Диего де ланда майя и христос
..На протяжении многих дней в город Мани, бывшую столицу
могущественной династии Тутуль Ши (Юкатан), свозили со всей страны произведения
древнего искусства народа майя. Особенно отвратительными казались испанцам изображения Пернатого Змея -- Кецалькоатля. Свозили и огромное количество книг. Маленькие,
похожие на гармошки. На каждой странице книги -- удивительные знаки, рядом
с ними рисунки -- уроды с выпученными глазами, фантастические звериные
морды, птицы.
……………………………………………
Монах (Диего де Ланда, францисканец) склоняется над столом и записывает:
"Эти люди употребляли также определенные знаки или буквы, которыми они
записывали в своих книгах свои древние дела и свои науки. Мы нашли у них большое количество книг с этими буквами, и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание".
После смерти Диего де Ланда осталось … "Сообщение о делах в Юкатане".
Что вдохновляло слепого в своем фанатизме францисканца, когда он писал это сочинение? Желание оправдаться? Перед кем? Может, перед собственной совестью... Но, вероятно, ему и в голову не приходило, что книге его суждено будет пережить. века и в будущем помочь изучению той культуры, которую он некогда безжалостно уничтожил.
Паола Утевская. «Слов драгоценные клады»
Когда Диего де Ланда,
Фанатик веры Христовой,
Одной лишь горящей веткой
У майя историю отнял,
Думал ли он, несчастный,
Что он в истории будет
Выше стоять Герострата,
Выше Нерона-тирана?
Первый сжег храм Артемиды,
Второй сжег город, и только…
Куда им тягаться с де Ландой,
Что выжег не храм, не город,
А выжег память народа
О их богах и героях,
О предках, о их культуре,
Что тысячи лет хранилась!
……………………………….
… Много недель в город Мани
Испанцы свозили книги,
В которых история майя
Записана способом тайным,
С помощью знаков бесовских.
И мерзких богов их статУи
С книгами вместе лежали,
Аутодафе ожидая.
Все эти дни в город Мани
Со всей страны приходили
По горным обрывистым тропам
Десятки тысяч индейцев.
Молча они стояли
На узеньких улочках Мани,
Жались к стенам, смотрели,
И всё молчали, молчали…
Вышел на площадь де Ланда.
Монахи поют молитвы,
Пеньем святым отгоняя
Духов богов индейских.
Колоколов удары
Глушат пытаемых крики;
Падают глухо, как стоны,
В толпы индейцев молчащих.
Факел берёт де Ланда,
Рука не дрожит нисколько!
Взмах – и пламя взметнулось
Над целой горой книг и статуй.
Молча стоит францисканец,
Молча стоят индейцы.
Их там десятки тысяч,
Испанцев – лишь малая горстка…
Спокойно уходит де Ланда.
Он сделал святое дело!
Будет вера Христова
Навеки дана индейцам.
Хотя бы даже и силой…
Майя, всё так же молча,
Всю ночь у костра стояли.
А утром пустым был город.
Даже брат Франсиско Тораль,
Епископ всего Юкатана,
Вынужден был де Ланду
Арестовать, и отправить,
За власти своей превышенье,
Домой, в Испанию, в ссылку,
На суд святых отцов церкви.
И церковь его оправдала!
Так почему же де Ланда,
Юкатана новый епископ,
Сидит по ночам, в своей келье,
Пишет своё «Сообщение
О делах в Юкатане»?
Зачем он, сжегший все книги,
Пишет историю майя
Так, как её он запомнил?
Зачем он вновь вспоминает
Всё, что он знает о майя,
О их обычаях, жизни,
О их богах и героях,
О предках, о их культуре.
Может, замучила совесть?
Или ему голос Бога
Велел исправить ошибку?
А может, он снова видит
Ряды неподвижных индейцев,
Бесстрастное лиц выраженье,
Как у их идолов древних,
Блеск чёрных глаз раскосых,
И это молчанье… Молчанье!!!
Их были десятки тысяч,
А нас, испанцев, две сотни…
Никто не узнает причины
Того, что седой де Ланда
Всё пишет и пишет упорно,
Ночами сидит, вспоминает…
Это его «Сообщение…» -
- единственное, что осталось
От всей истории майя,
Которую он уничтожил.
Индейцы тогда смолчали,
Молчат они и поныне.
Только остатки тех знаний,
Тех мифов, легенд и гимнов,
Передаются изустно
Все эти долгие годы.
Передают их тайно,
Как дон Хуан - Кастанеде…
А надписи древних храмов
С трудом, но читают сегодня…
20.02.03
Свидетельство о публикации №103022001237
Посмотрите статьи о МезоАмерике, там на празднества избирали (!) самых красивых и достойных юношей и девушек для жертвопроношения. Это помимо пленных.
Мораль - вещь относительная! Каннибалы не видели в поедании врага или даже умерших родственников (и такое имело место) ничего предосудительного. А сожжение еретиков в средние века? И прочие европейские обычаи (пытки, казни) лучше? Да и в Библии немало примеров человеческих жертвоприношений. Мораль изменчива, как мода или дамы...
Д.Лавров 16.06.2009 14:10 Заявить о нарушении