Памяти И. А. Зака

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, почетный член Болонской Академии музыки, профессор Исидор Аркадьевич Зак был первым главным дирижером (с 1945-го года) НГАТОиБ и проработал в театре более сорока лет, пока не был отправлен на пенсию стараниями завистников. Вскоре после этого И.А.Зак скончался.

Театр наш – эмблема города.
А символ Оперного – Зак.
Нам имя это очень дорого.
Да будет так.
Ушел от нас в поля ночные
Театра оперы творец,
Но не забудет его имя
Мильон сердец.
Стоят пометки в нотах стареньких:
«Гуляем. Tacet* полчаса»,
Штрих незаметный, вроде, маленький,
Но это – жизни полоса!
Импровизации все – побоку!
Сегодня – так же, как вчера.
Спектакль – не призрачное облако,
Понять пора.
Всё по секундам он рассчитывал,
Педант, казалось бы, сухарь…
Но взлетов нет пока невиданных,
Таких, как встарь.
Давали званья и госпремии
Не за красивые глаза.
Мы Вас любили, мы Вам верили,
Маэстро Зак.
Шёл не от внутреннего к внешнему –
От сердца к сердцу путь искал.
Был с нами строг порой, конечно, он,
Но уважал!
Пусть всё течет, всё изменяется,
Пусть чуть всё в Оперном не так,
Мы ниц пред Вами простираемся,
Маэстро Зак.
Пусть не войдут в энциклопедии
Грядущие за Вами вслед,
Но для Истории трагедии
Большой в том нет.
Не знаю, скромно ли, не скромно ли
Мы в этот день себя ведём.
Здесь собрались все, чтобы
Помнили
Всегда
О нем.
………………………………………….

Всё мне чудится, всё мне кажется,
Только в Оперный я зайду
Сразу встречу Исидор Аркадьича,
Как в недавнем прошлом году.
Небольшого, как прежде, ростика,
Широчайших плеч разворот.
Заходил он в театр к нам в гости, так,
Это было назад ровно год.
Или месяц, или неделя…
В голове цифр идет ералаш.
Мы без Зака осиротели,
Это не ностальгия, не блажь!
Он кивнет мне в ответ рассеянно
На почтительнейший поклон…
Много доброго им посеяно,
Много вечного, мудрого он
Нам оставил в наследство с надеждой,
Убелённый жизнью титан.
Может, петь по-русски, как прежде,
Как при нём попробовать нам?
Ведь не все интеллектом блещут,
Говорят на трёх языках!
(Он-то мог на пяти, не меньше,
Исидор Аркадьевич Зак,
И читать, и писать, мы знаем!)
Но народ-то в зале простой.
Был девиз его непререкаем: пой!
Но только по-русски пой!
Чтобы слово трогало сердце,
Прожигало насквозь нутро!
В «Риголетто» по-русски пел Герцог
Свою песенку. Как старо…
О, теперь мы важны, как снобы,
Да, искусство у нас для искусства!
Ближе стали нам сцены Европы,
Больше тратим на них сил и чувства.
А Сибирь – на периферии,
Здесь стараемся,… но не так!
(Здесь расценки чуть-чуть другие,
Исидор Аркадьевич Зак!)
Но живет в нас русский характер!
Словно столп, основа основ
Украшает театр-альма-матер
Гениальный «Борис Годунов»!
Всё мне чудится, всё мне кажется,
Лишь открою служебный вход,
Тотчас встречу Исидор Аркадьича,
Взглядом встретимся – он всё поймёт,
И улыбка, слегка отрешённая,
Чуть коснется его добрых глаз…
Его жизни глава завершенная,
Знать, написана не для нас.
Но всему вопреки, однако,
Часто думаем мы о нем.
Ведь Театр наш – детище Зака,
Он незримо присутствует в нем!

*Tacet (лат.) – так в нотах обозначают длительное молчание к.-л. инструмента, не выражаемое обычными знаками пауз.


Рецензии
Tacet......
Почтим молчанием память о маэстро.

Alla Gozun   01.08.2003 02:02     Заявить о нарушении
Присоединяюсь

Фаустов   18.08.2003 04:06   Заявить о нарушении