Нестандартные хайку

Нестандартные -
Тема для разговоров...
Хайку-не-хайку.

При общении с любителями японской поэзии я встретился с различными отклонениями от жёстких канонов построения хайку. Как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься. Тем более при активном диалоге - сам не замечаешь, как порой получается тот же стиль, та же форма, что и у собеседника. Отчасти - в порядке передразнивания, отчасти - чтобы доказать, что сам тоже могу (если захочу). Таких у меня набралось некоторое количество, их то я и решил здесь продемонстрировать. Собрав их все до кучи, я обнаружил, что в моих экспериментах просматривается некоторая грань, дальше которой я не заходил. Или можно сказать, ниже которой не опускался - дело вкуса каждого, как это назвать.

Самым распространённым отклонением от жёстких правил построения хайку является отказ от формулы 5/7/5, когда в строчках стиха появляется произвольное количество слогов. В своих экспериментах я старался выполнять одно условие: количество слогов в двух строках из трёх должно быть одинаковым (правда, есть случай, когда я переступил и это условие). Как правило, это первая и третья строка. Изящно смотрится при этом, если вторая строка короче первой и третьей. Если же все три строки равной длины, то хайку тоже имеет право на жизнь (при условии наличия содержания, разумеется), но смотрится несколько "квадратным". Хотя, нарисовал же Малевич "Чёрный квадрат" - кому-то это покажется особенно изящным в своей лаконичности.

Другое отклонение от правил - количество строк, равное двум и даже одной. Слава Богу, никто не пытался называть хайку такое произведение из четырёх и более строк. Я никогда (по крайней мере, пока) не переступал эту грань, мои хайку всегда трёхстрочные.

Следующее отклонение - наличие рифмы и ритма. Да, многие считают, что рифма и ритм слогов портят хайку. Я считаю, что так бывает  не всегда, а наличие рифмы и ритма в моих хайку зависит только от настроения и интуитивного побуждения. Такие "неправильные" хайку у меня встречаются через одного, поэтому в этом разделе я поместил только один наиболее яркий пример.

Особо выделю такое отклонение от правил, как "перенос строки", когда мысль (мазок кисти), начатая в одной строке, заканчивается в середине следующей. Особенно богато этим творчество Fotina. В одной из рецензий на её странице у меня получился такой же перенос строки. При этом я обнаружил интересный эффект. Если при соблюдении классической формы хайку возможен дважды поворот мысли, то при переносе строки его можно выполнить трижды, а при достаточной искусности может просматриваться и четвёртый поворот - когда строка, в которой содержится обрывок мысли предыдущей строки, может рассматриваться в целом, как состоящая из двух звеньев самостоятельная строка.

Ещё одно отклонение заметил я у современных русских хайку. Но возможно, что это отклонение лишь от моего способа написания хайку. Как я уже писал в статье "Как я пишу хайку", в третьей строке хайку содержится основной его смысл, кульминация, тогда как две первые - два подготовительных шага, создающие фон для третьей строки. У современных создателей хайку на русском языке часто, очень часто основная мысль содержится сразу в первой строке, две же последние являются объяснением смысла первой. Так, наверное, и получаются хайку двустрочные и однострочные - зачем объяснять то, что уже и так ясно сказано? Я всегда старательно избегаю таких хайку.


И ТАК:

Хайку с нестандартным количеством слогов
-------------------------------------------

Чашка чая
В твоих руках -
Миг совершенства
00:31:40 16.06.2003

Что будет красивее
Души Тайши?
Чай, чашка, руки Тайши
02:52:51 17.06.2003

Чай, чашка, руки Тайши...
Что стоят
Без светлой души Тайши?
17:14:58 18.06.2003
* * *

Чашка чая...
Гы...
Опять за своё!
07.07.2003


"Всему своё время,
и время всякой вещи
под небом..."
(Екклезиаст, 3-1)
01:07:18 18.06.2003

Сонет для Сони
Бессонной ночью...
Пусть плачет Муза.
23.06.2003

Сирень...
Зачем ты пахнешь?
Знакомый запах...
23.06.2003



Пример хайку с рифмой
-------------------------------------------

Взглядом на тучу -
Сбились в кучу / Облака,
Ищет зонт рука.
2003/07/15 18:13



Примеры хайку с переносом строки
-------------------------------------------
Души и сердца
Огонь священный / вечно
Беречь нам надо
2003/08/28 17:40
 
Даже выплакав
Глаза, / роза сохранит
привлекательность
2003/08/14 18:02
 


Ну и напоследок один (и пока единственный) мой опыт визуального эффекта в хайку.
-------------------------------------------

Ка
__мень
______на
_________скло
_____________не:
Стук идёт, искры летят...
Шумит, прощаясь.

28.07.2003


Рецензии
Ба! какие люди! привет всей ночной компании! :)
а мона вопрос?
я, конечно, не великий теоретик хаек, но как насчет такого момента: каждая строка должна быть самостоятельной смысловой единицей/предложенем/словосочетанием. ПРичем первые 2 по смыслу не связаны между собой, а третья (понятное дело, поскольку кульминация) - объединяет предыдущие...
...в последнее время просто за руку поймала себя на том, что (не только) у меня хокки становятся зачастую одностишием, записанным в 3 строки, а, на мой взгляд, 3-строчие и обусловлено разницей в смыслах - иначе его и объяснить нельзя...
...о ритмах и рифмах особо в полемику вступать не буду. Рифмовать или нет - тут уж (а)как приходит и (б)см. о разных стилях русского хайку у Младена. Замечу только, что ритма тут не может не быть - он даже в любой прозе присутствует - ритмом дыхания пишущего :)

Алла Мутелика   23.10.2003 16:43     Заявить о нарушении
Приятно встретить думающего человека, а думающие люди, как правило являются ( :)) или становятся моими единомышленниками. Здесь, как видите, речь идёт об отклонениях от "канонической" формы хайку, а о том вопрос, который Вы затронули, я писал немного раньше:
http://www.stihi.ru/2003/07/01-613
Кстати, спасибо: Вы прекрасно сформулировали мысль об однострочных хайку, записанных в три строки.

Хотя, как и в обычных стихах, одни люди могут видеть, другие нет то, что вложил автор в свой стих. В беседах с творцами хайку я обнаружил, что порой утончённый эстет видит в таких однострочно-трёхстрочных хайку смысл, недоступный с ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА обычному человеку со средними художественными способностями. Просто мне объяснили на днях смысл хайку, который я раскритиковал. Вот здесь наша беседа (в рецензиях):
http://www.stihi.ru/2003/10/17-42

Хьюмэйн   24.10.2003 05:59   Заявить о нарушении
спасиб за ценные ссылки!
прочитала...
прониклась...

остальное в реце к "За порогом"

с :),

Алла Мутелика   24.10.2003 16:08   Заявить о нарушении
Аля,
а что такое "17 слогов в 575", как не (заданный - кем?) ритм? :)

а три строки вместо одной - да потому что японцы писали вертикально, и больше в их узких глазах просто не умещалось :))

и прочитай про косые глаза, что я написал тебе - сколько там и каких строчек? :)))

впитай, вдохни поглубже и забудь про правила, а затем, когда крепко забудешь, на выдохе, ты поймаешь себя на хокку... а без этого - ты станешь великим теоретиком :)

Дмитрий Евдокимов   27.10.2003 23:15   Заявить о нарушении
Дима (;-)), если я правильно понял, это мы пишем 17 слогов, а японцы писАли 17 иероглифов? ...А каждый иероглиф мог быть словом или целым предложением!

Хьюмэйн   28.10.2003 02:56   Заявить о нарушении
Димк,

- один из вариантов - угадал :)
- 575 и 17 слогов к ритму имеют весьма посредственное отношение, он не этим задается
-3 вместо 1 иногда очень красиво смотрятся
...да Бог с ними, с японцами! русские хайку и японские - априори разные, разностью души!
-неужели, чтобы оценить красоту, нужно посчитать количество строчек??? меня в хокку привлекает не арифметика :)...

Теоретики мои ненаглядные!
Кроме красоты и гармонии, нет других правил... Но первые две вмещают все правила мира...

с любовью,

Алла Мутелика   28.10.2003 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.