L esseis - 2. Занимательная психология феномен ассоциативного ис
Говоря об ассоциативном искусстве, я, однако, имею в виду только литературу (чаще всего — поэзию), поскольку глубинные процессы психики, на мой взгляд, действуют на личность одинаково и в других сферах искусства. Тем более, что рабочее определение ассоциативного искусства, выбранное мной, достаточно широко: под ассоциативным искусством мной понимаются те стили и направления искусства, в которых главным системообразующим элементом является свободный поток ассоциаций, причём, произведения ассоциативного искусства никогда не подвергаются авторами рациональному рассмотрению и объясняются исключительно интропсихическими причинами (например, инсайтом) или сакральными причинами (в широком смысле слова).
Отсюда следует, что ассоциативное искусство имеет корни в психоаналитических техниках «свободных ассоциаций» и «потока сознания», являющихся, по сути, типичными проективными тестами (впервые подобные техники, насколько я знаю, были разработаны ещё в конце XIX века английским психофизиологом Фрэнсисом Гальтоном). Более того, ассоциативное искусство имеет главное значение именно для становления личности, так как на определённом возрастном этапе является не только «обкаткой» умения пользоваться знаковыми системами, но и проявлением личностного роста. Таким образом, она имеет и диагносцирующий, и терапевтический характер.
Конечно, ассоциативизм в искусстве был всегда — но лишь сейчас, похоже, занял главенствующие позиции. В этом росте ассоциативному методу, похоже, «помог» пост-модернизм. Виной всему — стремление к диффузии культурных пластов, заложенное в самой сути пост-модерна. Но, поскольку силам разрушения обязательно должны соответствовать силы притяжения, вопрос о связи элементов, по-видимому, является главным в современном искусстве. Ассоциативизм стал самым простым и естественным разрешением этой проблемы.
Хотя это утверждение, на первый взгляд, довольно спорно, мне не встретилось ни одной характеристики пост-подернизма, которая однозначно опровергала бы данное предположение — видимо, отчасти из-за неопределённости самого понятия пост-модернизма. Это обстоятельство позволило мне включить сугубо психологическую категорию в контекст культуры, завершив, таким образом, создание рабочей гипотезы.
Свидетельство о публикации №103070300613
Другой вопрос, все ли произведения могут претендовать на ассоциативисткие? И где грань между набором звуков и истинным самовыражением? Зачастую претендующие на символизм и т.д. стихи являются набором, к примеру, математических терминов и пишутся студентом мехмата после очередной сессии. Здесь возможны два варианта
- если это пишется в трансе, то студент явно перегрелся, читая конспекты, а это и есть пограничное психопатическое состояние
- если транса не было, то студент считает, что умные и, как ему кажется, незнакомые читалю слова поднимут его в глазах читалеля (и следовательно в глазах самого себя), что может соответствовать неудовлетворенностью результатами экзаменов и посттравматическим экзаменационным стрессом
В обоих случаях это не может считаться искусством, поскольку не несет никакой смысловой и ассоциативной нагрузки на читателя и является по сути сублимацией травмирующих эмоций.
Верцингеторикс 26.11.2003 13:34 Заявить о нарушении
Верцингеторикс 26.11.2003 13:38 Заявить о нарушении
Рад Вашему отзыву. Мне такие ещё не писали.
Эл К 27.11.2003 11:51 Заявить о нарушении
Эл К 27.11.2003 16:01 Заявить о нарушении
Я просто не знал, как Вас зовут.
Очень приятно, что могу сказать! :))))
Алексей Караковский.
Эл К 01.12.2003 14:12 Заявить о нарушении