Horatii Carminum III, 30

(Ad Melpomenen)

Exegi monumentum aere perennius
Regalique situ pyramidum altius,
Quod non imber edax, non Aquilo impotens
Possit diruere aut innumerabilis
Annorum series et fuga temporum.
Non omnis moriar multaque pars mei
Vitabit Libitinam: usque ego postera
Crescam laude recens, dum Capitolium
Scandet cum tacita virgine pontifex:
Dicar, qua violens obstrepit Aufidus
Et qua pauper aquae Daunus agrestium
Regnavit populorum, ex humili potens
Princeps Aeolium carmen ad Italos
Deduxisse modos. Sume superbiam
Quaesitam meritis et mihi Delphica
Lauro cinge volens, Melpomene, comam.

* * *

Стойкой бронзы прочней создал я памятник,
Выше царских гробниц, трепет внушающих.
Едкий дождь проливной с ветром неистовым
Не разрушат его, ни бесконечная
Долгих лет череда, ни быстрый бег времен.
Нет, не весь я умру! Большая часть меня
Похорон избежит, и в прославлении
Буду жив я, пока в храм Капитолия
Поднимается жрец с девой безмолвною.
Скажут: на берегах бурного Авфида,
Там, где, бедный водой, некогда царствовал
Над селянами Давн, смог из последних я
Первым стать, приведя песнь эолийскую
К италийским ладам. О, благосклонная
Мельпомена, прими гордость достойную
И дельфийским венцом кудри мои увей!


Рецензии
Вот откуда: "Я памятник воздвиг себе нерукотворный"!
Побродив по Вашей лит-странице, проникся Вашими широкими и глубокими интересами. Посетил зашифрованные "абракадаброй" поэтические циклы (Тохсунньу/Олунньу) и пр., пытался из звуков составить слова, но безуспешно. Далее отвлекся по еврейским ссылкам. В целом, провел приятное время с приятным и умным "духом".
Спасибо, и всего самого доброго!

Адриан Роум   14.11.2020 01:51     Заявить о нарушении
С искренней благодарностью. Поэту. Музыканту. Человеку смеющемуся.
Неожиданно и приятно было заслужить Ваше внимание.

К “абракадабре” некогда прилагалась обширная предыстория, которая давно забылась, но, по сегодняшнему размышлению, куда интереснее собственных опытов в версификации.
В Якутске очень холодный дождь. Особенно – летом. Выплывает из-за сопок крохотное одинокое облачко и плывет себе через долину Туймаада. И го́ре изнывающим от зноя туристам, которые в летний день не берут с собою тёплых вещей. Стоит облачку заслонить солнце, как отовсюду поднимается ветер и падает дождь, ледяной, как вода великой реки. И благо, если найдётся открытая дверь, за которой можно переждать, пока не выглянет солнце. Вот такой дождь и обрушился однажды на мою голову. По счастью, рядом оказался ювелирный магазин, а в нем – серия из двенадцати серебряных кулонов под общим названием “Саха халандаара”. Последнее слово – из русского языка – “календарь”. Украшения представляли собой то ли древние тюркские руны, то ли мистические знаки, напоминавшие о небожителях-айыы.
1. Бэс ыйа – месяц сосны (июнь).
2. От ыйа – месяц травы (июль).
3. Атырдьах ыйа – месяц вил для метания стогов (август).
4. Балаҕан ыйа – месяц тёплой юрты (сентябрь).
5. Алтынньы – шестой месяц (октябрь).
6. Сэтинньи – седьмой месяц (ноябрь).
7. Ахсынньы – восьмой месяц (декабрь).
8. Тохсунньу – девятый месяц (январь).
9. Олунньу – десятый месяц (февраль).
10. Кулун тутар – месяц поимки жеребят (март).
11. Муус устар – месяц ледохода (апрель).
12. Ыам ыйа – месяц икрометания (май).
Наверно, правильнее было бы начинать якутский год с мая, как некогда у ирландцев. Но сложилось так, что первый день года приходится на летнее солнцестояние.
Так родилась идея цикла из двенадцати стихотворений, в котором каждое следующее начиналось бы с последней строки предыдущего. В идеале процесс написания поэтического цикла мыслился как болеро Мориса Равеля, но в итоге авторов осталось лишь двое...

И ещё несколько узнаваемых слов:
– Арханньал (имя небожителя);
– Дорообо! (приветствие);
– Баһыыба! (благодарность);
– Бырастыы-быраҕаай! (прощание).

Plus   16.11.2020 16:05   Заявить о нарушении
Спасибо за подробное раскрытие „абракадабры“ — очень познавательно! У меня впечатление, что у Вас талант проникновения в различные информационные пространства. У меня был похожий друг, композитор Вл.Смирнов (ушел четыре года назад в вечность). Я с ним познакомился на подготовительных композиторских курсах Моск. Консерватории. Он, как все русские гении, был из провинции, ему негде было жить, и я взял его к себе. Он привел меня в Электронную Студию при музее Скрябина, где стоял первый в мире синтезатор, изобретенный другим провинциальным гением — Е.А.Мурзиным. Здесь фильм о нем:
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/41725
Там я познакомился с Э.Артемьевым, делавшим музыку на нем для фильмов Тарковского „Солярис“, „Сталкер“ и др. Смирнов тоже сочинял на АНС’е, так назывался синтезатор в честь А.Н.Скрябина. Соратник Мурзина М.С.Малков называл Смирнова „генератор идей“ и говорил, что платил бы ему зарплату только за то, что он в день выдает 100 идей и 20 уже осуществимы „сегодня“. Тогда еще не было интернета. Смирнов имел колоссальную интуицию и всегда имел информацию на высшем уровне, собирая ее в библиотеках, „из воздуха“ и синтезируя в своем духовном „генераторе“.
Я тоже пробовал на АНС’е. Но в то время был еще в „рабстве“ тональных пространств, не понимая пока уникальности АНС’а, имевшего не 12ти, а революционную 70ти-тонную систему.
В электронной студии проводились эксперименты с цвето-музыкой. Скрябин написал к своей симф.поэме "Прометей" цветовую партитуру, неисполнимую при его жизни. Мурзин был влюблен в мистическую музыку Скрябина. Я присутствовал при первом исполнении Прометея в Студии с первым в мире лазерным цветовым синтезатором. Это было волшебное ощущение. Проектировался уже и синтезатор запахов. Идея была все 5 чувств задействовать в музыкальном действе. Также и тактильные через пластины на подлакотниках кресел, на которые бы подавались рзличные сигналы. Может, я напишу обо всем этом специальную статью на моей странице. Благодаря импульсу от Вашей „абракадабры“ вспомнил обо всем этом.
Здесь еще о Е.А.Мурзине: http://www.drive2.ru/c/3034678/

Адриан Роум   17.11.2020 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.