Безумные песенки Офелии

Придет офелия-о-нимфа
И будет петь простые песни.
Вот дурочка. Ее не слушай.
Она не знает, что творит.
*
Мой бедный шут мой милый Йорик
Я сделаю тебе какао
С зефиром милый хочешь хочешь
Гертруды нет ты пей не бойся
Ковры почищены намедни
Шальные мыши тоже дремлют
Ты пей мой Йорик ешь зефирки
Что нам не снилось милый милый
Все есть на свете тише мыши
А принц, мой принц, он далеко…
*
А все-таки, Гамлет,
Дурак ты.
И Йорик мой славный
Вчера рассказал мне о главном.
Забавно:
Ты гамлет-за-главный,
За-данный.
Какое словечко:
За-бав-но…
За-быв-но…
За-боль-но.
И речка.

И нет человечка!
*
Книги всё книги слова бесконечного текста
И на последней странице достаточно места
Чтоб дописать все что будет потом только надо?
Листья листы рассыпаются крик листопада…

Гамлет и Йорик, Офелия слышите тонет…
Горе какое подумаешь тоже мне горе
Книжные листья соломинки руки хватают
Холодно холодно книги уже не спасают
*
Свернуть кулек для семечек из строчек.
Рассыпались и разлетелись – в осень…
А в ожерелье запятых и точек
Банальная – сияет неба просинь.

Все проще, все реальней и страшнее.
Листы и листья тонут в стылых волнах.
А семечки рассыпались… Важнее,
Что здесь весною вырастет подсолнух.


Рецензии
С первого взгляда - милые, душевные, пасторальные средневековые песенки, как я их себе представляю. Но простые ли? Они цепляют и не отпускают. Сколько в них спрятано надрыва, боли, не книжных страданий! Попробую проследить философский подтескт по всему циклу, и понять, как тебе удалась, Катя, такая многозначительность при кажущейся простоте.
Интересна логика обращений. Каждый стих к кому-то обращен. «Придет Офелия-о-нимфа» - к читателю (внешний взгляд на ситуацию от лица лирической героини). Это четверостишие вслед за названием настраивает на несерьезность будущего текста. Офелия представляется дурочкой, которая «будет петь простые песни» и «не знает, что творит».
В «Моем бедном шуте» героиня обращается к Йорику (внутренний взгляд лирической героини, здесь совпадающей с Офелией). В этом монологе перемешались многие символы и сюжеты. Гертруда, мыши, какао, зефирки… Он кажется поначалу абракадаброй, но исподволь готовит нас к разгадке главной тайны. Так сотни лет назад зарождались многие популярные детские песенки, когда матери или бабушки напевали все, что приходило им в головы, держа свои истинные мысли при себе. А сегодня эти народные потешки, их соотнесение с реальной историей, скрытые смыслы, мудрость и красоту изучают фольклористы и историки.
«А все-таки, Гамлет дурак ты» - первое обращение Офелии к Гамлету. Здесь есть много атрибутов детского стишка – повторы, игра с составом слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Игра слов… Да, но какая игра:
За-бав-но…
За-быв-но…
За-боль-но.
И речка.
И нет человечка!
Забавно? Душераздирающе! Офелия не выдерживает разлуки и бросается в реку. Позже понимаешь, что «Песенки Офелии» - перепутанные страницы, вырванные из одной книги (вот они – смешанные сюжеты!). И ключ к расстановке их по порядку - строка «А принц, мой принц, он далеко…» - об этом все время подспудно думает героиня.
В монологе Офелии перепутанные буквы и строчки - не просто распад слов, но и самоуничтожение. Здесь появляется намек на реальный мир и на противопоставление его книжному миру: герой не главный, а ЗАглавный. Вот оно – заглавие искомой книги. Дураком оказывается не шут Йорик, а Гамлет! И слово «дурак» звучит мягко, не как бранное, а как обиженное детское: дураааак! Монолог оказывается криком души Офелии.
«Книги все книги слова бесконечного текста» - последнее обращение героини к Гамлету и Йорику (внешний взгляд на ситуацию выходит на первый план). До середины цикла все казалось простым, об этом пела нам Офелия, скрывая свою настоящую тоску. Теперь наступил перелом. Стих начинается как бы с иронизирования над несерьезностью книжных страданий: «горе какое подумаешь тоже мне горе», а кончается:
«Книжные листья соломинки руки хватают
Холодно холодно книги уже не спасают.»
Рассыпаются листья и листы книг. Мир книжной трагедии совмещается с реальностью, листопадом (с самого начала лирическая героиня отождествляет себя с Офелией, а свою драму - с ее, поэтому «книги уже не спасают» - важные, ключевые слова). Офелия тонет и тем самым выходит из книжности! Так семечки, выпадающие из кулька, прорастают весной.
Последний стих «Свернуть кулек для семечек из строчек» - обращение ко всем. Рассыпавшиеся семечки - те же разорванные книжные листы, но видим мы их со стороны. Офелия утонула, а лирическая героиня освободилась. Здесь - твой взгляд, Катя, я вижу тебя, вспоминаю твою улыбку, слышу твой голос, милый, рассудительный спокойный (о, это кажущееся спокойствие!) Выход из книжных страданий в реальность - это то, что очень нужно многим из нас… Выход или переход от распада, разрушения (осени) - к подсолнуху, весне (семечки). К началу новой жизни.
Цикл получился серьезным, глубоким, как та река, которая скрывает слишком многое под кажущейся прозрачностью своих песен-струй. Если честно, прочитала - и захотелось избавиться от всех своих лирических героинь, выйти из интернета и никогда больше не возвращаться ко многим, на самом деле, книжным страданиям… :-)

Анна Новомлинская   21.12.2003 03:41     Заявить о нарушении
Ань, просто слов нет....
сижу и...
нет, правда, слов нет...

Целую!

Ауринко   22.12.2003 03:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.