Русская Татьянка - что это?
Скорее всего эти вопросы промелькнут у Вас в голове в первую очередь. Постараюсь на них ответить, но ответ, как водится начну с конца - «Зачем?!»
Ни для кого не секрет, что в настоящее время поэзия (в дальнейшем, термином поэзия, я буду обозначать «нашу» часть, т.е. «Русскую поэзию» а, в частности сетевую) переживает те же катаклизмы, что и наша великая многострадальная страна и наша, не менее великая и многострадальная экономика. Огромная масса ООО, ЧП и ПБОЮЛ корпит и творит на необъятных просторах нашей Родины. Творят с душой и сердцем, терпением и упорством, нередко - с талантом.
И затем вся эта неисчислимая рукотворная масса нажатием одной кнопки сливается в бездонные коммуникации Ине-та, где активно перемешивается, бурлит, пенится и, наконец, выплёскивается на наши немеркнущие в ночи экраны.
Разобраться в этом потоке – непросто, а может и не нужно. Каждый выбирает, то что ему нравится: женские стансы, метафизические - изыски в стиле Бродского, поэтические рулады о бесконечности пикников и конечности водки и пива и, просто - хорошие стихи.
- Так, так. Значит этот господин – умнее всех - будет всех учить и поучать, что хорошо, что плохо и т.д. – скажите Вы.
- Никого не собираюсь учить, а тем более судить, - это дело критиков и, пардон, шизиков.
Цель и смысл моей идеи абсолютно понятен и прозрачен, а потому, сразу переходим к делу:
Оговорюсь - «Русская Татьянка» – многим, а может и не очень многим - не понравится, покажется низовым, примитивным, мелким, ненужным и вообще – блажью. Это их право. У каждого – свой вкус, свои пристрастия. Но есть одно что-то, отличающее его(этотстиль) от других и, делающего его уникальным и неповторимым. Что же это?!
- В стиле Русская Татьянка – совершенно невозможна - ПОДДЕЛКА.
Невозможны все эти клоны из псевдо, а-ля, как-бы и т.п.. Точнее говоря, всё это, конечно возможно, но – увы - отличие Р.Т. от подделки настолько несоразмерно, что любая фальш будет - сразу же обнаружена и выявлена, как нечто совершенно чужеродное, так же легко, как из стада оленей легко выделить, допустим, собак, его охраняющих.
- Но разве такое возможно?
- Оказывается Да, и мы попробуем это доказать.
Так что же это за Русская Татьянка?
Итак – приступаем:
Давайте договоримся - берём всё только «настоящее» - НАТУРАЛЬНОЕ.
Что в истоке Русской поэзии? – былины, песни, пословицы, поговорки и – частушки! – низовой жанр, народный. Но ведь у народа нет ничего «ненатурального». Итак, от Русской поэзии берём частушки, более крупное у нас и не поместится и, сразу, – на Восток!
Любимые нынче на Руси – «танка» и «хокку» - образцы духовности и естественности.
От частушек берём Строй - 4 строки, рифмы – обязательные и неожиданные, юмор, целостность, яркость, образность, мелодичность, гармоничность, певучесть, меткость, завершённость и, обязательно – свежесть – мысли и образов, новизну и НАТУРАЛЬНОСТЬ. Всё остальное – гротеск, мат и т.п. - удаляем.
От танка и хокку – всё, т.е. – внешнюю простоту, при внутренней глубине, красоту звучания, любовь - к природе, животным, растениям, людям, миру, наблюдательность, доброту, лёгкую грусть. Точность выражений и, опять же - НАТУРАЛЬНОСТЬ.
Вот так у нас и получилась - «Русская Татьянка»
Происхождение названия - от японского - «Танка» и русского - «Тальянка» любимого на Руси музыкального инструмента.
Теперь, определившись с прародителями, обозначим основные свойства нашего направления,
Т.е. определим, - каким образом мы будем гарантировать чистоту и незамутнённость нашего источника.
Первое – НАТУРАЛЬНОСТЬ.
Русская Татьянка(далее по тексту – Татьянка) идёт от наблюдения и чувства –
НАСТОЯЩЕГО наблюдения и НАСТОЯЩЕГО чувства. Фальшивые, наносные, искусственные чувства и придумки не принимаются.
Второе – ЦЕЛОСТНОСТЬ.
Татьянка – целый, целостный, единый организм. Это можно сравнить со спектаклем, пьесой, картиной. Как пьесу, картину невозможно разорвать на две половинки, так и Татьянку невозможно расчленить пополам. Верно и обратное – если четверостишие делится на две независимые части, т.е. если к «нижней» половине можно подставить любое другое двустишие или наоборот, - это уже не Татьянка.
Третье – ЗАВЕРШЁННОСТЬ.
Татьянка – по сути маленький спектакль,пьеса на 4-х строчках, с их атрибутами и деталями, вплоть до финала, концовки. Слова – исполняют роль актёров, автор - режиссёр. Причём сюжет имеет обязательную концовку.
Четвёртое – ГАРМОНИЧНОСТЬ.
В Татьянке присутствует, в зависимости от окраски настроения - юмор, лёгкая грусть, красота, наивность, мудрость, лёгкая ирония - но все компоненты – представлены гармонически– ни один из них не должен перевешивать, подавлять, глушить звучание другого.
Пятое – УНИКАЛЬНОСТЬ.
Каждая подлинная Татьянка – уникальна т.е. её настроение, строй, звучание – уникальны, неповторимы. Это свойство позволяет создавать бесконечное число неповторимых произведений.
Шестое – НЕЗАМЕНИМОСТЬ.
В настоящей Татьянке - слова, опять же, как актёры - отобраны после многократных проб и просмотров, именно, те, которые нужны. Лучше, чем с ними – сыграть невозможно, нельзя, без потери качества и заменить одного актёра другим. Нельзя также и завершить пьесу, удалив по ходу, хотя-бы одного актёра-участника .
Седьмое – ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.
Татьянка не может быть некрасивой, необработанной, несовершенной. Красота и совершенство должны присутствовать в каждом подобранном слове и сюжете в целом.
Восьмое – ДОБРОТА
Татьянка будит в человеке добрые, светлые чувства, воспоминания, переживания. Татьянка -не будоражит, не подавлят, не угнетает, а создаёт приятное, приподнятое настроение, погружает в состояние просветления, созерцания, близкое к самосозерцанию, озарению.
Девятое - МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.
Строй Татьянки должен составлять благородное, мелодичное звучание.
Татьянка легко читается, напевается, переводится на музыку.
Десятое – ИСКРЕНОСТЬ.
Татьянка передаёт искренние, пережитые или увиденные - настоящие чувства, подлинные мысли. Попытка изобразить, - а не пережить, сыграть, - а не прочувствовать, выдумать, - а не увидеть оканчиваются неудачей.
Одиннадцатое – ДЕТСКОСТЬ, ЮМОР.
Татьянка несёт в себе детскость: наивность, открытость, стремление всё узнать, понять, попробовать, прочувствовать осмыслить. И, в то же время, в них всегда есть желание поиграть, побаловаться, - не ради чего-то, а просто, - получая удовольствия от процесса.
Двенадцатое – ЗАГАДОЧНОСТЬ
Татьянка, при всей своей внешней простоте - имеет глубинный смысл. Осознаётся он не всегда сразу по прочтению, а позже - спустя время, и не всегда и не всеми. Загадки могут простыми и сложными. Чем больше загадок умещается в одной Татьянке, тем интереснее их находить и разгадывать.
Одно из свойств Татьянок, – они не могут просто так - прийти в голову - в целом, законченном виде. Татьянка создаётся, конструируется – трудом и работой, отливается, вырезается, шлифуется доводится до совершенства. как бывает приходят в голову стихотворные строчки. Татьянка создаётся, но в основе её – движение души, желание высказаться, выразить настроение, красоту окружающего мира, вещей и людей.
Многие стихотворения близки по духу и в целом соответствуют стилю Татьянок, а значит – это действительно натуральный, естественный, органический стиль .
От слов – к делу. С образцами Татьянок можно познакомиться на страницах:
«Лесные Зарисовки»
«Зимние миниатюры»
«Ис –к- Ры»
Если вас привлёк подобный стиль – смелее беритесь за перо и попробуйте – Вы получите истинное удовольствие!
Для скептиков – предлагаю эксперимент : берём – Картошку, Лук, Соль тема – Праздник.
Что у Вас получится? А я – отвечу, что получилось у меня. Адрес – leonidvg@sci.smolensk.ru
До встречи!
Свидетельство о публикации №103012300495