Последняя глава

Колорадские жуки
В трехлитровых банках.
Предпоследние рывки
По земле на санках.

Предпоследние слова
Не всегда приятны.
А последняя глава
Так влечет обратно.
3.06.2000


Рецензии
Что касается цикла.
Мне кажется, он заслуживает того, чтобы быть выложенным – но только одним файлом.
Технически сделано хорошо (за исключением, может быть, явно лишней последней строки во втором – насчет атлетов – она как-то провисает).
Что же смыслового содержания, то тема очень опасная. Мне, например, трудно судить о проблеме антисемитизма с другой стороны. Мне она вообще представляется надуманной (не верите – посмотрите наш второй канал и канал «Культура»). «Уехал - не уехал» - тоже вопрос, по моему мнению, весьма риторический. Выскажу только собственное мнение: мне кажется, что евреи делятся на две большие группы – те, что говорят на иврите, и те, что на идиш. Те, что говорят на иврите, исповедуют истинный и истовый иудаизм, муссируют проблемы антисемитизма и стремятся в Землю обетованную. Те, кто говорят на идиш, ассимилируются с окружающей культурной, бытовой и иной средой, и, в общем-то никуда не уезжают. В этом смысле достаточно показательна повести Кунина «Ай гоу ту Хайфа». Несмотря на взрывной юмор, проблемы там поставлены достаточно серьезные, в том числе и о взаимодействии двух культур и мировоззрений. Поэтому, если Вас не задела ни первая (брежневская) волна эмиграции, ни вторая (начало 90-х), мне кажется, что вопрос уже не стоит. Кстати, может быть, чересчур сложно, но есть два момента, которые могут вызвать неожиданные ассоциации. Колорадских жуков вряд ли можно назвать антисемитами, так как прибыли они из США, образованной, как раз евреями. Жуки в маракасе – очень впечатляюще и красиво, но в контексте сказанного представляется борьбой с антисемитизмом методами борьбы с космополитизмом.
Еще раз повторюсь, что тема опасная, и искренне надеюсь, что все сказанное не задело Вашего национального самосознания (к которому я, как человек с коммунистическими убеждениями, отношусь весьма щепетильно).
С уважением: В.Р.

Reonad   11.08.2003 11:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Реонадович!

Цикл этот не столь серьезен, как вы его представили. Все произносится… ну с улыбкой, что ли. Кроме третьей вещи. И четвертой(немножко). Если картошка моя, то жуки плохие, если я – еврей, то жуки – антисемиты безусловные. То же самое о тех, кто не любит моих животных. Этими стихами я и навешиваю ярлык и сам же говорю, что ярлыки – это не мое, не переносите всё на всё. Таков смысл. Или его часть.

Насчет самой темы. Культуры идиш уже нет. Ее уничтожили в гетто во время войны. Очень убедительно это звучит в стихотворении «Дойна» Анны Гершаник. Это мое любимое стихотворение на сайте. В тройке любимых - точно. Я понимаю проблему не так, скажем, как моя бабушка. Но мое понимание проблемы еще не совсем оформилось, и не хочу сказать ничего лишнего и невзвешенного. Не может быть надуманной проблема, ввиду которой – и били, и убивали на протяжении веков. Конечно, это не единственный геноцид в мировой истории( предвидя очевидный вопрос)

Мне кажется, вы широки в своих воззрениях. Хотя, считать себя приверженцем одного мировоззрения – удобно. Наверно, вы правы.

Мышцы тяжелоатлетов я отделю цезурой. Пока. Как подземные ходы без них?

Цикл я выложу. Даже наверно продублирую под ним эту вашу реплику.



М.Рубин   11.08.2003 16:45   Заявить о нарушении
Хочу только уточнить - я говорил не о холокосте, а об антисемитизме (так называемом, бытовом), которым почему-то пытаются расколоть народы с 14 века (сначала с испанцами, потом с немцами, поляками, русскими). Кстати, по-моему культура идиш и начала создаваться после Торквемады. Так что за 6 лет уничтожить ее невозможно.
С уважением: В.Р.

Reonad   11.08.2003 17:49   Заявить о нарушении
Вы очень правильно сказали: за 6 лет нельзя. Но культура ивритская идиш во многом отрицает. Считая его чуть ли не рабским, диалектом и пр. И культура… омертвела, что ли. Ее носители либо погибли, либо стары, а молодежь – дитя иврита. Иврит выставляется как символ свободы, а идиш – черты оседлости.

М.Рубин   11.08.2003 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.