Записки музыканта
От автора:
То, что Вы держите в руках, и надеюсь, собираетесь прочесть, - есть ни что иное, как мысли, которые я вынашивал некоторое время. Однажды ночью наступил срок, и мысли эти настойчиво стали требовать места в моем блокноте. Презрев свой сон (о чем нисколько не жалею), я стал записывать.
Большая часть мыслей уделена педагогике. Скорее всего это связано с тем, что автор по сути является учеником и по этому весьма привередлив к проблемам преподавания.. Также, имея пусть скудный, но все-таки опыт преподавания, я счел необходимым помыслить и о учениках. Совсем небольшое количество строк предназначено для уже сложившихся музыкантов, так, как подразумевается, что они уже все знают и уж в моих-то советах точно не нуждаются.
В данных «записках» я стремился по возможности сохранить ту форму и ту очередность высказываний, в которой они и спешили оставить свой след на бумаге.
*
Прежде чем начать искать звук на инструменте, нужно найти звук внутри себя, услышать его мысленно во всей полноте.
*
Звук зарождается в душе, зреет в мыслях и только после этого оживляет инструмент.
*
Пустая душа – пустой звук.
*
Над Музыкой надо работать мысленно. Произведение нужно сначала ощутить, прочувствовать душой, выстрадать и только тогда подходить к инструменту.
*
Техника тоже начинается с мысли. Если четко мысленно представлять все двигательные ощущения, а также характер звучания, темп, динамику и пр., то отпадет надобность в «пальцевых этюдах». Будущее за «этюдами для мысли». Паганини, после того как понял это, прикасался к скрипке только во время выступлений. Однако следует сказать, что на начальных этапах инструмент необходим.
*
В конце концов, инструменты были созданы не для техники, а для искусства.
*
Следует поучиться у актеров тому, как работать над образом, работать мысленно.
*
Занимаясь мысленно, можно где угодно и уделять музыке 24 часа в сутки.
*
Одна из основных задач педагога – научить ученика заниматься самостоятельно.
*
Лучшая награда педагогу, – когда ученик достиг такого уровня, что в педагоге не нуждается.
*
Нужно так направлять ученика, чтобы у него создавалось ощущение, будто многое он постигает сам.
*
Указания педагога должны быть по возможности краткими и носить характер намеков, с целью побудить ученика к творческому поиску.
*
Если ученикам все слишком «разжевывать», то у них за ненадобностью «выпадут зубы».
«Гранит Искусства» нужно грызть самостоятельно.
*
Полезно просить ученика играть одно и то же произведение по-разному.
*
Не нужно выкладывать ученикам абсолютно все. Пусть дерзают, ищут и находят самостоятельно. Не лишайте учеников радости «открытия».
*
Помочь ученику найти себя, а не копировать педагога или кого-либо другого, - забота педагога.
*
Ученик должен чувствовать себя творцом, а не копиистом своего учителя.
*
Пока ученик не выучит пьесу на память, работа над ней не будет продуктивной.
*
Не обильными советами, а одним емким указанием перевернуть, изменить представления ученика о пьесе, открыть ему новые возможности, - вершина искусства педагога.
*
Очень важен самый первый урок с начинающим учеником. НА этом уроке следует познакомить ученика с Музыкой, а также показать все возможности и краски, душу инструмента. Для этого педагог должен быть Артистом.
*
Обучать музыке следует в неразрывной связи с другими видами искусства и предметами естествознания.
*
Прививать любовь к прекрасному – первейшая обязанность педагога.
*
Любить учеников, как родных. Именно к этому призывает выражение: «Все люди братья»
*
Не вести ученика за руку, но помочь ему открыть все пути, - должно быть образом действий педагога.
*
Ученик не обязательно должен стать музыкантом, но он должен стать всесторонне развитым человеком с прекрасной душой и сердцем, преисполненным Любовью к миру.
*
Прежде чем задать вопрос педагогу, нужно приложить все усилия, чтобы найти ответ самостоятельно.
*
Играй для одного слушателя как для большой аудитории; играй для переполненного зала как для единственного слушателя во всем мире.
*
Притихшие, замершие, тронутые до глубины души слушатели дороже шумно восторгающейся, буйствующей толпы. Не стремитесь сорвать шумные овации.
*
Из тишины музыка рождается, в тишину должна уходить.
*
Аплодисменты прогоняют все впечатление, все очарование, созданное музыкой. Радоваться должна душа, а не ладоши. (Сам автор, слушая исполнителей, предпочитает дарить им улыбку, а не хлопки).
*
Личное мнение: вызывать на бис – издевательство над музыкантом. Все равно, что требовать от нищего последнюю рубаху, которую он и так только что отдал.
*
Не просто поделиться, а подарить, отдать все возможное, - к этому призывает сцена.
*
Помните слова Ф.Г. Раневской: «На сцене надо не играть, а жить».
*
Это Музыкант должен быть пьедесталом для своей Музы, для Искусства, а не наоборот.
*
Не забирайся Музе на шею, дабы быть ближе к блеску софитов, но на руках неси ее к вершинам Искусства.
*
Каждая нота пьесы – драгоценный камень в оправе.
*
Самый сложный способ работы над музыкой – без инструмента и без нот. Но именно он приносит наилучшие результаты.
*
Произведение нужно уметь представлять и по частям и в целом.
*
В любое, самое незамысловатое упражнение нужно стремиться вдохнуть жизнь.
*
Изучая старинную музыку, музыку разных периодов, следует помнить, что шедевры создаются и в наши дни. Все старинное было когда-то «современным».
*
Не стоит замыкаться только на музыке, жить нужно полно.
*
Несметные сокровища таит в себе литература.
*
Пусть душа поет вместе с инструментом.
*
К искусству следует относиться с любовью и ответственностью.
*
Цель настоящего музыканта – сделать мир прекраснее.
*
Памятуя, что «краткость – сестра таланта» и претендуя на обладаниe определенной крупицей этого таланта, я считаю возможным закончить на этом данную работу.
Пусть то, что не сказано мной (возможно, что и умышленно ), скажут другие.
С уважением и любовью,
Евгений Тян.
13.05.2003.
Свидетельство о публикации №103061200871
как хорошо, что эти же мысли рождаются и у других талантливых педагогов.
Елена Хоролец 06.06.2006 14:22 Заявить о нарушении