Как я пишу хайку

Эта статейка появилась в ответ на предложение хайдзинов (так называют себя обитатели хайку-сайта) попытаться самому сформулировать ответы на вопросы которые я хотел выяснить у них. Сами хайдзины не приемлют моего "детерминированного" (то есть, зарегулированного жёсткими правилами) подхода к творчеству хайку, но в конце концов согласились терпеть мою ортодоксальность, как одну из степеней свободы в творчестве. Собственно говоря, именно в этом качестве я и предлагаю читателям для ознакомления свой взгляд на хайку.

ОТЛИЧИЕ ХАЙКУ ОТ ХОККУ.
Хокку - это трёхстишие в составе танка и в большинстве случаев не имеет самостоятельного значения. При совершенности формы характеризуется незаконченностью мысли, незавершённостью высказывания.
Танка - пятистишие, состоящее из двух частей: трёхстишия и двустишия. В первой части (хокку) очерчивается наблюдение в природе (как правило, но могут быть и другие наблюдения), во второй даётся какое-либо суждение об общественной или личной жизни, ассоциативно связанное с описанным в первой части наблюдением. Или неожиданный новый взгляд на описанное наблюдение.
Хайку - самостоятельное произведение, в котором есть всё: вступление, завершение создания фоновой картины и заключительный парадоксальный мазок кисти, изменяющий или усиливающий впечатление, создаваемое фоном.

ХАЙКУ И ВЕРЛИБР
Когда в сей стих, что жёстко скован
рамками восточного канона,
вложить нам ритм родного слова,
он обретает волю - белого стиха!
* * *
Конечно, это не хайку, а белый стих о наполнении хайку и танка ритмом родной речи.
Хайку и танка в классическом виде, конечно же, не белые стихи - для этого в них отсутствует ритмика западного стиха. В них есть свой собственный ритм, заданный силлабической структурой стиха, который вполне достаточен для представления парадоксальных высказываний в духе дзэн.
Называть хайку белым стихом при отсутствии слоговой ритмичности, я думаю, противопоказано.

ДУХ ХАЙКУ.
Дух хайку - это дух дзэн, заключающийся в способности увидеть зерно истины в кажущемся хаосе окружающей обстановки, светлые стороны жизни в беспросветном мраке обыденности.
Дух хайку - это способность увидеть белое в чёрном, светлое в тёмном и сером, чистое в грязном. Дух хайку - увидя, высветить увиденное, сделать его зримым для окружающих и таким путём - дать этому хорошему, зарождающемуся в недрах обыденности, толчок для роста.

КАК Я ПИШУ ХАЙКУ.
Хайку не обычные стихи. Обычные стихи пишутся в едином порыве и только потом поэт обдумывает написанное и слегка изменяет его, оттачивая рифму. Хайку пишется вдумчиво, так как его невозможно написать без глубокого проникновения в суть описываемого предмета или явления.
Двумя широкими мазками создаётся фон картины - серый, чёрный или белый. Или даже пёстрый. Потом точным экономным мазком в центр картины помещается маленькое зёрнышко, которое либо контрастирует с окружающим фоном, либо является его завершением.
Силлабическая структура стиха диктует смысловую законченность каждой строки стиха. Даже тогда, когда в двух или трёх строках расположено одно предложение, каждую из строк можно рассматривать изолированно от других, как имеющую особый, независимый от других строк, смысл. Каждый раз при присоединении к уже написанной части стиха новой строки происходит синтез двух цельных, иногда разнородных элементов, рождающий новый, порой неожиданный взгляд на описываемые явления, новый поворот мысли.

ДРУГИЕ ФОРМУЛЫ СИЛЛАБИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ХАЙКУ.
Классическая формула хайку 5-7-5.
Поэт, экспериментирующий с другими формулами, уподобляется вышивальщице, придумывающей новые формы вышивки (кроме классических креста и глади) или новые узоры. При этом суть работы вышивальщицы остаётся неизменной - вышитый узор на ткани. При экспериментах с формулой хайку необходимо соблюдать сохранность того, что называется "духом хайку" - сделать зримым для окружающих хорошее, зарождающееся в недрах обыденности, и таким путём дать этому хорошему толчок для роста.

МЫСЛИ:
Хайку привлекает меня экономностью слов. Получается суперплотная упаковка информации и эмоций - максимум информации при минимуме слов. Кажется, плотнее уже не упакуешь.
Принципы построения хайку и танка неизменны, но каждый пишет о своём. Более того, о своём каждый пишет каждый раз по-разному.
Правила - это скелет, который определяет форму и суть предмета. Всё остальное является произволом художника, называемым искусством.
Классической для хайку, хокку и танка является формула 5-7-5/7-7. Я допускаю другие формулы, но всё же считаю классическую формулу предпочтительной.


Рецензии
Самая дельная статья, из тех, которые я когда-либо читал на эту тему. Хотел бы видеть её опубликованной на www.lito.ru

Алексей Караковский   27.11.2003 12:59     Заявить о нарушении
ОК!
Письма в ящике не обнаружил (пока).

Хьюмэйн   27.11.2003 15:18   Заявить о нарушении
Я уже частично написал в форуме о его содержании.

Алексей Караковский   28.11.2003 00:59   Заявить о нарушении
Письмо получил. Ответ отправил. Спасибо.

Хьюмэйн   28.11.2003 08:22   Заявить о нарушении
Www.haikai.ru

Зус Вайман   20.01.2019 07:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.