Пророк

Под берёзой, в траве, у скрещенья дорог
На зелёном холме, перед самым рассветом
В три-седьмом государстве родился пророк
Но пророк не обычный, а с сердцем поэта

С первых дней он учился витать над землёй
И смягчала она боль бессчётных падений
Как поэт, он не знал, что такое покой
И как всякий пророк он не ведал сомнений

И как только пророку исполнился год
Взгляд обрёл глубину, стал пронзительно светел
Безрассудно и прямо он вышел в народ
Для креста и венца… А народ не заметил

Билось сердце в груди, губы рвали слова
И стремилась душа распахнуть в небе крылья
Но от сытых невежд кругом шла голова
И тянули ко дну нищета и бессилье

Он кричал, он писал, он кривлялся и пел,
Изучив сто законов Актёрского Цеха –
Даже если кого-то затронуть сумел
Этот «кто-то» ему обращался помехой

Что ж, наверное зря… И пора на покой,
Приняв к старости облик Великого Мима
Он сидел на обрыве над жёлтой рекой
И крестил комаров, пролетающих мимо.


Рецензии
Здравствуйте!
Это стихотворение меня привлекло особенно, очень много мудрости в скорлупе утонченной простоты. Извольте по порядку.
Очень понравилось и в первую очередь хочу ответить строку

“Но пророк не обычный, а с сердцем поэта”

По сути, пророк живет в каждом поэте, если принимать за поэта не вымучивающего строки умом, а пишущего свободным сердцем, не затуманенным субъективными значениями, типа там всяких рейтингов и прочее.
Талант – это дар, намечающий путь автору, а то и всему человечеству, но как справедливо замечено, подобные наставления не замечаются, а если и замечаются, то заметившие не всегда благодарно относятся к источнику пророчества.
“ Даже если кого-то затронуть сумел
Этот «кто-то» ему обращался помехой”

С одной мыслью мне сложно согласиться, вот она
“И как всякий пророк он не ведал сомнений”
Как раз история пророчеств показывает, что пророки сомневались постоянно. Сомнение – оно само по себе вроде наждачного круга, оттачивающего меч истин. Читая Библию, сомнения мы видим и в сердце Христа, читая коран, даже сталкиваемся с ситуацией, когда пророк увел за собой народ под игидой Сатаны, прикинувшегося Богом. Человеку не всегда легко удается постичь сущность вышестоящих над ним, Дьяволу нетрудно ввести человека и даже человечество в заблуждение, скажем, поселиться в той же Библии, дописав пару строк рукою какого-нибудь заблудшего монаха и тем самым увести за собою не только неправедных. Все же, уважаю Ваше мнение, для себя полагаю, что сомнение вполне оправдано и необходимо как оружие против искажения истин.

<<<Изучив сто законов актёрского цеха>>>
Интересная строка, не можете объяснить, что под этими словами подразумевали? Просто сравниваю сейчас с личными ассоциациями – человечество представляется мне в виде цеха или большого завода, где каждому предназначена актерская роль, дана работа. Выполняя ее безукоризненно получаешь зарплату и премии в виде ощущений счастья от скажем – творчества, любви и мн. др.

<<Под берёзой, в траве, у скрещенья дорог
На зелёной траве, перед самым рассветом>>>
Хорошее начало, но сильно бросается то, что слово “трава” употребляется два раза. Посмотрите сами, просто хочу обратить Ваше внимание на это и ни в коем случае не посчитайте это за критику.
В целом стих изумителен, сильная концовка, что мне всегда нравится в стихах. И правда, вскоре из истинных праведных в этом мире останутся одни комары…
С большим уважением
Айдын

A Ahundov   23.07.2003 17:17     Заявить о нарушении
Уважаемый Айдын (надеюсь, позволите мне называть Вас по имени. Кстати, меня зовут Евгений, а Лисовин, точнее Лис - давний псевдоним ещё с детских лет, когда мы с несколькими друзьями пытались основать поэтический орден, поэтому с ним трудно расстаться).
Отвечаю по порядку: "Пророк с сердцем Поэта" - пытался ассоциациями наметить пути действия человека (если он действует), а именно - Путь Ума и Путь Сердца. Не могу судить можно ли идти обоими путями сразу - может быть там, вдалеке, где параллельные линии сливаются в один путь, Путь Мудрости? Не знаю, судить не могу т.к. мне до этого далеко. Но, как мне кажется, в истории есть примеры, когда Пророком избирался путь Ума (Сколько, наверное войн Пророка отгремело на нашей планете...), либо Путь Сердца.
Далее в стихе пытался эти два пути подчеркнуть, "билось сердце в груди, губы рвали слова"...

Относительно строчки "он не ведал сомнений". Идущий не может не сомневаться, иначе он слеп. Я имел в виду только отсутсвие сомнений и колебаний относительно своей миссии и необходимости ступить на Путь, указанный свыше... Опять же где-то читал притчу, как некоему Страннику в пустыне явился огненный Свиток, в котором были начертаны те Законы, следуя которым Человечество достигнет Рая на Земле. Но Странник прочитва Свиток и уверовав в истинность написанного вспомнил, что его земля уже много лет является ареной религиозной войны двух сил, каждая из которых - права в своём желании принести счастье человечеству. Стоит ли добавлять в противоборство ещё одну силу, спросил себя Странник... Он закопал свиток, а сам ушёл в немое отшельничество.
"Сто законов актерского цеха". Насколько я знаю, почти до нашего века носители всех видов деятельности группировались в так называемые закрытые касты, часто, особенно в Европе, называемые Цехами - Цех Кузнецов, Цех Поваров, Цех Телохранителей... Цех Актёров. Цеха - закрытые структуры с жёсткой иерархией, вступить в которые со стороны - очень сложно. Но Пророк не только вступил, избрав то "Ремесло" которое предоставило бы ему возможность Говорить, но и превзошёл всех, изучив все его Законы и "приняв к старости облик Великого Мима". Но Ваша трактовка мне очень понравилась, будит далеко идущие ассоциации. М.б. попробую прописать другую редакцию стиха, в свете открывшихся новых возможностей сюжета. Спасибо за нить.
А насчёт повторения "травы" - спасибо, это просто опечатка, когда пальцы за головой не поспевают... Непременно исправлю, спасибо за помощь.
А что касается критики - я её не боюсь, особенно в столь тактичной форме. Ведь критикуют (как мне кажется) того, кому уже в чём-то доверяют, и за кем признают уже определённый уровень, ниже которого опускаться не стоит.
А больше всего я боюсь мертвенного безразличного молчания.
Спасибо за рецензию и до новых виртуальных встреч! Несколько дней меня не будет - уезжаю в турпоход на Урал, но в понедельник уже появлюсь.
Удачи и Силы!

Лисовин   24.07.2003 08:05   Заявить о нарушении
Евгений, конечно по имени и если сами не против, можем даже на “ты”
Спасибо, все разъяснили хорошо, теперь понимаю суть и некоторых фраз и совершенно их принимаю. Только вот насчет Пути Разума и Сердца – я для себя их как-то не разделяю, вообще считаю, что всем, чем наделил нас Господь, стоит пользоваться. Разум изменчив, на одно и то же он может дать тысячу вариантов ответа, примером тому бесчисленные виды описанных философий. А вот сердце из всевозможных ответов всегда выберет один и потому я слушаю прежде всего его, после чего разум пытается объяснить (не распознать) и запомнить услышанное.
Насчет критики Вы очень сильно сказали и очень верно! Видимо нужно уметь подразделять, где критика, а где откровенное хамство – нужно будет запомнить Ваши слова!
Удачного отдыха.
Силы и Света!
Айдын

Айдын Ахундов   24.07.2003 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.