История евреев
Часть 1.
В саду Эденском в тишине ,
Создал Господь венец творенья.
Сказал Он- будь подобным мне,
И дал свое благословенье.
И окружив любви заботой
На день седьмой Он отдыхал
Любуясь сделанной работой
Он миру тоже отдых дал.
Но в скоре Богу стало ясно,
Что одинок его Адам.
Не тратя время по напрасну
Сказал: «Тебе жену создам!»
(В помошники ).И сделал чудо
Когда Адам спокойно спал
Открыл он бок и взял оттуда
Ребро и женщину создал.
Она понравилась Адаму
Ее Бог Евою нарек
И своего не зная сраму
Они зажили бок о бок.
Но счастье было быстротечным,
Ведь люди были так беспечны
В саду где жил Адам и Ева
Росли великие два древа.
В одном кипела жизнь и сила
В другом познание течет,
Людей к себе оно манило,
Ведь сладок запрещенный плод.
И вот ,порой, на ушко Еве
Нашептывать стал хитрый змей:
«Попробуй яблочко на древе,
вкуси познанье поскорей.»
И вот послушав уговоры,
плоды запретные сорвав
вкусили их и ,очень скоро,
глаза раскрыли ,вдруг поняв,
что оба были обнаженны.
И сшив из листьев пояса
в саду укрылись пристыжено.
Чтоб не попасться на глаза
Создателю.Но Он к ответу
в порыве гнева их призвал.
За ослушанье ,дерзость эту,
людей он строго наказал.
Сказал Он Еве- будешь в муках
Детей Адамовых рожать,
Тебе ж Адам твой труд порука,
В поту хлеб станешь добывать.
И вот за грех непоправимый
Самим Создателем гонимы,
Оставив райский сад - Эдем,
ушли оттуда на совсем.
Для смертных ведь жестоко время.
Они приняв проклятья бремя,
живя в заботах и трудах
лишь перед Богом знали страх.
Тогда они сынов родили
Их в трудолюбии растили
Учили Бога почитать
И мать с отцом не забывать.
Сыны росли , но меж собою
похожи небыли они.
Каин пахал и жил сохою,
Ему земля была сродни.
Второй был Авель, дух свободы
его душой всегда владел.
Он пас овец, дитя природы,
и жить на месте не хотел.
Однажды братья сговорились
чтоб жертву Богу принести.
Перед Всевышним поклонились,
чтобы молитвы вознести.
Но Бог в сердцах людей читает,
Коль есть там искренний порыв,
Он сразу жертву принимает,
Огнем божественным накрыв.
Дары что Авель преподнес
Всевышний принял благосклонно.
На это,Каин, полный слез
дивился в гневе пораженно.
В нем зависть в сердце поселилась,
не мог такого пережить.
Как яд в душе распространилась
и брата он решил убить.
Был Авель щедр и благороден
От зла и зависти свободен
За то его любил Творец,
Как сына бы любил отец.
Но этим Каин огорчался
Он Авеля убить поклялся.
И клятву грешную сдержал
На брата руку он поднял.
И вдруг услышал голос Бога-
Где брат твой Авель? Ведь итога
Такого я не ожидал.
Полита кровью вся дорога
Твой брат к отмщению воззвал!
Отныне проклят ты несчастный!
Земля не даст тебе плодов,
отправишься ты в путь опасный,
не будешь знать спокойных снов.
На веки изгнан на чужбину,
повсюду будешь ты гоним.
Коль брата погубил безвинно
тебе не искупить пред ним
содеянного преступленья,
ты заслужил проклятья мщенье.
Я на чело кладу зарок,
Чтобы никто убить не мог
тебя .Чтоб вечно ты страдал
и грех великий искупал.
В печали был Адам и Ева
Но не завянет жизни древо.
Родился третий сын на свет
И имя ему дали Шет.
Затем его родились дети
И расплодился люд на свете.
В жестоких нравах люди жили
Над слабым сильный там царил
И род свой грубый осквернили
Господством злых и диких сил.
Их видя жалкую негодность
Решил Бог это изменить
Всю первобытную народность
Одним потопом истребить.
Среди никчемного народа
Жил Ной ,один лишь человек
Который спасся в этих водах
Взойдя семьей своей в ковчег.
За то что жил он жизнью честной
Ему господь открыл секрет
И для спасения известно
Что Ною дал тогда совет.
Корабль большой велел построить
Еды на долго припасти
Животных в парах там устроить,
да и себя с семьей спасти.
Когда все это Ной исполнил,
тогда и начался потоп.
Всю землю грешную заполнил
с небес низвергшийся поток.
Когда погибло все живое
один ковчег лишь уцелел.
Животные с семейством Ноя
делили спасшихся удел.
И только лишь чрез сорок дней
утих потоп , и воды спали.
Ной выпускает голубей,
чтоб землю птицы отыскали.
Как видно, не найдя приют,
они опять назад летели
и люди терпеливо ждут
живя в ковчега колыбели.
Но вот, однажды, на ковчег
с оливой возвратилась птица
и Ной сошел с семьей на брег,
спеша пред Богом поклониться.
Во имя чудного спасенья
он жертву преподнес тогда.
Воздав за все благодаренье
Создателю. Тот никогда
пообещал что уж на землю
такой Он кары не пошлет,
что просьбе Ноаха Он внемлет
и людям радугу дает.
Как знак любви и примиренья
И пожелал плодиться им.
И дал такое повеленье,
чтоб рассказали и другим.
Что пить ,что кушать разрешает,
над кем дано повелевать.
Одно лишь только запрещает
друг друга в гневе убивать.
С отцом тогда спаслось три сына
Их звали Шем , Хам и Яфет
Им Шинеарская равнина
Служила домом много лет.
Там на земле они трудились
и насаждали виноград.
Затем потомки их родились,
умножив род людской в стократ.
Тогда они все дружно жили
одной великою семьей.
И ближнего они любили,
и ладили между собой.
Однажды жители равнины
решили город там создать
и внем, у самой середины,
построить башню. И поднять
ее вершину к небу прямо,
чтоб их запомнили в веках.
И стройку начали упрямо
Работа спорилась в руках.
Забылись люди совершенно,
и им кирпич дороже стал
чем жизнь , великий дар бесценный,
который сам Всевышний дал.
Но как-то, Бог ,с высот взирая,
решил безумство обуздать.
Людей смешал , их речь меняя
и перестали понимать
они друг друга совершенно.
Общаться больше не смогли,
постройку бросили мгновенно
и прочь оттуда все ушли.
С тех пор уж люди расселились
по разным мира сторонам.
По языкам объединились
и по отдельным племенам.
По трем ветвям они делились.
От Ноевых трех сыновей.
И так все расы появились.
От Шема же пошел еврей.
О чем предания гласили ?
В то время в Уре жил Терах
Потомок Шема. Мирно жили
Он с сыновьями . На лугах
Паслись стада его большие,
Где цвел великий Вавилон.
Где может быть,тогда впервые
Был издан праведный закон.
Он звался Хаммурапи “ сводом”,
То был мессапотамский царь
Он мудро управлял народом
Возвел гуманность на алтарь.
Но престарелому Тераху
Хотелось видеть много стран
Он в путь идет, не зная страху
И вот привел семью в Хоран.
И как в писании библейском
Написано, что сын Нахор
Остался в царстве Арамейском
Завел и дом себе и двор
Другой же сын-Авраам с женою,
Собрав всех родичей своих
Пошел дорогою другою
И в Ханаан привел родных.
Сам Бог тогда Аврааму молвил
В далекую страну спешить
чтобы потомками заполнил
те земли ,и остался жить
на ней теперь уже навечно.
Их назовут «еврей» -«заречный»
Они, мол от реки пришли
и родину себе нашли.
По Ханаану расселились
и жили жизнью кочевой.
От Авраама отделились
его племянник Лот с женой.
Авраам свои шатры раскинул
тогда близ города Хеврон,
а Лот ,когда его покинул,
пошел в окрестность Сдома он.
И в Сдоме он тогда поставил
свое жилье племянник Лот.
Они, держась соседства правил
Зажили в мире с года в год.
Но жизнь их часто нарушалась
тревогами различных бед.
То голодовка начиналась,
то с Азии грозил сосед.
Однажды голод и лишенья
Авраама допекли весьма.
Собрав семью без промедленья
ушел в Египет он. Корма
там для скота в достатке были
и хлеба много для людей.
И осторожность позабыли,
стремясь насытиться скорей.
Но как-то фараон ,гуляя,
жену Авраама увидал.
Он, от любви изнемогая
ее к себе в дворец забрал.
Вдруг царь с семьей за грех великий
проказой жуткой поражен.
Покрылись язвами их лики,
что проклят Богом, понял он.
Царь Сару к мужу отсылает,
подарки в извиненье шлет.
И из Египта отправляет
им дав с собой еду и скот.
А в скоре племени Авраама
пришлось еще повоевать.
Из Вавилона и Элама
цари их стали угнетать.
Враги однажды захватили
его племянника с собой.
Авраам с отрядом их побили,
освободив его с семьей.
И все добро, что враг награбил
Авраам Содому возвратил.
Себе лишь только он оставил
за что он воинов кормил.
Летели годы ,но у Сары
от мужа не было детей.
Совсем они уж стали стары,
не ждали радостных вестей.
Аврааму ж сына Исмаила
Агарь -рабыня родила,
но не ему судьба ссудила
вершить великие дела.
Когда Авраам наш престарелый
с Творцом своим вступил в союз.
Поверив Господу всецело
Он доказал что он не трус.
Себе и всем мужчинам рода
он обрезанье совершил.
И связь Творца с его народом
своею кровью он скрепил.
И Бог сказал, чтоб соблюдали
союз в потомстве до конца.
Чтобы они навечно стали
достойны избранных венца.
И сына обещал Всевышний
Аврааму с Сарой подарить.
Они смеялись, где же слышно
чтоб в девяносто лет родить!
И Бог решил с небес к ним обратиться.
Сказал: « как разумом вселенной не объять
Твоих Авраам потомков народится,
что их никто не сможет сосчитать.
И вашею навечно будет
Земля, где ты сейчас стоишь
Коль Бога род твой не забудет
во сне, что ждет тебя , узришь.
Животных в жертву принесешь
И рядом сядешь подождешь.»
Над рассеченными телами
телиц , трех коз и тех ягнят
спустилась тьма, взмахнув крылами
и птицы хищные парят.
От тел Авраам их прогоняет
и тут же крепко усыпает.
Ему явился вещий сон,
судьбу евреев видит он.
Им плен Всевышний предрекает,
но и спасенье обещает.
Аврааму ж обещал покой
и жизнь до старости седой.
Когда настало пробужденье
Авраам вознес свои моленья
Всевышнего благодаря
за то ,что он живет не зря.
И вот Аврааму шлет Всесильный
трех путников , но не простых.
Он стол накрыл едой обильной,
сам приготовив все для них.
Когда поели люди славно,
просили Сару к ним позвать.
Ей говорят: «о самом главном
теперь должны мы рассказать.
Ты посмеешься над словами,
но через год сюда придем
вы убедитесь в этом сами,
мы с сыном здесь тебя найдем.»
И тут Аврааму Бог признался,
не зря он ангелов послал.
Мол, из молений он дознался,
что люд Содомский утопал
во зле и низменных пороках.
И уничтожить их до срока
прикажет им , коль та молва
не есть пустые лишь слова.
Просил Всесильного Авраам,
коль праведники будут там
людей Содома пожалеть
и убивать их не велеть.
Бог с Авраамом согласился:
«Коль десять праведных там есть
Он с этим бы еще смирился
и пожалел бы город весь.
Туда посланники пошли,
но праведников там нашли
Авраама родственника Лота
и проявив о нем заботу
его с семьею увели,
от скорой гибели спасли.
И скоро грешному Содому,
в котором жил распутный люд
не повезло, к концу плохому
разврат и злоба их ведут.
Бог уничтожил этот город
засыпав серой и огнем.
Обрушен кары грозный молот
погибли все, кто жили в нем.
Семейство Лота удалилось
из под Содома жить в горах.
Там внука два его родилось.
О них известно, что в родах
они своих началом стали.
А те , когда пришел их срок
два царства там образовали
от Иордана на восток.
О Саре вспомнил Бог Всесильный
она на старость родила.
Малыш красивый был и сильный
его Ицхаком назвала.
И Сара вскоре возмутилась,
Агарь с ребенком прогнала.
И та в пустыню в путь пустилась,
с собой лишь хлеб с водой взяла.
В скитаньях с сыном по пустыне
у них закончилась вода.
Тогда Агарь решила,ныне
конец страданьям навсегда.
Мученье было их жестоко
чтоб смерти сына не видать,
рабыня села недалеко
в отчаянии, начав рыдать.
Но слезы сына Исмаила
Всевышний тут же увидал,
вернув тогда им к жизни силы
пророчество свое сказал.
От Исмаила через время
большой народ произойдет.
В пустыне будет жить их племя
и из Египта он возьмет
себе жену .И род продлиться
и он безмерно расплодится.
И после всех событий этих
Решил Всевышний испытать
Авраама .Что на белом свете
его заставит возроптать.
Сказал ,на гору чтоб поднялся
и в жертву сына там принес.
Авраам Ицхаку не признался,
заставил, чтоб дрова он нес.
И вот поднявшись на вершину,
дрова для жертвы разложил,
связав единственного сына
над ним уж руку заносил.
И в ту минуту роковую
Авраама ангел вдруг позвал,
он жертву предложил другую,
Ягненка вместо сына дал.
За эту преданность безмерно
Его Всевышний полюбил.
За то что был он Богу верным
Господь Авраама наградил.
Он обещал благословенье
его потомкам на века.
Власть над врагами и спасенье
навечно . Божия рука
над их пребудет головами,
и с теми Господа словами
в Бер-Шеву шел назад Авраам
и оставался долго там.
Проходит жизнь, в конечном счете
жена Авраама умерла.
Он Сару хоронил в почете
в своей пещере Махпела.
Расставшись с верною женою
подумал старый Авраам,
что смерть его не за горою,
а сын живет доселе сам.
Подумать о сыновней доле
настало время старику
и по своей и Божьей воле
Авраам позвал к себе слугу.
Его просил собраться скоро,
в его отца идти страну.
В семье их родича Нахора
для сына подыскать жену.
Сложив подарки на верблюдов
Элиэзэр пошел в Арам,
в надежде привести оттуда
невесту как просил Авраам.
И вот добрался ,слава Богу,
сел у колодца отдыхать.
В раздумье, глядя на дорогу
стал терпеливо ожидать.
Решил .Как первая девица
придет к колодцу за водой,
попросит он воды напиться
и если будет Бог со мной,
она и для верблюдов скажет
воды сейчас я принесу.
И этот шаг ее подскажет
ее ль с собой я увезу.
Все как задумал ,получилось
и Ривку там он повстречал.
Она уехать согласилась
и раб ее с собой забрал.
И вот уж в Ханаан добрались,
где их шатры стояли там
Ицхак и Ривка повстречались
и их благословил Авраам.
Он был тогда уж очень старый
и вскоре час его пробил
в пещере той же рядом с Сарой
Ицхак отца похоронил.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Жизнь человека коротка!
Ицхаку было шестьдесят,
когда жена его Ривка
удачно родила близнят.
И были братья не похожи
ни норовом и ни лицом.
Эйсав родился с красной кожей
и волосатый весь притом.
Второй, держась за ногу брата,
родился Яков вслед за ним.
Он от рожденья хитроватым
Был по сравнению с другим.
Вот дети выросли, конечно.
Яков был кроткий и сердечный,
он пас семейные стада
Был терпелив и мудр всегда.
Эйсав же наш любил охоту,
в лесу все время проводил.
Лишь о родителях забота
Смягчала гневный сердца пыл.
Вот раз , с охоты возвращаясь
Эйсав такой голодный стал,
что за похлебку не считаясь
он старшинство свое продал.
Хотелось очень его брату
в роду семейном быть главой.
Он первородством взял оплату,
Эйсава соблазнив едой.
О странном договоре этом
Ицхак конечно не слыхал
Как раньше делом и советом
Эйсава лишь он привечал.
Почти ослеп Ицхак на старость
И вот решил благословить
Любимца сына ,чтоб досталось
Святое право суд вершить
ему над братьями своими
и над народами другими.
Чтоб мог Эйсав повелевать
и в изобилье пребывать.
Послал он сына за добычей,
чтоб от него еду принять
как требовал того обычай.
Затем благословенье дать.
Об этом Ривка услыхала
и Якова к себе позвав,
она ему совет свой дала,
чтоб он оделся как Эйсав.
И взяв козленка, постарался
сварить и вкусно накормить
отца. Чтоб он не догадался
кого пришлось благословить.
Все сделал он, как мать сказала.
Ицхак не понял ничего.
Удача дело увенчала,
добился Яков своего.
Когда Эйсав придя с охоты
зашел с едой своей к отцу.
Он понял ,что отца забота
досталась брату хитрецу.
Эйсав на брата очень злился,
задумал Якова убить.
И чтобы грех тот не случился
его отправили пожить
у брата матери в Хоране.
Пока забудет об обмане
разгорячившийся Эйсав.
Ведь Яков был пред ним не прав.
У дяди дочери созрели.
Влюбился Яков в лик Рихели.
Пообещав семь лет служить,
чтоб дочку в жены получить
Вот годы службы пробежали,
но слово дядя не сдержал.
Дочь старшую ему отдали.
Затем Лаван ему сказал.
Отдать тебе Рахель негоже,
Ведь дочка старшая одна.
Коль хочешь в жены ее тоже,
ты отработай мне сполна
еще семь лет за дочь вторую.
Коль примешь цену ты такую,
надежда сбудется твоя,
клянусь тебе пред Богом я.
И отслужив все годы эти
двух жен в награду получил,
Но больше всех на белом свете
Он лишь Рахиль свою любил.
Но ей ,к большому сожаленью,
детей Всевышний не давал.
Зато сестры ее моленья
Всесильный видно услыхал.
У старшей , нелюбимой ,Леи
родилось множество детей.
Как видно ,Бог ее жалея
дал дочь и шесть им сыновей.
У жен его рабыни были,
в наложницы взял Яков их.
И для него они родили
еще мальчишек четверых.
Но сильно Яков огорчался,
что не могла Рахель родить
и все же часа он дождался,
она сумела подарить,
как свыше посланную милость,
ему сынка. Она молилась
Чтоб был Иосеф жив и здоров
и защищен от всех врагов.
У Якова семья большая
и множество рабов и стад.
И он решил ,что здесь мешает,
пора вернуться уж назад.
Суля им выгоды большие
Лаван не хочет отпускать
семью племянника в другие
края с детьми переезжать.
Тогда решил он тайно скрыться
со всем нажитым им добром.
Решил он ночью в путь пуститься,
чтобы в отца вернуться дом.
А за рекою Иорданом
Лаван с людьми его догнал.
Стал укорять таким обманом,
что не простился и сбежал.
И после долгих разговоров
Там холм сложили из камней.
Решенье между ними споров,
граница пастбищ и полей.
И там друг другу клятву дали
на будущие времена.
Друг друга чтоб не обижали,
ведь все же кровь у них одна.
И там они расстались с миром
все, завершив веселым пиром.
Настало время возвращенья.
О брате, вспомнив, Яков шлет
гонцов разведать настроенье
и сообщить, что он идет.
Вот вестники его приходят
сказав ему ,что брат Эйсав
уже навстречу им выходит
с собой большой отряд собрав.
Тут Яков очень испугался,
всех на два лагеря разбил.
Он за семью свою боялся,
чтоб их Эйсав всех не убил.
Животных лучших отобравши,
он их с рабами шлет вперед.
Чтобы Эйсава повстречавши
они сказали, что он тот
пред кем покорный брат склоняясь
свои подарки с миром шлет.
Прощенье вымолить пытаясь,
за ними следом он идет.
И в эту ночь семью собравши
он перешел через Ябок.
И младших на руки поднявши
их перене с через поток.
Вернувшись, Яков оставался
один в их лагере пустом.
Тут человек к нему подкрался
и он боролся с ним вдвоем.
А на заре ,в борьбе уставший,
пощады человек просил.
И кто пред ним ,еще не знавший,
Наш Яков из последних сил
держал его, не отпуская.
И мировую предлагая,
просил себя благословить,
пообещав освободить.
И человек тогда признался,
что Яков с ангелом сражался.
И Исраэль его нарек
за то, что победить он смог.
С утра Эйсава повстречавши
семь раз, склоняясь до земли,
дань уважения отдавши,
из глаз вдруг слезы потекли.
И братья тут поцеловались,
пообещали в мире жить.
Они по дружески обнялись,
решив все старое забыть.
Затем Эйсав домой собрался
и Яков двинулся за ним.
Он медленнее продвигался
с детьми и стадом молодым.
И вот до Шхема уж добрались,
решив немного там пожить,
купили землю и собрались
свои шатры расположить.
И вышла Дина ,дочка Леи,
увидеть новую страну.
Ее заметил сын Хивея
и возжелал ее одну.
Он взял ее своею силой,
желанья Дины не спросив.
Она лишь стала сердцу милой.
И он решил ,что получив
от Якова себе прощенье
он избежит вражды и мщенья.
К отцу обиженной девицы
пришел Хамор поговорить.
Он предложил им породниться
и в тех краях остаться жить.
С лукавством братья говорили,
чтоб насовсем остаться жить
им нужно чтобы согласились
мужчины здешние свершить
обряд священный обрезанья
и этим заслужить признанье.
Тогда они мол остаются
и с тем народом впредь сольются.
Когда мужчины в этом крае
обрезались как вождь просил.
От этого недомогая
лежали по домам без сил.
Тут Якова сыны напали
И всех мужчин поубивали.
В живых, оставив из людей
лишь только женщин и детей.
Забрав у них все достоянье
за грех великий в наказанье.
И этим Яков был встревожен.
Боясь, что жители страны
на них пойдут войною тоже
и будут все истреблены
в семье так Яковом любимой
и до сих пор Творцом хранимой.
И вот в душе он голос слышит,
сам Бог ему вещает свыше.
В Бейт эле им велит пожить
и обещает защитить
от всевозможных нападений
среди чужих ему владений.
Пожив немного там с семьей
он дальше двинулся домой.
Рахель в дороге до Евфрата
Второго сына родила.
Она двенадцатого брата
Бениамином назвала.
От родов умерла страдая.
Наш Яков очень горевал.
И сына на руках лаская,
он за любимой тосковал.
Рахель в пути похоронили,
надгробный памятник сложили.
Тот памятник до наших дней
напоминает всем о ней.
И вот они в Хеврон добравшись,
к родному дому возвратясь
и прочно там обосновавшись
зажили,Богу по молясь.
И, в скоре, там Ицхак скончался
к душе народа приобщен.
Пред смертью с сыном повидался
и в мире был он погребен.
Эйсав собрал семью большую
и прочь от Якова ушел
Он на горе Сеир другую
страну, где жить себе нашел.
А Яков там зажил с семьею
к Хеврону прикипев душою.
Сыны пасти стада ходили,
но был любимец у отца -
Иосиф ,юный сын Рахели,
с умом рожденный мудреца.
А остальные ревновали,
желая брата погубить.
В дали от дома повстречали
Иосифа ,решив убить.
Тогда ,на счастье, мимо братьев
шел караван Ишмаэльтян.
С Иосифа сорвали платье,
рабом, продав купцу мидьян.
Одежду ж брата разорвали,
в крови козленка обмакнув,
такой отцу ее отдали,
его жестоко обманув.
В Египте мальчика продали
начальнику всех палачей
и там Иосифа признали
за ум его .И он скорей
был не рабом у господина,
а полноправным властелином
над всем хозяйством и добром
и полной чашей стал их дом.
Но надо ж было так случиться,
его хозяина жена,
решила юноши добиться,
сладкоречива и нежна.
Иосифа она склоняла
с ней на преступную любовь.
С тех пор как парня увидала,
он волновал ей плоть и кровь.
Но был Иосиф чист пред Богом,
Любви ее он не хотел.
И к сердцу своему дорогу
он ей открыть бы не посмел.
И за отказ хозяйка злилась,
решив жестоко отомстить.
Она, коварно изловчилась
его в ловушку заманить.
Дождалась дня, чтобы остаться
с Иосифом на едине.
И начала к нему ласкаться
и звать опять:»приди ко мне».
Он от нее бежать пытался,
она ж схватила так его
что у нее в руках остался
кусок одежды .Из того
она извлечь тогда сумела
свой подлый мести интерес.
Лишь одного она хотела,
чтобы он с глаз ее исчез.
И мужу женщина сказала,
что раб вошел в ее чертог
и в оправданье показала
одежды вырванный кусок.
Что, мол, Иосиф добивался
ее любви и соблазнял.
Тут в царедворце гнев поднялся
и он раба арестовал.
Его в тюрьму не разбираясь
он бросил и немало лет
в ней заключенным оставаясь
давал и там он свой совет.
И как-то было, что в темницу
двух заключенных привезли.
Пред фараоном провиниться
за что-то бедные смогли.
И год они под стражей были,
ну а Иосиф им служил.
Его однажды попросили
чтоб он им сны их разъяснил.
Тех снов он дал им объясненье.
Один пророчил о спасении,
другой хозяину вещал,
чтоб смерти скорой лишь он ждал.
Просил Иосиф сделать одолжение,
того, кто будет возвращен,
замолвить слово о прощеньи,
чтоб вышел на свободу он.
Ведь даже перед фараоном
и пред египетским законом
он не преступник, не злодей
и чист пред совестью своей.
И вскоре что предрек, свершилось,
но обещание забылось
и тот, кого он поддержал
о нем потом не вспоминал.
И вот два года пробежали,
властитель мудрецов сзывал
чтоб сон его истолковали.
Тут виночерпий подсказал,
что, мол, в темнице есть Иосиф
и если фараон попросит,
он сон сумеет разгадать,
на нем от Бога благодать.
Вот за Иосифом послали
из заключения достали
и привели послушать сон,
который видел фараон.
Он выслушал его с вниманьем
и так сказал : «что состояньем
Всевышний хочет наградить,
семь лет земля плоды родить
в Египте в изобилии станет,
но это все как в бездну канет
за голода семь долгих лет.
Но ты послушай мой совет.
Ты мудрого назначь над всеми
пока еще ведь терпит время.
Пусть он съестное собирает
и в закрома твои слагает.
А как придут плохие годы
ты будешь свой иметь запас
и будут не страшны невзгоды
и голод не погубит вас.
Подумав, фараон ответил:
«Иосиф ,стань же над страной!
Тебя мудрее я не встретил,
Ты будешь здесь наместник мой.»
И дал Аснат ему он в жены
и возвеличен был еврей,
свои он создавал законы
на благо царства и людей.
Двух сыновей ему родила
пред самым голодом жена.
Иосифа она любила
была красива и умна.
И вот печали дни настали
повсюду голод возрастал,
еду в Египте продавали
всем кто за нею приезжал.
Неурожай и в Ханаане
людей заставил голодать.
И Яков бедствуя в Хоране
решился сыновей послать
в Египет. Чтоб они сходили
и хлеба для семьи купили.
И вот они в числе других
перед наместником склонились,
узнал Иосиф тут же их
и в сердце чувства пробудились.
Он не признался сразу им.
Придумал братьям испытанье.
Послал за братом их меньшим,
чтоб послужил он оправданьем
рассказу про семью в Хоране.
Подозревая их в обмане
в залог оставил одного
и дал в дорогу им всего
чего купить они хотели.
И вот идя в обратный путь,
когда поесть они присели
остановившись отдохнуть.
Открыв котомки, удивились,
что серебро вернули их,
Которым братья расплатились
За хлеб .И тут в душе у них
случилось жуткое смятенье
и это недоразуменье
они не знали, как понять.
Все серебро, решив отдать
когда еще придут за хлебом
и поклялись об этом небом.
Отцу, вернувшись, сообщили,
что нужно им назад идти.
Чтоб брата с ними отпустили.
Вениамина привести
они должны туда с собою.
Отец же прикипел душою
к Иосифа меньшому брату.
И для него такая плата
была безмерно велика
и он не отпустил сынка.
Но вот не стало больше хлеба.
Защиты, попросив у неба
со старшими отправил в путь
он сына ,и моля вернуть
его живым и невредимым
стал ждать судьбы неотвратимой.
В Египет, вот уже спустившись
пришли к наместнику опять
и до земли пред ним склонившись,
решились брата показать.
И вот увидев Биньямина,
Иосиф слез не удержал
и чувств таящихся лавина
стеснила сердце ,он рыдал.
И перед братьями открылся
их лица вспыхнули стыдом,
он с ними тут же помирился
и предложил для них свой дом.
Сказал, чтоб семьи собирали
и взяв его отца с собой
в Египет все переезжали
и отпустил их всех домой.
Им фараон дал колесницы
чтоб жен с детьми перевозить
И Яков смог с семьей спуститься
в Египте голод пережить.
Иосиф встретил их с почетом
и все семь лет семью кормил.
Своим вниманьем и заботой
отца и братьев окружил.
И так семнадцать лет прожили
в Египте скот свой разводили.
Конец для Якова настал
и внуков он к себе позвал
Он Эфраима и Менаше
своей рукой благословлял:
«Да наречется имя наше
на вас и род ваш ,он сказал,
Сыны Израиля, навечно
в потомстве будет вас не счесть...»
Он обнял мальчиков сердечно
им, сообщив благую весть.
Сынов своих собрал Израиль,
чтоб каждому судьбу открыть.
Куда их помыслы направить
и что познать и что забыть.
Когда всем дал благословенье
к Всевышнему он отошел
и как просил ,для погребенья,
Иосиф в Ханаан пошел
со всеми братьями своими,
с рабами и людьми другими.
Великий траур совершили,
Яакова все похоронили
в пещере древней Махпела,
где усыпальница была
и Аврагама и Ицхака,
там упокоился и Яков.
Иосиф же прожил на свете
сто десять лет и его дети
ему еще внучат родили
и те его похоронили.
Останки ,в саркофаг сложив,
когда же был Иосиф жив,
он с внуков клятву взял святую.
Как Бог решит их возвратить
в их землю прежнюю родную.
Его останки не забыть
и в Ханаан забрать с собою,
соединив его с семьею.
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Уж много лет с тех пор прошло,
как снявшись с места обжитого
семейство Якова ушло
искать в Египте счастье снова.
В восточной области Гошен
они тогда остановились,
в двенадцать родственных колен
израильтяне разделились.
Двенадцать Якова сынов
колена те образовали
и до скончания веков
свое они им имя дали.
С годами множились они,
но связи их не прерывались.
Ведь верования одни
у них все время оставались.
Чем более израильтян
в Египте всюду расселялось,
тем больше сердце египтян
враждой к евреям наполнялось.
Пришел уж новый фараон,
Иосифа заслуг не знавший.
Народ еврейский сделал он
рабами .Рук не покладавши
они на стройках городов
и пирамид везде трудились,
но с тяжкой долею рабов
в душе евреи не смирились.
В тот давний безвозвратный час
Рамсес второй Египтом правил
и содрогнуться всех заставил
издав ужасный свой указ.
Еврейских мальчиков топить
без жалости в реке глубокой.
Новорожденных истребить
он приказал рукой жестокой.
И как их царь не унижал
и как над ними не глумились,
но род их все же возрастал,
они врагу не покорились.
И в это время бедствий жутких
Иохевед сына родила.
С Амрамом спрятали малютку,
его чтоб стража не нашла.
Три месяца его таили,
спасая своего сынка.
Затем в корзинку положили
у речки в листьях тростника.
Сестра Мирьям вдали следила
за тем, что с ним произойдет
и никуда не отходила,
чтоб видеть, кто его возьмет.
И вот к реке со всею свитой
дочь фараона подошла.
Вдруг в тростнике ,слегка накрытым,
она ребеночка нашла.
Он был так мал ,хорош собою,
принцесса сжалилась над ним.
Велела взять его с собою
и тут Мирьям подходит с ним.
Она принцессе предложила
позвать кормилицу скорей .
Принцесса это разрешила,
спасен был маленький еврей.
Она к ней мать свою приводит.
в тревоге замерла душа.
Та к царской дочери подходит,
она дает ей малыша.
Вскормить его ей предлагает
и плату щедрую дает
и Моисеем нарекает,
что значит «вынутый из вод».
Шло время ,мальчик рос способный
Египта мудрость изучал.
Он в царском доме рос свободный,
но свой народ не забывал.
Он видел, как они страдают
под тяжким гнетом египтян.
Как их безвинно избивают,
как гибнет род израильтян.
И как-то Моисей увидел
надсмотрщик еврея бил.
Он египтян возненавидел,
того обидчика убил.
И труп его, в песок зарывши
в пустыню тут же убежал.
Еврея он освободивши
себя в изгнанье обрекал.
В оазис Бог его приводит.
Там медьянитов жил народ .
Там друга он себе находит
и в доме у него живет.
На юной девушке Ципоре,
на дочери Итро-жреца
наш Моисей женился в скоре
и пас стада ее отца.
Забрел он как-то в отдаленье
к подножию горы Синая
и там великое знаменье
ему явилось ,не сгорая
терновый куст в огне пылал,
а из огня к нему воззвал
Великий Бог его отца.
В тот день он выбрал храбреца
народ израильский спасти
и из Египта увести.
Ему Всевышний так сказал,
что плач и стоны услыхал
евреев гибнущих в неволе.
Он им желает лучшей доли.
Иди в Египет Моисей
и их царю скажи скорей
рабов еврейских отпустить,
чтоб Богу своему служить.
Израильтянам же открой.
Сам Бог следит за их судьбой.
В Авраама земли возвратиться
Господь помочь пообещал,
чтоб предсказанью воплотиться
Он Моисея в путь послал.
И вот взволнованный виденьем,
собрав детей он ,и жену
в душе, надеясь на везенье
вернулся в чуждую страну.
В пути он встретился с Ароном
и как его Господь просил
в борьбу вступил он с фараоном
для дела не жалея сил.
Вот вместе с братом он приходит
с поклоном к грозному царю
и до его ушей доводит
всю просьбу дерзкую свою.
Просил он отпустить евреев
в пустыню из Египта прочь.
От злости фараон немея
не в силах гнев свой превозмочь
им закричал:»О Боге вашем
ни знать, ни слышать не хочу.
Останетесь вы в рабстве нашем,
израильтян не отпущу!»
И после просьбы над рабами
еще ужесточили гнет.
И понял Моисей словами
он фараона не проймет.
И Моисей молился Богу.
К его он мудрости взывал,
чтоб указал ему дорогу,
что делать дальше подсказал.
И вот по наущенью свыше
Опять идет он во дворец.
Пусть царь египетский услышит!
В его страну пошлет Творец
поток неотвратимых бедствий,
несчастья , горя и утрат
и ужасающих последствий.
Тогда , сказал он,будешь рад
ты отпустить рабов на волю.
Чтобы людей от бед спасти
ты облегчи Египта долю
и сам евреев отпусти!
Упрям был очень фараон,
он не послушал Моисея,
но вскоре убедился он,
что Бог единый всех евреев
свои угрозы не забыл,
Людей египетских казнил
за их жестокость к угнетенным.
Трудом тяжелым изнуренным
еврейским узникам-рабам
и вот что сними, стало там.
Сначала вся вода из Нила
в кровь сразу превратилась вдруг.
Вся рыба вымерла и сгнила
и все окутал смрадный дух.
Затем лягушки донимали
и насекомых жуткий рой,
и все посевы истребляли
жуки с ужасной саранчой.
Весь скот упал
чумой убитый,
огонь дома уничтожал.
И градом были все побиты
сады .Египет голодал.
Болезнью неизлечимой,
проказой Бог их наказал
и в жуткой тьме неотвратимой
три дня Египет продержал.
И после каждого несчастья
царь Моисея призывал,
просил пощады в одночасье,
потом же все он забывал.
А перед казнью уж десятой
Господь евреям приказал
помазать кровью с агнца взятой,
что жертвоприношеньем стал
в своих домах дверей пороги,
чтоб не постигла их беда
и убедились все в итоге,
что Бог их охранял тогда.
Египта беды он умножил
их первенцев всех уничтожил.
Сын фараона умер тоже.
Его узрев на смертном ложе,
он больше выдержать не смог,
то был борьбы его итог.
К себе призвал он Моисея
Ему сказал:»Иди скорее!
Своих евреев уводи.
А то мы все того гляди
помрем от ненависти вашей.
Ведь в гневе Бог ваш очень страшен.»
И так пройдя сквозь рабства годы
евреи обрели свободу.
И в день пятнадцатый нисана
собрались быстро в дальний путь.
От египтян, боясь обмана,
ведь те могли и обмануть.
Израильтяне так спешили,
лепешки пресные слепили,
собрали наскоро детей
и из Египта поскорей
семья евреев уходила.
Десница Божья их хранила.
Из рабства вырванных людей,
а во главе их Моисей.
Вот из Египта выступает
Растерянных израильтян толпа.
С небес Господь на них взирает
и их вперед ведет судьба.
Столб пыли днем их провожает,
столб огненный в ночи ведет
и даже Моисей не знает,
что впереди еще их ждет.
И где граница проходила
страны, где им пришлось страдать
Израильтянам преградила
путь в Ханаан морская гладь.
Египта ж царь за это время
жалеть о том что сделал стал.
Решив вернуть евреев племя,
за ними войско он послал.
Врагов, завидев колесницы,
евреи начали роптать,
что мол не стоило трудиться
их с мест обжитых поднимать.
Что смерть они найдут в пустыне
и не увидят никогда
страну обещанную ныне
их детям раз и навсегда.
Но в этот миг перед народом
предстало чудо .Впереди
раздвинул ветер моря воды
и люди там смогли пройти.
Когда же египтян возницы
в погоню бросились в проход.
Над ними вновь соединиться
спешил поток бурлящих вод.
И вот у Красного у моря
увидев гибель египтян,
забыв пережитое горе
запели люди под тимпан.
И весело они плясали
ведь час их рабства миновал.
Сердца и души ликовали,
а впереди у них лежал
путь в Ханаан ,где предки жили
и Бога все благодарили
за то, что он для них свершил
и путь домой освободил.
И в память этого исхода
с тех дней до нынешних времен
у иудейского народа
великий праздник учрежден.
Семь дней они едят мацот,
чтоб не забыть про тот исход.
Евреи празднуют Пейсах
И вспоминают о часах
Когда свобода к ним вернулась
И счастье снова улыбнулось.
Их впереди пустыня ждала,
скитаний долгие года.
Воды и пищи было мало,
но в этих трудностях всегда
они на Бога полагались
и панике не поддавались.
Вот с ними как-то случай был.
Когда народ переходил
пустыню Син полуголодным.
Нашлись такие кто жалел,
что стал теперь уже свободным.
И кое-кто жалел о том,
что, мол, в Египте за котлом
они сидели полным мяса,
не зная голода ни часа.
И вот на утро дня другого
по всей поверхности земли
крупинки меда смоляного
вокруг стоянки их легли.
И Моисей сказал народу:
«Вот хлеб, который Бог вам дал!»
Раз вывел вас он на свободу
он манну вам с небес послал.
И по утрам весь путь евреев
являлась манна им всегда
А только солнце лишь пригреет
вдруг исчезала без следа.
Шли дни и в зноем раскаленных
Горах пришлось им воевать.
Амалекитов разозленных
пришлось набеги отражать.
Разбил разбойников пустыни
вождя помощник молодой.
Поныне помнят его имя,
то был Иешуа - герой.
Ничто не вечно во вселенной
и бедам их пришел конец.
Они пришли к горе священной,
где жил мидианитский жрец.
Там Моисей, общаясь с тестем
о приключеньях рассказал.
Был рад Итро тому известью,
что их народ свободным стал.
Он мудрые давал советы
как жить ,народом управлять
и где искать на все ответы,
как власть в родах распределять.
И там, в оазисе цветущем
остались ненадолго жить
о хлебе, думая насущном
животных вдоволь накормить.
И вот два месяца свободы!
Прошло два месяца пути.
Ну а еврейскому народу
еще ведь предстоит пройти
тропой борьбы и испытанья,
чтоб Моисея верованье
в сердцах навечно поселилось
и с духом их соединилось.
Однажды вождь их Моисей
народу приказал поститься.
Два дня готовил он людей,
велел очиститься ,омыться.
На третий день он вывел их из стана
и у Синая цепью стал народ.
Над головой ,как бездна океана
в громах и молниях пылал весь небосвод.
Наш Моисей поднялся вверх по круче
и среди рокота низвергнутых громов
раздался голос вечный и могучий,
застыл народ при звуке этих слов.
В тот день великий Бог- евреям
дал заповеди веры и добра.
Пред ним, склоняясь и благоговея
они познали, как была мудра
его любовь к спасенному народу,
Ведь дал ему не только он свободу.
Там на горе примерно сорок дней
провел, общаясь с Богом, Моисей.
Еврейской жизни вечные каноны
семьи и общества гуманные законы.
А десять заповедей жизни справедливой
он на скрижалях высек и счастливый
отправился с вершины прямо вниз,
но ждал его там непредвиденный сюрприз.
В волнении за Моисея
решили люди идола создать.
Собрав все золото скорее
сложили ,чтоб в огне сплавлять.
Они Арона принудили
создать из золота тельца.
Ему моленья возносили,
представив мира в нем Творца.
Не весь народ израильский в ту пору
всю истинность их веры осознал
И Моисей святую книгу Тору
тогда еще для них не записал.
Когда же вождь увидел заблужденье
в котором пребывал его народ
он от обиды и от возмущенья
скрижали оземь тут же разобьет.
В костер бросает золотого истукана
и он сгорает, плавясь на огне
Став посреди израильского стана
Он крикнул:»Кто за Бога ,все ко мне!»
Все из колена родственных левитов
служеньем идолу не осквернившие себя.
Набросились с оружием открыто
на тех, кто предал веру и вождя.
Но через время люди изменились.
Народ всю тяжесть преступленья осознал
в своем грехе пред Богом повинились
и Моисей скрижали новые создал.
Он был великий предводитель
мудрец ,защитник и учитель.
А старший брат его Аарон.
с людьми умел поладить он.
Так шли они от места к месту,
сам Бог их вел и направлял.
И как любимую невесту
от всех невзгод оберегал.
Через Моше давал народу
познавать Всевышнего пути.
Колодец Мирьям дал им воду,
чтобы могли вперед идти.
И день пришел,когда остановились
надолго в лагере одном.
Благословеньем заручились
И стали строить для молитвы дом.
Моше сказал: «Шхина в том доме будет!»
Ведь для молений не хватает нам шатра.
Нашлись в строительстве талантливые люди
Агалиав и Бецалель - от Бога мастера!
В Египте познававшие строительства искусство.
Вложили в дело разум свой и чувства.
Внутри шатра ковчег установили
Ну а в него скрижали положили.
Ковчег украсили с крылами херувимы
Сам Бог присутствовал в святыне той незримо.
Шатер двором широким окружили,
а посреди двора алтарь соорудили.
Все это «скинией собрания» назвали.
При ней священники левиты состояли.
Левиты в войске больше не служили,
они себя всецело Богу посвятили.
А во главе поставлен был Арон,
он Моисеем в сан священный возведен.
Шло время и в Синайских тех песках
они отпраздновали уж второй пейсах.
И вот весною двинулись в поход,
который в Ханаан их приведет.
И вскоре прибыли на южные границы,
решив в оазисе Кадеш остановиться.
Там нужно было людям осмотреться
и к местным жителям получше приглядеться.
Пока израильтяне отдыхали
они двенадцать человек от всех колен избрали
и в Ханаан в разведку их послали.
Те соглядатаи их так там называли,
по ханаанским землям сорок дней гуляли
И мимо взора ничего не пропускали.
Когда вернулись из разведки,
таща лозы гигантской ветки.
Поведали о людях,о больших и сильных,
и о садах цветущих и обильных.
И как себе казались муравьями,
в сравнении с их людьми и городами.
Тогда в сердца их страх вселился,
На всех людей как тень распространился.
В душе надежду,веру потеряли
И от отчаяния слезы проливали.
И стало Моисею ясно,
что двигаться вперед опасно.
Пережитое в рабстве униженье
не даст им сил на смелое вторженье .
Тогда устами Моисея Бог повелел что сорок лет
придется ждать ,пока на белый свет
родится новое евреев поколенье,
не знающее рабства и сомненья.
Взрощенные с рожденья на свободе
Не дрогнут в предстоящем переходе.
Умрут все те,кто родились рабами
Ветра пустыни страхи унесут
И годы сменятся годами
И поколенья новые придут.
И Бог в своем долготерпеньи
Простит народ,обьявит о прощеньи.
Пробьет их час и вступит в Ханаан
Народ великий из Израильтян!
Конец
.
Свидетельство о публикации №103062001054