Дедушкины маски на маскараде стихиры или эстетика железного века
«Рожайте свою романтику» - наставляете вы нас.
«Путь к новому романтизму надо искать в реальной жизни, которую возвышают великие символы - Любви, Веры, Чести, Подвига и т. п.» - из рецы Леди Лигейе.
Извините, Николай, но найдется много людей, которые именно названные вами символы назовут «полусгнившими музейными реликвиями». А мы как раз и пытаемся возродить их, в соответствии с собственными эстетическими пристрастиями. И мы не собираемся призывать под наши «ветхие» знамена тех, кому это не интересно. И не собираемся прививать нашу веру огнем и мечом. А приглашаем тех, кому эта вера близка по духу. Скажу немного о себе…
МНЕ, НАПРИМЕР, НЕ ИНТЕРЕСНО СИДЕТЬ С МУЖЧИНОЙ В РЕСТОРАНЕ И СЛУШАТЬ 2 ЧАСА ЕГО РАССКАЗЫ О СВОЕМ АВТОМОБИЛЕ, или, там, видах охотничьего оружия, или о его любимых запахах мужского парфюма. Ну, не возбуждает это меня, блин. Ничего не могу с собой поделать. А какие бывают экземпляры! Красивые, образованные, богатые… С которыми лично мне – скучно. А они недоумевают, почему их отвергли. Вот сидит он напротив, пытается меня напоить и спрашивает: А о чем ты сейчас думаешь? И если я ему честно отвечу: «Купила чудное издание Софокла с предисловием Боннэ, мечтаю перечитать,» - он даже не подумает, что я ненормальная (в обыденно-мещанском понимании этого слова). Он же решит, что я выпендриваюсь!!!
«Да пошел ты, - думаю я. – Перед тобой еще выпендриваться. Катись к своим системам финансового кредитования… Лично я этого на работе накушалась». Или там: «Да нужен ты мне со своими одеколонами. У меня хронический насморк. Меня это не возбуждает». Или о перспективах отдыха на Мальдивах. «Это с тобой, что ли?! Две недели слушать, как ты свое рено восхваляешь?» А вот о Нибелунгах или «Роландовом роге» я и сама – часами могу, с удовольствием… И влюбляюсь постоянно в небритых поэтов, которые на этой теме тоже повернуты, и, по большей части, не нравятся моей семье. В отличие от вышеназванных лощеных претендентов. ВОТ ТАКИЕ МЫ СТРАННЫЕ, ЛЮДИ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА. И это, поверьте, не самые худшие фобии.
«Ну хоть бы уж киборгов каких-нибудь изображали» - предлагаете вы.
Если мне не интересны, к примеру, автомобили я не пойду на автомобильные сайты с упреками, что все это я давно уже слышала, и с требованием придумывать новые средства передвижения. Может, это не подходящее сравнение, но это первое, что пришло в голову.
НАМ ИНТЕРЕСНА КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. А вам не интересна поэтика Железного века? Вы любите «киборгов»? Всякого вам благополучия. Кстати, знаете ли вы, например, что их творец Айзек Азимов в знаменитой трилогии «Основании империи» переписал Гиббоновскую «Историю упадка и разрушения Римской империи» (1776-1788)? И таких примеров – тьма! Все новое – забытое старое, сударь.
Зачем вообще люди пишут стихи? Ну, не могут они без этого. Душа просит. Необходимо освободиться от того, чем сердце переполнено. Николай, я не хотела вас обидеть. Просто объясняю мою точку зрения. Если вы ознакомитесь со страницами авторов Железного века, вы увидите, что там не так уж и много времени отводится БРЯЦАНИЮ ДЕДУШКИНЫХ ДОСПЕХОВ. НО – В ДУШЕ (И НА СТРАНИЦЕ) КАЖДОГО ИХ НАС – ИМ ОТВОДЯТСЯ СВЕТЛЫЕ ПРОСТОРНЫЕ ПОКОИ С ПРЕКРАСНЫМ ВИДОМ НА ЗАМКИ ЛУАРЫ И ПЫЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СВОДЫ.
"Железный век" представляет собой переложение давным-давно уже читанных сказок» - осуждаете вы нас.
Не переложение, а новое рождение, Николай. РЕИНКАРНАЦИЯ И АНТИКОРРОЗИЙНОЕ ПОКРЫТИЕ ДОСПЕХОВ НАШИХ ПРАДЕДОВ. Хобби, которым, кроме названных вами авторов, увлекались и многие другие.
ГУМИЛЕВ: «Я КОНКВИСТАДОР В ПАНЦИРЕ ЖЕЛЕЗНОМ». ЦВЕТАЕВА «РОЛАНДОВ РОГ»… Почти у каждого серьезного поэта и писателя вы найдете обращения к образам античности и средневековья. Знакомо ли вам, Николай, определение таких категорий литературоведения, как образ и архетип? Одно из главных свойств литературного образа – ТИПИЧНОСТЬ. Другое – ПОВТОРЯЕМОСТЬ. Одни и те же архетипы повторяются из века в век в произведениях разных людей. Люди в разных странах в разное время ищут в одном образе ответы на вопросы современности. Изучая законы исторического развития, мы приближаемся к пониманию будущего.
«Плащи, шпаги, мальчики в кружевах...» – вот наш образ в ваших глазах.
Приоткрою завесу. МЫ, ЛЮДИ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА, ВПОЛНЕ САМОДОСТАТОЧНЫЕ И РЕАЛИЗОВАВШИЕСЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Среди нас есть журналисты, историки, юристы, специалисты по связям с общественностью. Например, венец моей карьеры - начальник отдела в крупнейшем банке, с 50-ю филиалами по всей стране. А Железный век – это часть моего бытия, моя личная жизнь, если хотите, жизнь души. Знаете ли вы, как страшно жить, когда никто рядом не разделяет твоих увлечений?! А знаете – какое счастье – найти единомышленников? Да, мне хочется окунуться в эту романтику, которую вам угодно назвать романтикой картонных лат, ржавых шпаг и юношей в кружевах. Да, я люблю культуру средних веков и возрождения. Глубокие культурные пласты, без которых немыслима современная литература вообще, которая оплодотворяет своими сюжетами и образами всю современную литературу. Люблю то лучшее, что в ней было.
«Сегодняшнему читателю действительно ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ возвышающей его душу идеи, но сказочные Зигфриды, Манфреды и прочие… для этого абсолютно бесполезны,» – говорите вы...
Скажу всего лишь об одном названном архетипе. Вот простое перечисление обращений к нему: драма "Герой Севера" де ла Мотт-Фуке, "Меч Зигфрида" Уланда, "Германия" Гейне, трилогия "Нибелунги" Фридриха Геббеля, опера "Кольцо Нибелунгов" Вагнера, драма “Воители в Хельгеланде” Ибсена. Культовый фильм Ланга “Нибелунги”. И это – далеко не полный список! Так какого… – спросите вы, – обращались великие люди в этому мифическому персонажу?! То то и оно – сударь, - что ИДЕЮ искали. ИСКАЛИ В ДРЕВНЕМ МИФЕ ИДЕЮ ЛЮБВИ, ЧЕСТИ, ПОДВИГА. И ОБРАЗ - ГЕРОЯ СОВЕГО ВРЕМЕНИ.
А, между прочим, композитор Рихард Вагнер посвятил этой “изъеденной молью” теме 26 лет своей жизни! Написал 3 оперы, серьезный труд “Всемирная история на основе сказания”, множество писем и статей на эту тему.
Что для людей железного века мифы? Позвольте, Николай, ответить вам словами Вагнера, который, руководствуясь идеей повторяемости мифологических архетипов, называл Зифрида, в частности, "социалистом-искупителем", призванным "уничтожить власть капитала", а Альбериха (первого владельца сокровищ Нибелунгов) сравнивал с современным капиталистом - банкиром, ростовщиком, финансовым воротилой - жестоким и беспощадным, готовым совершить любое злодеяние в своей ежедневной погоне за золотом: "ЕСЛИ МЫ ВООБРАЗИМ В РУКАХ НИБЕЛУНГА ВМЕСТО ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА БИРЖЕВОЙ ПОРТФЕЛЬ, ТО ПОЛУЧИМ ЗАКОНЧЕННУЮ КАРТИНУ СТРАШНОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ВЛАДЫКИ МИРА".
Гремят, гремят картонные латы, оборачиваясь на ходу коробками из под ксерокса, набитыми купюрами. Что это – музыка боя, и хруст черепов, и напев топоров? Нет, сэр, актуальнее – купуры хрустят… Хрусть-хрусть.
Древние персонажи выходят из мифов, чтобы стать вневременными выразителями национальных , героических, патриотических чувств общества. Общественное сознание всегда тяготеет к мифотворчеству - эпос дает для этого достаточно материала. В частности, в "Песнях о Нибелунгах" сложилась уникальная система образов, которую можно было использовать как ВНЕВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ МИРА.
Вагнер считал, что сюжет подлинного художественного произведения должен трактоваться в настолько обобщенной форме, чтобы речь шла не о мелочах бытовой жизни, но о предельном обобщении всей взятой целиком человеческой жизни. Для него это обозначало, что ПОДЛИННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИМ.
А сам ВАГНЕР СРАВНОВАЛ МИФ С ЧЕЛОВЕКОМ ВООБЩЕ. В мифе искал он всеобщую первооснову человеческого бытия. Он писал о своей работе над мифом о Зигфриде так: "Мои занятия провели меня через средневековые сказания к самому корню первобытного немецкого мифа. Я сбрасывал с него одну одежду за другой, безобразно накинутые позднейшей поэзией, чтобы, наконец, увидеть его во всей своей целомудренной красоте. И то, что я увидел, была не традиционная историческая фигура, в которой драпировка интересует нас больше, чем ее действительные формы – это был во всей своей наготе настоящий живой человек, в котором я различал естественное, свободное волнение крови, каждый рефлекс сильных мускулов: это был истинный человек вообще".
Извините, Николай, длинновато выходит. Ваша рецензия настроила меня на серьезный разговор. Но, надеюсь, вы дочитаете до конца? Я уже закругляюсь.
Обозначу еще один важный аспект – повторяемость одних и тех же архетипов в мифах разных наций. Одинаковые сюжеты сказок разных народов, по вашему. Простейший пример - параллель между теми же Нибелунгами и некоторыми сюжетами нашей Повести временных лет. История Кримхильды, спровоцировавшей кровавую резню в отместку за убийство своего мужа Зигфрида имеет потрясающе много общего с историей княгини Ольги.
Да, об актуальности мифов сегодня. И о «брызжущей крови ЖИЗНИ», которой вы в железном веке не нашли. Почитайте мою комедию на сюжет Нибелунгов «Драконья кровь»: http://www.proza.ru:8004/2003/02/27-136 И скажите после этого, что сюжет мифа не актуален.
А на днях я выставлю что-нибудь из моей книги «Английский с матушкой Гусыней», главы из которой ежемесячно публикуются в журнале «Няня». Фактически, она посвящена параллелям в английском и русском фольклоре.
С уважением к вам, Николай. Надеюсь, что вы поняли мою позицию и не обиделись на этот поток сознания с вкраплениями цитат и биографических сведений? Снимаю очки и машу вам прадедушкиным мечом.
P.S. Рецензия оппонента:
Рецензия на ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ НОВОГО РОМАНТИЗМА (Железный век)
Манифест любопытный, но на практике фактически весь "Железный век" представляет собой переложение давным-давно уже читанных (и что самое скучное - ЧУЖИХ) сказок.
Ребята! Рожайте СВОЮ романтику! Ну кого же можно увлечь под изъеденные молью знамена? Еще век назад Бальмонта и Брюсова упрекали за их "картонные латы", и вот на пороге III тысячелетия вы опять откапываете эти полусгнившие музейные реликвии и думаете, что их можно кому-то подсунуть вместо национальной или хотя бы эстетической идеи!
Ну хоть бы уж киборгов каких-нибудь изображали, коль уж вы назвали себя людьми ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА, а то - какие-то плащи, шпаги, мальчики в кружевах...
Если вы не явите читателю действительно НОВЫХ символов романтизма, вся ваша затея (или идея) останется не более как очередной клоунадой, выходом РЯЖЕНЫХ, напяливших на себя дедушкины маски. Подумайте над этим. Сегодняшнему читателю действительно ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ возвышающей его душу идеи, но сказочные Зигфриды, Манфреды и прочие чужеземные короли и принцы для этого абсолютно бесполезны.
Тут необходимо что-то только - СВОЕ, способное стать БЛИЗКИМ для ВСЕХ.
<Николай ПЕРЕЯСЛОВ> - 2003/04/09 12:26 •
P.P.S. Дорогие соратники и все, кому близки темы железного века!!! (Кому не близки - лучше не тратьте дорогое интернет-время и дальше не читайте :-)))))) Приглашаю вас прочесть одно из наших программных произведений – мой трагифарс на сюжет о Нибелунгах «Драконья кровь». http://www.stihi.ru/2003/04/14-171
Свидетельство о публикации №103040901380
Песнь Валькирии
В дни юной весны твоей видела я,
Мой витязь, расцвет твоего бытия,
Любуясь тобою, заботясь, любя,
От бед и скорбей я хранила тебя.
Я белою лебедью в море плыла —
От бури губящей корабль твой блюла;
Неслышно, незримо паря над тобой,
Тебя провожала я радостно в бой.
Блюдя беззаботную юность твою,
Не раз храбреца я спасала в бою:
Не раз отклоняла я вражье копьё
И недругу в грудь направляла твоё.
Когда же настал предназначенный срок,
И смерть тебе рек неминуемый рок —
Тому, чей удел я при жизни блюла —
Скорейшую, лучшую смерть я дала.
Ты полчища вражьи победно разбил;
В очах твоих был торжествующий пыл,
Вскричал ты, ликуя: «Победа, друзья!..» —
В тот миг мой удар нанесла тебе я.
Твой взор отуманила смертная мгла.
Но бережно павшего я подняла.
И в высь тебя мчу я, чрез зыбь облаков,
В Валгаллу, мой витязь! в обитель богов.[27]
(Перевод С.Свириденко из Ф.Дана)
Подробности см. здесь:
http://www.stihi.ru/2004/01/30-92
Григорий Ганзбург 05.02.2004 04:34 Заявить о нарушении
С уважением,
Анна Новомлинская 06.02.2004 04:46 Заявить о нарушении