Мысли вслух

.
Мне всегда не давала покоя мысль о несоразмерности наказания Адама и Евы за их, вообщем-то, такой понятный, с человеческой точки зрения, поступок, как поддаться искушению попробовать, узнать, увидеть.  Любопытство, любознательность, эксперимент ( теперь-то мы знаем, что именно этим качествам человека мы обязаны возникновению цивилизаций, прогрессу и всему тому, чем человечество, по праву, гордится).  Возможно, что непослушание являлось в глазах Б-га проступком довольно серьезным и сильно его рассердило,  но чтобы  до такой степени... И сколько я не думала над этим, никакого объяснения, кроме самого низкого и банального, вроде мести сильно рассерженного  и почему-то ужасно напуганного этим поступком людей, Создателя, мне в голову не приходило.  И вдруг, недавно, мне на глаза попался комментарий этого эпохального эпизода из Ветхого Завета. Я не запомнила имени автора, но, конечно это был какой-то раввин - специалист и знаток Торы. Так вот, по его мнению,
наказание Адама и Евы последовало не за то, что они узнали первородный грех, вкусив плод от дерева добра и зла, а за то, что они увидели, что наги и застеснялись этого. Появилось искусственное понятие “добра” и “зла”, не имеющих конкретного и точного толкования и до сих пор, а значит привносящих в мир гармонии хаос.   Ведь до этого события и нагота и акт любви были для людей, как и для прочих животных, делом обычным и естественным. Существовавшая мировая гармония была нарушена именно этими ложными представлениями о грехе. Теперь понятия “истина” и “ложь”, которыми единолично владел сам Создатель, не были уже столь конкретны и абсолютны для человека.   
Да. Это проступок. Тут я согласна. Это великий грех. От этого можно прийти в отчаяние. Трудился- трудился Создатель, и замысел у него был совершенно грандиозный, а тут раз, и человек, созданный по образу и подобию Его, то есть создание самое близкое и любимое, вдруг – раз, и одним легкомысленным поступком, сломал прекрасную мозаику Вселенной. Тут есть от чего затопать ногами и забрызгать слюной.  Хотя, возможно, что именно понятие греха внесло в существование людей остроту и вкус и,  лишив человечества гармонии, породило тем самым, столько проблем, что люди просто вынуждены были, решая их из поколения в поколение,  превращаться из безмозглого животного в человека. Нет, был, был в этом первородном грехе какой-то промысел! Зачем-то нужна была эта змея со своим яблоком. Страсти человеческие, возможно, от дьявола, но они как приправа, делают существование человека более острым и вкусным, заставляя его мучится и сомневаться, страдать и  восхищаться, искать себе, всякий раз, кумира - в любви,  в вере, в сомнениях, а потом ниспровергать его и шалеть от своего бунтарства. Бог и Дьявол соединились в человеке, как два сиамских близнеца, и только вечная борьба их друг с другом превращает человека в личность.
 Великие  Учителя, кто они?  Победители? Они уже все прошли и теперь окончательно знают, что все суета сует и истинная победа это - согласие внутри себя, то есть,  победа одного из вечных противников над другим  в себе самом и, в результате, неожиданное полное одиночество? Сиротство при почти абсолютной власти над самим собой. Сам себе Бог и Раб! Если это цель, то где же счастье? И если это победа, то где же радость? А если человек уже не умеет радоваться и умирать от любви, то зачем нужна такая мудрость, которая похожа на смерть? И не оборачивается ли, в конце концов, цинизмом  вся эта мудрость? А, главное, где в этом” совершенстве” Человек?
Вселенская любовь к Человечеству. По-моему, это очень легко любить человечество вообще. Паства она и есть паства. А вот когда кто-то особенный, другой, бунтарь  и он вдруг начинает ломать мозаику Учителя, вот тогда не взыщи, пощады не будет, наказание последует незамедлительно и в самой жестокой форме. Возлюбить и принять такого, потесниться на своем Олимпе и начать сомневаться... Что-то я о таком Учителе не слышала. ( И здесь сказывается родство с Б-ом и наше подобие ему).
Я думаю, что когда человек теряет способность любить одного, то он уже импотент в человеческом смысле и  вся его мудрость, по большому счету, не стоит и выеденного яйца.
Нет, человек – это коктейль из Дьявола и Бога, все остальное это – все, что угодно, но уже мертвое. Как компьютер. Даже самый совершенный – он все равно не живой. 


Рецензии
Рут, ты молодчина! Я просто не могу удержаться от того, чтобы лишний раз тебя не похвалить! Пока читал все это, в голове мелькали строки из разных моих произведений с идентичными взглядами и очень хотелось бы тебе оставить ссылочки на эти произведения, да только названий всех не помню. Твои мысли для меня не новы и я соглашаюсь безоговорочно с каждой, но есть тут одна, которая мелькала у меня не раз в рассуждениях и еще ни разу не воплощалась в творчестве. Вот она
“Появилось искусственное понятие “добра” и “зла”, не имеющих конкретного и точного толкования и до сих пор, а значит привносящих в мир гармонии хаос.”
Это как раз такая мысль, которая могла бы объяснить что угодно, от поступка Авраама до массового убийства. Базироваться она опять же должна на законах справедливости. Так что же есть “добро” и ”зло” искусственное и что – настоящее? С искусственным я думаю, все ясно – это наша все время видоизменяющаяся мораль, которая в общем и привела к тому, что сейчас чуть ли не благом или по крайней мере элементом свободы человека является то, за что в свое время были уничтожены Содом и Гоморра…
Истинное “добро” и ”зло” мне представляются энергиями, действующими так или иначе на всю Вселенную, как на один цельный организм. Энергия Созидающая (добро) и энергия Разрушающая (зло), причем созидать можно путем разрушения, так же, как и разрушать путем попыток созидания. Но это мое мнение, не исключаю, что найдутся и другие, не менее обоснованные…
Твой диалог под “Евой” с Жанной Асс я прочитал во второй раз, главная мысль, которую я выделил из всего диалога “Каждый из нас – миниБог, а все вместе - мы и есть –ОН.” Мне показалось, что изначально Жанна не хотела пытаться философствовать, ее отзыв мне показался просто шутливым, хотя и с крепкими доводами. Она не глупа.
Айдын


PS:Да, рут, почитай здесь, хоть немного, да в тему http://www.stihi.ru/2002/12/23-816

Айдын Ахундов   13.08.2003 15:33     Заявить о нарушении
"Истинное “добро” и ”зло” мне представляются энергиями, действующими так или иначе на всю Вселенную, как на один цельный организм. Энергия Созидающая (добро) и энергия Разрушающая (зло), причем созидать можно путем разрушения, так же, как и разрушать путем попыток созидания."
Разрушение, созидание - не одна ли это энергия? Если уж Вы сами запутались, что из них что?
А не может быть так, что существует только "добро" - вселенная с ее рождающимися и взрывающимися звездами, создающимися и сгорающими планетами, рождающимися и умирающими людьми, хищниками и жертвами?
А не может быть так, что "зло" - это лишь наша интрепретация "добра"?
А есть ли абсолютное "зло" вообще?

Морж   13.08.2003 21:58   Заявить о нарушении
Все может быть… И мы с вами можем говорить только о своем видении мира и доказывать что-то исходя из своих знаний и способностям к суждению. Любая энергия может иметь разную силу действия, и потому добро можно рассматривать как меньшее зло или наоборот, зло – как меньшее добро. То есть, можно вообще убрать все антонимы, если мыслить подобным образом и не давать на все однозначных ответов. Простой пример, вы идете по улице, к Вам подходит человек и спрашивает закурить, но просит он не сигарету, а всю пачку отдать, без грубостей. С однозначными взглядами на ситуацию вы будете жадным, если не отдадите и щедрым, если отдадите (противопоставление антонимов жадности и щедрости). А что будет, если вы выберете третий ход, угостите его половиной содержимого пачки, одной, двумя, тремя сигаретами? Это будет самый верный, тонкий путь по лезвию бритвы, та самая Истина, что лежит между вечными понятиями добра и зла.
А насчет созидания путем разрушения и наоборот еще один простой пример, на примерах вообще по-моему понятнее все можно объяснить. Вот вы видите, как маньяк собирается лишить жизни близкого Вам человека и вам ничего не остается, как лишить жизни маньяка. С одной стороны вы разрушили одну жизнь, с другой стороны – привнесли добро в другую. Или на войне – добро это или зло можно понять только с позиции той враждебной стороны, на которой вы сами находитесь. А под Вселенским злом я имел ввиду то, что может привести рано или поздно к разрушению и исчезновению всего, сотворенного Богом, это может быть и какое-то оружие, способное уничтожать галактики одним нажатием кнопки, а может быть и небрежно брошенное в неподходящий момент слово. Помните “Вначале было слово”, оно же может стать и концом, не сомневайтесь!
С уважением.
Айдын


Айдын Ахундов   13.08.2003 23:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Айдын. Ты правильно выделил главную мысль. Именно так я думаю и чувствую.
Обязательно зайду и почитаю.О добре и зле, я думаю, мы еще поговорим. Это очень сложная тема.

Рут   15.08.2003 01:01   Заявить о нарушении
Морж, Вы - молодец.Скорее,я соглашусь здесь с Вами.Конструктивный спор невозможен без договора об определение понятий. Между людьми такой договор записан в священных писаниях.И что же?Кто из нас еа самом деле понимает,что это такое "Возлюби ближнего своего?"
Возлюби как?Уча, воспитывая,наказывая или, даже, казня?Нельзя ничего сделать правильно,если точно не определиться в понятиях.Люди иногда творят такое добро, что любое зло обзавидуется.А ведь везде сказано,Б-г-это добро.Зло с собой творят сами люди.Значит, не понимают Б-га.Не договорились с определениями. Да, я тут, пожалуй, согласно с Моржом.

Рут   15.08.2003 01:22   Заявить о нарушении
Айдын!
Примеры не помогли.
http://www.proza.ru:8004/2003/07/21-22
Как-то наш разговор попал в точку.

Морж   23.08.2003 15:41   Заявить о нарушении
Рут!
Мне иногда кажется, что люди никогда не договорятся об определениях. Особенно тогда, когда надо определить нечто глобальное - добро, зло. В принципе, даже заветы Бога страдают тем, что не могут быть универсальными. Не поэтому у людей столько религий?

Морж   23.08.2003 15:44   Заявить о нарушении