Письмо поэма о поэзии
...Ибо это
Поэзия.
И ничего нет,
Только ощущение,
Что видел, слышал…
Прерванное молчание фраз,
Ранее доступных
Лишь глазам.
Постижение
Безграничности слова
И бесконечности
Связей слов.
Генетическая память,
Негласно
Дающая понять
Невиданное и неслыханное.
Простота в своем
Гармоничном хаосе.
Непрерывное
Предчувствие старости
Как возможность
Дольше сохраниться
В здравом уме,
Ничего не умея.
Знать силу абсолюта,
Воплощенную
В предрешенности утра,
Ступающего
След в след за ночью,
Дающей небытие.
Мне. Пускай и тебе.
Лицо, ставшее белым
От доверия каруселям.
Чертово колесо,
Приближающее к Богу
Ровно на столько,
На сколько позволяет
Его механизм
И невозможность остановиться.
Влюбиться -
Не проще,
Чем быть разлюбленным
И мечтать о взаимности.
Все строится
На недоказанной
Непрерывности,
Сквозящей в свете
Последних событий
Правде о звериной
Природе агрессивности,
И время от времени
Проявляющейся
Символике радиоактивности.
Поэзия - это интуиция,
А интуиция
Не торопит события,
А лишь подсказывает.
Возможность трактовки
Ни к чему не обязывает,
Ибо это поэзия.
Любовь к богу -
Это, знаете ли,
Как нераскрытая любовь к себе,
Причем часто и помногу,
Перенос тщеславия в раболепие,
Зависимость поведения
От провидения,
Предвиденья свыше.
Но тем Бог и хорош
Что чем больше
На себя берешь,
Тем меньше любишь.
А любовь к ближнему-
Сродни любви ко Всевышнему,
Но ближних много,
Поэтому и тянет к Богу-
Растворенному в лицах
И вечно удивленному
Лихоимцу душ.
Хватаюсь -
За бессвязные танцы,
Песни пьяниц
В их многовариантности.
Тянусь к укрупнению
Произведений,
Просчитываю шедевры
На манер воротил
Шоу-бизнеса.
Воротились
Мои сведущие уши
И устремленные внутрь
Глаза.
Чтобы сказать,
Нужно подумать,
Чтобы подумать -
Представить возможность
"Не думать"
Тянусь к округлению
Заработной платы,
Чем отпугиваю
Родные пенаты.
А когда-то
Считал копейки
В парке на скамейке,
В роли нищего,
Пишущего кляузы
Своей совести.
А вскорости
Уйти будет трудно.
Последнее судно
Утонет,
Самолет не взлетит,
Поезд не тронется,
И «нет" станет
Сплошным и страшным,
Важным,
Как хозяин "Славянского Базара",
Житель города без пожаров
И наводнений,
Застывшего в своей
Неприметности,
Повальной талантливости
И компетентности.
Где Шагала почитают
Ровно настолько,
Насколько не признавали
Ранее.
В таких масштабах!..
А чуть что -
Так же быстро
Изменят отношение.
Мои сограждане
Любят жертвоприношения
В честь родины,
Любви к ней и ее любви.
Им скажут: живи -
И живут.
А часы отстают.
Выслушай - исповедь,
Которую всегда
Можно высмеять.
Пальцы отвыкли от струн,
Луна сбилась с курса,
Когда ее взял колотун,
Как главного труса.
Надежды остаются:
На утрату вкуса,
Потерю класса,
Близость к массам,
С обоюдного согласия,
По расчету.
А потому продолжаю...
Письма в синих конвертах -
Вроде десерта.
Мои стихи,
Не сравнимые с твоими стихами,
Твои стихи,
Не сравнимые с моими:
Они разные,
И это не печалит.
Письма -
Особый вид мимики,
Переданный дословно.
"Этот город наш с тобою..."
Что твой - это точно,
Тебе по вкусу эти закоулки,
В которых бессрочно
Распространяются слухи,
А мне - поспокойнее,
Я здесь редко бываю.
Не привязан к территории,
Скорее - к краю.
Видишь, пишется.
Уже неделю.
Болею рифмами,
Разносторонне лечусь-
Политикой
И своим внезапным развитием.
Капризы твоего магнитофона
Несоизмеримы
С моими капризами.
Вот уж преуспел
В обмене сюрпризами.
Делюсь лицами.
Вот и мимика.
А наша полемика...
Кто скажет, что письма -
Развлечение бездельников?
Не люблю понедельников:
Почта закрыта.
А как поживает
Философ Быта?
А как поживает
Покровитель Поэтов?
Им тоже - приветы.
...Ибо это
Поэзия:
Прерванное молчание фраз,
Ранее доступных
Лишь глазам.
Безграничность слова
И бесконечность
Связей слов.
Простота в своем
Гармоничном хаосе.
Мимика лица
При виде
Направленного вверх
Большого пальца.
Все окружающее -
Отражаю.
И потому продолжаю ...
16.06.2000
Александра Красовская: витебская поэтесса, жена Геннадия Борисова и один из учредителей Буль-Стока. Впрочем, вам это ни о чем не говорит…
Свидетельство о публикации №103052100229
Извините, что задержался с откликом. Как-то не удавалось необходимого времени выбрать. Когда книгу делаешь, паузы есть и можно общаться, а когда наваливается разная мелочевка (статьи, комментарии, рецензии и т.п.) не хватает ни времени, ни соответствующего состояния.
Считаю необходимым напомнить, что взявшись за рецензию, я не прибегаю к экивокам, поэтому некоторые пассажи могут показаться жестковатыми.
Итак, по порядку.
Общее впечатление. Сравнительно долго не мог понять, что именно напрягает – вроде бы все необходимые атрибуты есть – и смысл достаточно прозрачен, и рифмы (в том числе и внутренние) есть, и в какой-то мере размер соблюден. Тем не менее, что-то мешает сказать, что поэма понравилась. Возможно она писалась в расчете на то, что будет переложена на музыку, но у меня при прочтении соответствующий мотив не родился. Поэтому избранный стиль – максимальное приближение к разговорной стилистике (причем, разговор высокоинтеллектуальный), по моему мнению, реализован не совсем корректно. Я не только не против таких подходов, но и сам их иногда использую. И, мне представляется, что главные элементы здесь – неявность рифм (их произвольное чередование, внутренние рифмы, неточные рифмы, включая смысловые и ассоциативные), но и строгая выдержанность размера. А вот с размером-то в поэме и проблемы. Он рвется. Совершенно произвольно вставляются лишние стопы, спондеи, не видна работа с сочетанием согласных. Последнее поясню на примере:
«Что видел, слышал…Прерванное молчание фраз,» - очевидная аллитерация на «л», что предполагает мягкость, нежность, возвышенность, и тут же подряд две буквы «р», более подходящих для роты на марше, и совершенно неоправданная «з» в конце. Чувствуете, как в рамках всего двух строк возникает полный сумбур в восприятии. Подчеркну, что сказанное не значит, что при прочтении я отчеркиваю все согласные и проверяю их сочетания – просто, столкнувшись с чем-то, воспринимаемым не вполне адекватно (смыслу строк), пытаюсь проанализировать, в чем дело.
Первая часть представляет собой описание авторского понимания термина «поэзия». По моему мнению, здесь два недостатка – неновизна (все это, если и не очевидно, то в общем-то, известно) и «технократичность» описания (точные термины без их оправки в какие-либо поэтические образы – например, сравнения).
«Влюбиться - Не проще, Чем быть разлюбленным» - не противопоставление, а, весьма вероятно, разные грани одного явления (события).
Пассаж «Любовь к богу - Это, знаете ли, как нераскрытая любовь к себе, причем часто и помногу… и т.д. » мне лично непонятен, так как фактически уравнивает личные ощущения (отнюдь не беспорочные) с великим учением. Кстати, здесь же просматривается безусловно божественное происхождение поэзии. Не утверждая, что это не так, тем не менее, не могу не заметить, что подобный тезис исключает из числа признаваемых поэтов всех атеистов. А ведь именно атеизм позволяет обеспечить подлинную толерантность ко всем конфессиям и принять из каждой религии все только самое лучшее.
Непонятно, из какой религии взято : «… чем больше на себя берешь, тем меньше любишь». По моему, в православии (и в христианстве вообще) все как раз наоборот.
Вторая часть посвящена изложению авторской позиции и состояния автора. Здесь есть безусловные находки «просчитываю шедевры,» «кляузы к собственной совести и т.п.»). Тем не менее, перечисление представляется затянутым. Мне кажется, было бы нелишним разбавить его какими-то обобщающими тезисами.
Как можно отпугнуть родные пенаты – непонятно. Я представляю себе пенаты, как нечто недвижимое и постоянное.
Кого Вы имеете в виду под хозяином "Славянского Базара"? Если это человек (житель), то как он может быть сплошным?
Что значит «А часы отстают». По первой ассоциации – это у счастливых людей часы могут отставать.
В третьей части - своеобразная исповедь автора. Исповедь предполагает максимальную раскрытость. Мне не показалось, что раскрыто все то, что должно было быть раскрыто. Слово «колотун» выбивается не только из этой части, но и из всей поэмы, выдержанной в возвышенных тонах. Я не против употребления таких слов. Но здесь оно торчит, как подосиновик из осенней травы.
Четвертая часть посвящена городу. Ну не увидел я (как читатель) Витебска. Для меня он так и остался фантазийно-неестественным как у Шагала. Может быть нужны такие детали, которые точно и однозначно отличали бы его от других городов. То, что в нем когда-то родился Шагал, согласитесь, маловато…
Наконец, пятая часть представляет собой собственно письмо той, кому посвящена поэма. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что написано оно довольно скучно – не нашел я ничего такого, за что бы зацепился взгляд, ничего такого, что бы заставило отложить поэму и задуматься.
Вот и все. Надеюсь, критика будет воспринята адекватно и без обид.
С уважением: В.Р.
Reonad 04.06.2003 12:42 Заявить о нарушении
а) Все это писалось непредсказуемо и позицией не было. Хотя, возможно и зрело какое-то время. Возможно и нет.
б) Мысли о религии могут не соответствовать канонам какой-либо из них.
в) Отстающие часы как метафора людей живущих прошлым. Спорно, но было так.
г) Сплошным станет «нет», а хозяин станет важным
д)Слово «колотун» в применении к луне, на мой взгляд, в числе трех главных находок поэмы
е) Так и не было цели показать город! Была цель показать спекуляции на городе.
И тому подобное. У меня довольно много вещей в данной стилистике – более свободно-модернистской, что ли. Они еще ждут своего часа. Некоторые из них уже лежат на страничке.
Всегда рад вашим откликам!
М.Рубин 04.06.2003 20:02 Заявить о нарушении
Еще раз повторяю. Я никому своего мнения не пытаюсь навязать или представить его как истину в последней инстанции. Я всего лишь читатель и оцениваю прочитанное с точки зрения своего восприятия. Может быть (или скорее всего), я не прав, но мнение свое я имею право высказать. Надеюсь быть небесполезным. Поэма, как мне представляется, подлежит переложению на музыку…
Кстати, № 5 выложил специально для Вас. Почему – объясню после того, как прочитаете (ответите или нет – все равно).
С уважением: В.Р.
Reonad 04.06.2003 20:55 Заявить о нарушении
С уважением. В.Р.
Reonad 04.06.2003 22:02 Заявить о нарушении