25 февраля

       Двадцать пятое февраля*
               



Я рос в семье, где от еврейства
Остались лишь черты лица,
На Песах – рыба и маца,
Былых обрядов лицедейство.

И брат, и две сестры отца
Порой употребляли идиш.
Необразованный подкидыш, 
Мой слух, те звуки отрицал.

И, я стеснялся повторять
Слова чужих застольных песен.
На русском подовом замесе
Мне предстояло вызревать.


                II



Впервые я услышал – «жид»
Лет в шесть (стоял за хлебом в стужу),
И «жид», как ножницами –  вжик,
С тех пор располовинил душу.



                III



Кто в юности не остолоп?
Идеи равенства – заразны.
Портрет вождя, благообразный,
Висел над письменным столом.



Проговорился военком
(пришла повестка призываться):
«Призывникам враждебных наций
закрыт в училища приём».

О, пресловутый пятый пункт
Тебе ещё поэмы сложат.
Судьба меня хранила всё же, –   
Я был допущен в институт.

Среди загадок на веку – 
Загадка Русского Еврея:
Всё знал, но оставался верен
России.
Строю.
Языку.




               



                IV



Растерзанный, Отъездный год.
Союз объединённых наций
Трещал.
   Уехать?
       Оставаться?
И откровением:
      Исход!


                V

Не замечать, что близится беда – 
Иллюзии, – оплот интеллигентов.
Скользили сплетни – сводни аргументов:
Погромы в Ленинграде?
    Ерунда…







Прозрению достаточно минут,
Сомнениям  не хватит и недели…
Я вдруг увидел окна в райотделе,-
Решётки наварили.
 Знают?
 Ждут?

Звонок от Вовки, накануне: – «Сень!
Конечно, бред. Да только Время сучье.
Давайте к нам. Ну так, на всякий случай.
У нас пересидите этот день».



               


                VI


Нас ждали. Светка испекла коржи.
Играли дети. За окном светлело.
Страх остывал. Снег оставался белым.
Жизнь продолжалась, приходилось жить.



                VII


Желание гонимого – бежать.
Голодному – горбушка утешенье.
Был день и вечер.
    И пришло решенье:
Пока не поздно, надо уезжать.





 
                VIII



ОВИР –  начало и конец пути.
Стенд объявлений кнопками изранен:
«Всем отъезжающим на ПМЖ в Израиль
Лишение гражданства  – 
        оплатить».





    …
        …
             …






P.S.



Россия,
    я прощаю Вас,
Прощаясь.
    У метро старуха
«Жида» мне подпустила в ухо,
А я не вздрогнул.
   В первый раз.



*25 февраля 1990 года – по слухам на этот день
в Ленинграде намечались еврейские погромы.





 


Рецензии
Семён,

я рождения 1956-го, клянусь, что у нас в Ростове даже не знал лет до 15, что такое "жид". То есть "жид" для меня и моих товарищей значило "жадный". "Не жидись". И всё. Никакого отношения к евреям это слово не имело. Унас во дворе жил Мишка Гольдман, мы даже не задумывались, какой он национальности.

Никаких, даже самых малейших, проявлений национализма, тем паче антисемитизма , у нас не было. Всё советское время, в том числе в институте, не сталкивался даже с намёками на антсемитизм. Только сейчас задумываюсь: а ведь многие руководящие должности занимали как раз... евреи! деканом факультекта филологии был, например, Яков Романович Симкин. Самое громкое дело по "Ростсельмашу" по чудовищным хищениям - фигурантами были будницкий и Битюцкий. И так далее. Извините, но это - довольнео странный антисемитизм, когда большую часть крупных руководящих постов занимают евреи, когда самые крупные цеховики (обувщики) - евреи, когда самые известные актёры и режиссёры -= евреи... Не кажется ли вам искусственноцй вся эта псевдоантисемитская истерия в СССР?

Вот с началом "перестройки" действительно появились в обществе явные признаки антисемитизма и юдофобии. Что касается СССР 60-х - 70-х годов, ни малейших признаков антисемитизма я не помню.

Фима Жиганец   04.08.2006 20:07     Заявить о нарушении
Фима, 40 процентов нобелевских лауреатов -евреи и что, их специально награждают в пику другим нациям?
Еврееи занимали первое место в процентном отношении по количеству героев Советского Союза к количеству воинов этой национальности, факт о котором случайно прочёл в одном из томов о воинах-героях ещё в школе. Их тоже специально награждали?
Ещё с 1943 года существовала директива о непродвижении евреев на командные посты в Красной Армии.
Для того, чтобы чувствовать антисиметизм надо было быть евреем.
Тогда ты знал и о процентной норме для института, и о профессиях на которые можно не рассчитыать.
Недаром военком заявил на собрании допризывников, что представители враждебных наций могут не рассчитывать на поступление в военные училища. Интересно, кто ещё, кроме евреев
тогда считался врагом?
Надо было быть евреем, чтоб услышать от еврея парторга, что тебя не примут на работу в в санаторий, потому, что там уже много евреев, и принять это как должное.
Мой друг рассказывал о традиции в их физмат школе - ехать поступать в МФТИ, где евреев заваливали задачками из учебников 4-го курса, заметьте абитуриентов, а потом спокойно отправляться в ЛИТМО или Политех, где евреев принимали.
Евреев допускали до уровня замов,вплоть до самых высоких постов, они ведь работали "и за страх, и за совесть".
Вот так и не было антисиметизма в СССР, а сначалом перестройки всё скрытое стало явным, и антисиметизм тоже.
Зато эта суровая школа помогает выживать на Западе в условиях конкуренции с выпускниками местных университетов.
:)

Семён Эпштейн   04.08.2006 23:40   Заявить о нарушении
Странно,
я всегда считал, что наибольшее количество евреев как раз в точных науках.

А вообще ну их к гребеням, эти подсчёты. Дай нам Бог всем здоровья, независимо от национальности :)))

Фима Жиганец   07.08.2006 18:11   Заявить о нарушении
Согласен с Вами,да будет так!

Семён Эпштейн   09.08.2006 23:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.