, она встречает все покорно, но она уверена, что ничто не сможет ее сломить, и пусть не сейчас, а позже она «гордо» (!) скажет: «Я научилась уже не плакать, /Я научилась себе помогать!». Замечательное стихотворение!
«Все еще думаешь. что это любовь?» - программное четверо-стишие. Героиня не верит в любовь до смерти и в вечное счастье вовсе не потому, что сомневается в своей способности любить. Нет - тут нет логического вывода, это эмоция. Подарки конча-ются, судьба не всегда милостива, но когда любишь вовсе не думаешь, что все закончится. Но разве поэтому не стоит лю-бить? Стоит, и не надо расстраиваться из-за того, что все про-ходит.
И…«Все случается»: такое же – на выдохе – стихотворение «Незабываемое». Любовь проходит, но не забывается.
«Для девушек, которые верят в прекрасных принцев» - это опять не о девушках. Девушек – за редким исключением – в твоих стихах нет. Есть одна девушка – романтичная, и еще ве-рящая в принца на белом коне. В глубине души, конечно. Кто ж в них верит в наше прагматичное время?
«Ее грустное-веселое настоящее» - опять реализация того же жизнерадостного мироощущения. Не веселое-грустное, а гру-стное-веселое! Все закончится хорошо, и красавица окажется настоящей Кармен.
Оля, у тебя хорошие стихи. Еще раз повторю: искренние, не суицидальные, а оптимистичные. Стихи девушки прежде всего, которая умеет любить, а не поэтессы. Именно так. Сколь-ко я прочитал стихов, где вроде говорилось про то же самое, но чувства были сглаженными, и оттого стихи казались продуктом в красивой упаковке, чипсами или шоколадом, но никак не сти-хами. Ты не шифруешься, ты, верно, и в жизни такая ( судя по фото). А сейчас не шифроваться опасно. Я все меньше встречаю открытых людей. Время такое…
Желаю тебе продолжать в том же направлении и настрое-нии, а технику еще успеешь усовершенствовать постепенно. «Но если нет места фальши/Всегда победит любовь». Согласен!
Макар Ругонов 19.10.2003 19:21 Заявить о нарушении