Интервью с натальей воронцовой-юрьевой

НАТАЛЬЯ ВОРОНЦОВА-ЮРЬЕВА: каждый должен заниматься своим делом, мужчина воспевать женщину, а женщина воспевать себя!



Это не была любовь с первого взгляда. Скорее со второго (за третий-то я ручаюсь).
Не заметить ее было невозможно. Не попытаться заговорить ну никакой мочи. Попробовать обратить на себя внимание? Да-да, конечно! Обратить на себя внимание такой женщины, как Наталья Воронцова-Юрьева, да еще завладеть этим вниманием на какое-то время, в начале нашего знакомства я даже и не мечтал об этом.


Павел Самсонов: Какую историю вы поведали бы мне, сиди я сейчас напротив вас с кислющим видом и поглядывая на часы (а вам-то так надо произвести на меня суперпотрясающее впечатление, уж больно интервью с собой хочется опубликованным увидеть), чтобы я свою кислоту поменял на широко открытый (до идиотизма широко)рот?

Наталья Воронцова-Юрьева: Вот так сразу, да? Ну, если бы вы сидели напротив меня с таким видом, вы бы недолго сидели напротив меня. Я бы ушла. Я не люблю намеренно производить суперпотрясающие впечатление, даже если от этого зависит интервью.

 П.С.: Воронцова-Юрьева это псевдоним или фамилия? Кого в вас больше, первой или второй?

НВЮ: Странный интерес к моей фамилии. А если бы она звучала как Самсонова-Иванова, вы бы тоже ею заинтересовались?

П.С.: Честно говоря, да. Но на ответе настаивать не буду. А как вы относитесь к прозвищу НВЮ?

НВЮ: Это аббревиатура, удобное сокращение. Отношусь совершенно нормально.

П.С.: Вряд ли на сайте найдется автор, который не хочет быть номинированным на конкурс. И все-таки рискну предположить, что особую радость доставит автору,если имя номинатора будет вашим. Вы достаточно редко пользуетесь своим правом номинатора, и я считаю, что это правильно. Для вас существуют какие-то критерии? Что происходит перед тем, как вы нажимаете на кнопочку?

НВЮ: Думаю, моя значимость вами преувеличена. Есть немало людей, которым вообще наплевать на меня. Я имею право номинировать лишь три произведения в месяц, но, вы правы, даже и это количество я не всегда использую. Критерии у меня те же,что и у других: грамотность, оригинальность подачи. Глагольные рифмы меня не пугают, а вот стихи, в которых нет ничего, кроме высосанных из пальца красот и заумных конструкций, меня раздражают, потому что это мошенничество, расчет на то, что мне не захочется чувствовать себя идиоткой, и уж я постараюсь найти здесь ну просто самый глубокий смысл. Иногда такие стихи удивляют, даже поражают, знаете, как рисунки сумасшедших или собирающая аншлаги какая-нибудь усатая баба в старорежимном цирке. Но и только.

П.С.: Вечный вопрос: мужская поэзия, женская. Что, действительно есть разница?

НВЮ: Не знаю. Кто-то утверждает, что разница заложена изначально в восприятии первичного материала. Может, в этом что-то и есть. Знаю только, что хороших поэтов-мужчин несравнимо больше, чем поэтов-женщин.

П.С.: А мне на сайте больше нравятся как раз поэты-женщины. Но те их стихи, которые скорее бесполые. Вы можете по стихам определить пол автора?

НВЮ: Если вам нравятся, как вы выразились, бесполые стихи поэтов-женщин, то не все ли вам равно, что поэт женщина? Пол вряд ли смогу определить, если в стихах не содержится определенных окончаний. Но если стихи хорошие, всегда изначально предполагаю, что автор мужчина.

П.С.: Любовная лирика. Автору-мужчине ничего не стоит описать дивную шею, нежные плечи, упругую грудь… Автор-женщина чаще избегает описания мужской красоты. Что, внешность мужчины не столь важна?

НВЮ: Разумеется, мужчина не менее красив. Но, опять же, чтобы женщине действительно, по-настоящему воспеть мужчину, ей нужен талант, это во-первых. А во-вторых, природные женские качества типа самообожания и соперничества на ниве красоты просто вовремя ее останавливают :)) А вообще каждый должен заниматься своим делом: мужчина воспевать женщину, а женщина себя :))

П.С.: Чтобы написать хорошую любовную лирику, обязательно быть влюбленным или достаточно воображения?

НВЮ: Надо перестать быть влюбленным. Эмоции вредят интеллекту, в данном случае он не может качественно обработать чувственный материал. Меня умиляют реплики типа , у меня плохие стихи, но зато от души или как вам не стыдно, эти стихи написаны кровью моего сердца, а вы находите в них недостатки . Так вот, считаю,что стихи должны быть написаны от ума и авторучкой. Потому что любое творчество - это продукт интеллектуального труда, который должно быть не стыдно продать.

П.С.: “Поэт в России больше, чем поэт”. По-моему, после Высоцкого эта крылатая фраза перестала быть актуальной.

НВЮ: И слава богу. Хотя влияния хорошей поэзии на сознание никто не отменял. Я,например, могу хоть сто раз на дню рыдать и ныть, что вот, дескать, как у нас все плохо и в подъезде не убирают, и в магазине хамят, и воруют, и унижают, но стоит мне прочитать талантливый стих о родине, как неизвестно откуда ну такая гордость за нее накатит, что впору флаг в руки и на баррикады.

П.С.: Вне всякого сомнения, писать стихи куда проще, чем прозу. С другой стороны, ценителей поэзии несравненно меньше. И тем не менее, были времена, когда к трехтомнику Лермонтова или Тютчева давали в нагрузку прозу, пусть не Толстого или Чехова, а Первенцева или Бабаевского, но все же. А что происходит сейчас на рынке, если вы в курсе? Поэзия в цене?

НВЮ: Господи, Павел, вы меня поражаете… Откуда вы знаете про Бабаевского?! Это же Древняя Русь. Ну хорошо. Давайте говорить о рынке. Поэзия это продукт.Продукт должен быть востребован и его нужно уметь продать. Кроме того, ценность продукта определяется еще и такой характеристикой, как его редкость. Сейчас же хорошая поэзия не редкость. Фраза “поэт в России больше, чем поэт” была брэндом этого продукта в советские времена, легендой марки, называться поэтом было престижно, разрешенных к печати поэтов было мало, и читать стихи, иметь их у себя дома, соответственно, тоже было престижно, можно было смело позиционировать себя интеллигентным человеком. Так что поэзия в списке общечеловеческих ценностей заняла свое место. А стихи писать да, я с вами согласна, намного проще, чем прозу. Стихи это соло, партия, фрагмент. Проза же сродни опере, в которой ты все: и оркестр, и певец, и партитура, и дирижер.

П.С.: Литература книжная и электронная. Возможно между ними острое соперничество? Насколько сильны, по-вашему, интернетовские поэты-писатели? Это серьезно? Или все-таки пустая порода, выхлоп графоманского газа?

НВЮ: Выхлопов хватает везде и в интернете, и в издательствах, и в союзах. Не думаю, что кто-то победит. Печатная литература прекрасно дополняет интернетовский вариант, и наоборот. Поэт из интернета спит и видит, как бы напечататься, а изданный поэт вовсю рекламирует себя в интернете. Все правильно.

П.С.: Вы сказали как-то, что первым критерием хороших стихов для вас является такое понятие, как “интересно” . Что же может вас заинтересовать?

НВЮ: Это легко определить по моим рецензиям и номинациям. Хотя бывает, что стих мне нравится, но я ничего не пишу автору. Как и в обратном случае, впрочем.Нравится многое и разное. Скажу умно: хорошее произведение это материализация некой одновременно отрицательно и положительно заряженной энергетической гармонии с преобладанием личности автора над личностью читателя путем насильственного погружения последнего в состояние восторга. Импульс может сильным или слабым, но если он есть, его нельзя не почувствовать.

П.С.: Существует для вас такое понятие, как эпатаж? Ваши стихи “Бывшая любовница Воронцовой” , “Гей-бар” , “Лекция перед оргазмом” ведь не эпатаж.

НВЮ: Откуда вы знаете? :)) Нет, не эпатаж в принципе, это не было с моей стороны какой-то там скандальной выходкой. К их написанию меня подвигли совсем другие причины. Но если рассматривать их явление как нарушение общепринятых норм и правил, то в этом смысле да, эпатаж. Хотя… ничего уж такого особенного я в них не вижу. Такие эмоции существуют, им подвержены все. Терпеть не могу нравоучительное жеманство, дешевую скромность и фальшивую нравственность.

П.С.: Вы любите похулиганить? В творчестве, конечно.

НВЮ: Я люблю играть. И не только в творчестве. Жизнь ежедневно состоит из сотен обыденных, уже надоевших своим бесконечным однообразием мелких событий. Мне скучно изо дня в день просто вставать, просто завтракать, просто заниматься чем-то. Я начинаю развлекать сама себя и включаю в этот процесс тех, кому это тоже нравится.

П.С.: На Стихи.Ру публикуетесь в последнее время редко. Неинтересно стало?

НВЮ: У меня периодически пропадает желание писать стихи. Я не вижу смысла в том,чтобы строчить что ни попадя лишь бы строчить.

П.С.: У мирного стихирянина достаточно прочно перед глазами стоит образ НВЮ, женщины с гордым подбородком, язвительным взглядом и острым язычком. Подчас ваши уничтожающие рецензии приводят в ужас авторов, а яркий, колкий слог не может не вызвать улыбку, а часто и смех. И вдруг читаю: отличный стих. И все. Почитал: стих хороший :)  Что случилось, у вас было отличное настроение? Или лень иногда писать более двух слов? Тогда зачем вы так часто столько энергии тратите на бездарного автора, который вряд ли сделает выводы и улучшит что-то в своих стихах? А вот поощрить интересной умной рецензией одаренного человека не получилось. Что происходит?

НВЮ: Думаю, вы опять преувеличиваете. Досаду, раздражение, злость некоторые мои рецензии наверняка вызывают. Может, в редких случаях и ужас. Но ведь не ужас-ужас :)) Подбородок у меня упрямый, а не гордый, взгляд не язвительный, а ироничный, и вообще я очень добродушный, снисходительный, белый и пушистый человек. Энергию я трачу не на бездарность, а на себя: должна же я от плохих стихов получить хоть какое-то удовольствие? По поводу же отличных стихов оченьчасто больше ничего нельзя сказать, кроме того, что они отличные. Расхваливать хорошие стихи как-то бессмысленно. А поощрять одаренного человека своей похвалой считаю оскорбительным и абсолютно неприемлемым. Я не хвалю, я восхищаюсь.

П.С.: Что такое звукоряд, это понятно. А видеоряд для вас существует? Я,например, часто смотрю на стихи и уже по расположению строчек предугадываю,какого качества чтиво меня ожидает.

НВЮ: Думаю, видеоряд это более широкое понятие, чем расположение строчек :))Думаю, видеоряд это зрительные ассоциации при прочтении. Почти как кино.Конечно, он для меня существует. Как и ощущение, что вот эти стихи я могла бы читать со сцены. Есть даже стихи, которые на письме не так выигрышно смотрятся, но я буквально и слышу и вижу наполняющий их образ, они очень сценичны и тем интересны. Как маленький полновесный спектакль.

П.С.: Какой подарок мог бы повергнуть вас в трепет (восторг, обморок…)?

НВЮ: Что считать подарком, конечно. Если из материального, то, пожалуй, в трепет меня может привести хороший альбом с репродукциями Дали. Вообще люблю книги.Однажды я продала некой певице свою песню, не ожидая от нее никаких чудес. Судя по ее репертуару, это была обыкновенная певица с неплохими вокальными данными, и только. И вот настал момент, когда она привезла мне пилотный диск. С ужасом в душе я приготовилась слушать, заранее изобразив на лице отчаянный восторг.Потому что очень противно наблюдать, как кто-то уродует твой продукт. Тем более, когда ты сам пел эту песню и знаешь о ней все. То, что я услышала, меня потрясло. Это было что-то другое, совсем не похожее на мое, с совершенно другими акцентами чужой удивительный голос рассказал моими словами совершенно не мою историю, о которой мне ничего не было известно, и это было прекрасно. Вот этобыл подарок.

П.С.: Вы хорошо поете? Я понял, что вы занимаетесь авторской песней.

НВЮ: Как выразилась одна дама, у меня кабацкий голос. Романсовый. Пою хорошо,нравится не всем. И я занимаюсь не совсем авторской песней. Просто иногда я пишу тексты на заказ. Любые. Какие надо. Хоть глупые.

П.С.: А какие картины висят в вашей квартире?

НВЮ: Нет у меня на стенах картин. Картина требует определенного интерьера, а создание такого интерьера слишком хлопотно. Да и надоедают они, пожалуй. Стало быть, опять хлопоты: снимать, куда-то засовывать... кому-то дарить... :))

П.C.: Ваш тип мужчины?

НВЮ: Однажды я с подругой беседовала как раз на эту тему. Я долго приводила ей примеры разных киноактеров, изо всех сил пытаясь объяснить, чем же они мне все так нравятся. Она мучительно слушала, а потом сказала: "Я поняла. Тебе нравятся цыгане и разбойники" :))

П.С.: Значит, Антонио Бандерас или я - самое то?

НВЮ: Вот так люди и набиваются на комплимент...

П.С.: Но вы делаете комплименты мужчинам?

НВЮ: Конечно. Это очень приятное занятие. Мужчины начинают стесняться, как девушки :))

П.С.: У вас случился роман где-то на юге. Ваши действия: вы забудете имя избранника уже в московском такси или даже на смертном одре не без напряжения, но вымолвите его бледными (но так вам идущими) губами?

НВЮ: Что ж вы все время такие ужасы-то рисуете... То Бабаевский, то смертный одр. Прямо не знаю. Давайте я отвечу вам так: имя избранника я не забуду никогда при любом раскладе. Ко всем моим перечисленным вами недостаткам я еще и злопамятна :))

П.C.: А тип женщины какой нравится?

НВЮ: Тут специфично. Женственные мальчики , если можно так выразиться.

П.C.: Вас можно представить с, например, тяпкой в руке, окучивающей картошку?Или только в милой шляпке, с изящной сумочкой и легкой улыбкой (или строгим взглядом поверх очков, ядовито-надменной…)?

НВЮ: С тяпкой в руке запросто можно представить. Я очень люблю огородную работу.В шляпке тоже не проблема, но я не очень люблю элегантно одеваться. Мне это как-то скучно. Как-то все равно. Терпеть не могу таскаться по всей Москве в погоне за шмоткой, а потом еще и бесконечно примеривать все это дело. А потом еще нервически рыскать в шкафу в поисках каких-нибудь сочетаемых блузок, которые все время оказываются невыглаженными или их не оказывается нигде, хотя кроме как здесь им и быть-то негде. Со строгим взглядом?.. Ну не знаю, не знаю. Вобщем-то, будет правдой, если я скажу, что я достаточно авторитарна, я даю себе в этом отчет. Но я не "сухарь" со строгим взглядом поверх очков и не деспот с плеткой в руках. Хотя что-то приятное в этом есть :)) Ядовита? Да. Ядовита,капризна, упряма, да и надменна, пожалуй, в определенных обстоятельствах ну что там еще? Но это часто игра. Хотя опять же грань между стервой и игрой в стерву всегда размыта.

П.С.: Как вы разговариваете с чиновником, от которого зависит что-то очень важное?

НВЮ: По обстоятельствам. Могу и послать, и в ноги рухнуть.

П.С.: Можете дать взятку?

НВЮ: В моей стране это не вопрос. К сожалению.

П.С.: А взять?

НВЮ: Смотря за что. Но в принципе могу. Соблазн всегда велик. Всегда и для всех.

П.С.: Вы домоседка? Театралка?

НВЮ: И домоседка, и театралка. Меня надо вытаскивать. Причем от плохого спектакля я получаю не меньшее удовольствие.

П.С.: Что еще, кроме литературы (театра), вас интересует? Вопрос, переходящий в тривиальный: свободное время чем заполняете?

НВЮ: Я его тривиально заполняю. Тем, что под рукой: фильмом, книжкой, сплетнями по телефону, встречами с друзьями. Ничего особенного.

П.С.: Со многими из виртуальных знакомых вы встретились наяву. Было больше разочарований или…?

НВЮ: Паша, ну неужели вы думаете, что я скажу вам правду? Разумеется, было больше очарований. Но если серьезно, то с некоторыми людьми хотелось бы продолжить общение. Хотя последние годы стараюсь особо ни к кому не приближаться. Если кто-то сам, по собственному желанию, никуда от меня не исчезает, то как-то это все само собой плавно переходит в дружбу.

П.С.: Знаете языки? Если бы не русский, на каком с удовольствием послали бы меня за неприятный вопрос? А какой, кстати, вопрос неприятный?

НВЮ: Когда-то почти знала английский. Очень его люблю. А неприятных вопросов не бывает. Есть неприятные люди, с которыми неприятно говорить.

П.С.: Какая ваша реакция на лесть?

НВЮ: Подозрительная. Оцениваю в контексте.

П.С.: Женщина должна быть умной, сильной, пробивной, шагающей по трупам или все-таки слабой, нежной, беспомощной, глуповатой?

НВЮ: Паша, разве вы еще не догадались, что слабых женщин не существует в природе? :)) у каждой свои способы выживания. Шагать по трупам... Умной сильной пробивной совсем ни к чему шагать по чьим-то трупам. А по-настоящему нежная и любящая вряд ли перешагнет. Шагают по трупам прикидывающиеся слабыми и нежными. А нарочно быть глуповатой… да мы и так не особо умны :)) И это наш вечный женский бестселлер :))

П.С. Спасибо, Наташа! :))


Рецензии
Здравствуйте, Павел!
**
Вспомнил!
Когда-то читал. У меня создалось впечатление, что на Стихире с подачи НВЮ существуют "неноминированные авторы"..
Многие бывшие друзья (в том числе и мои) начинают подстраиваться под идеологию пропагандируемую именно в таких интервью. Хотя к НВЮ я отношусь с большой симпатией..
Но вот когда я слышу, что многим совершенно безразлично, кто подумал так или этак, мне становится грустно и печально.
Например, я от утроб.ые не переношу матерные выражения
или их стихотворные намёки, котрые вывели целую плеяду талантоивых стихирянок на бульвар почитания..
У НВЮ - тоньше, но и здесь не избежали эротески..
Я даже как-то написал ей шарж, а потом подумал и убрал
его..Больно фигура видная - обидится..
Хотя, как видно из интервью, ей безразлично, кто о ней как думает..
Как-то И.Бродский спросил у У.Одена: Что он думает о том-то?
И тот ответил: "Он же поэт - хороший сукин сын"..
такая характеристика ни в коей мере не относится ко всем стихирянским поэтам, так как многие на них учатся и эта учёба занимает всю оставшуюся жизнь..
печально в какой-то мере, но неизбежно..
**
Спасибо вам обоим, Павел и Наташа!

Ю.Алтайцев   14.03.2004 20:31     Заявить о нарушении
Прошу прощения, Юра, что не сразу ответил, редко сюда захожу.
Не верьте. Никому не может быть безразличным как о нём думают. Даже если известно, что думающий - записной болван :)

Павел Самсонов   27.03.2004 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.