Двери восприятия и футурология культуры
«Человек состоит из того, что я могу назвать Старым Светом личностного сознания, и – по ту сторону широкого моря – несколько областей Нового Света не слишком удаленных Вирджинией и Каролиной личностного подсознания и живущей растительной жизнью души; Дальнего Востока коллективного бессознательного с его флорой символов и племенами аборигенов-архетипов; а на другом берегу ещё одного, более громадного океана в виде страны антиподов повсеместного сознания расположен мир Визионерского переживания.» О.Хаксли «Двери восприятия»
* * *
Законы эстетического восприятия : Олдос Хаксли в книге«Двери восприятия» описывает визионёрские способности человека. С точки зрения науки, интересно ответить на вопрос, является ли данная способность HOMO SAPIENS всего лишь определенной физиологической реакцией на сильные раздражители ( галлюциногенные средства, яркий свет и др. ) или за этим скрывается нечто большее, некий «ТРЕТИЙ МИР», «чудо обнаженного бытия». Возможно , что способность людей видеть «внутреннее сияние» (Фома Аквинский) окружающих вещей и явлений соответствует не просто бессознательному желанию «больного сознания» постигать сущность сущностей , mysterium tremendum («ужасная тайна» лат. ),но и действующим в этой экзистенциальной реальности законам , хоть это даже всего лишь художественная реальность или «натюрморт с людьми»(О.Хаксли). Как будто природе мало, чтобы человек просто жил и всячески эксплуатировал её всеми возможными и невозможными способами; ей хочется большего : сверхреальности как «божественной данности», которая гипнотизирует и разрушает любые недоразумения идеализмазма и материализма, а в религиозном смысле, обнажает возможности ВЕРЫ. Если это всего лишь наркоманские бредни, то они ( бредни ) удивительно красивые и завораживающие.
Модель «позитивного» визионерского переживания напоминает по О.Хаксли «вознесение к Иной Земле», «искусственный Рай», где «для непереродившихся душ божественный Свет в своем полном блеске может восприниматься только как горение, как очистительный огонь". Современная психология уже давно использует гипноз как способ индивидуальной настройки сознания ; подобное, только не так явно, совершают служители церкви, «вводя» свою паству в религиозный транс. Любой творец , художник , музыкант изобретает свой особый приём(-мы) погружения в творческую стихию , в т.ч. использует и эффекты визионерства, особого «освещения» предметов , как внешнего, так и внутреннего. Многие художники признаются в том , что не они рисуют НЕЧТО , а это НЕЧТО само вырисовывается, проявляется и автоматически руководит рукой и мыслями художника. Как итог : абстракционизм «световых пятен» , раздвоенный символизм современного искусства , которые естественным образом вписываются в контекст развития художественного творчества. Странно , что до сих пор такие понятия , как «резонерство» , «автоматическое письмо», «визионерские переживания» не стали практическими методами , прикладной классикой в художественной мастерской. Получается , что художнику приходится как бы извиняться за то, что он «накурился травы» и, благодаря этому, смог сотворить НЕЧТО выдающееся, «открыть Дверь в стене». С другой стороны , смешит и обратное, когда новое , не всем понятное и сугубо индивидуальное творчество списывается на наркоманские «глюки».
Настоящее искусство в лучшем смысле не боится показаться непопулярным и примитивным. ..Разнообразие направлений и концепций современного искусства – это возможно не только результат эволюционного скачка культурологической «кривой» отражающей во всей пестроте характер и особенности индивидуального и массового мышления и восприятия , но и проявлений действия объективных законов эстетического восприятия , многие из которых ещё полностью не открыты или не сформулированы.
По моему мнению , можно выделить следующие законы эстетического восприятия :
Закон насыщения ( реагирования) : это довольно простой закон , который примерно соответствует народной мудрости «Лучше не доесть , чем переесть». Увеличение сенсорных параметров до «насыщенного раствора» (слишком динамичное действие , яркий цвет , громкий звук , нереальный образ и т.д. ) приводит к рефлексивному торможению / возбуждению при восприятии художественного произведения , и затем ,в зависимости от индивидуального порога физиологической чувствительности, типа ВНД (высшей нервной деятельности), биоэнергетических особенностей, которые могут определять уровень визионерского переживания (чувства) , у человека формируется определенное отношение к воспринимаемому эстетическому предмету-образу : либо его принятие, либо отторжение, неприятие. Олдос Хаксли пишет : «Чем меньше поводов для переживания, тем сильнее само переживание».Но правда заключается и в том , что в современном «перевёрнутом мире», страдающем как«избыточным весом», так и эмоциональной дистрофией, может действовать и другое правило (включается фактор времени-модальности) : чем больше поводов (возможностей) для переживания , тем суммарно повышается сила ( потенциал ) такого переживания, а значит и его визионёрская ценность , пусть ещё фактически-не-в-состоявшемся , актуализированном состоянии.
Средневековые херувимы могут, конечно, находиться в «глубокой неподвижности», «полностью удовлетворенные тем, что существует» (О.Хаксли); но новорожденные ангелы уже не довольствуются только покоем и медитацией, танцуя , неловко задевая друг дружку и быстро исчезая в инфернальных областях; «Всё в мире изменил прогресс. Как быть ? Меняется и бес.» (И.В.Гёте «Фауст» )
Проявления этого закона хорошо заметно на примерах новаторского искусства, которое редко сразу получает одобрительные отзывы и оценки. Но здесь вступает в силу закон привыкания или нейтрализации , после чего большинство людей , особенно поколение, которое выросло на образцах модернового искусства, привыкает к новым эстетическим нормам и параметрам , нейтрализуется эффект отторжимости и …вот мы уже через небольшой промежуток времени получаем классическое произведение, каким бы абсурдным или пикантным оно не казалось по началу. В этой связи , интересно , что для рекламирования какого угодно творения психологически целесообразным (выгодным) будет классический имидж , даже если классикой «здесь и не пахнет».
Закон прогрессии (зависимости ) : Закон прогрессии является следствием двух предыдущих законов, если точнее, их совместного действия. Если прибегнуть к биологической терминологии, то законы насыщения и нейтрализации будут считаться по Дарвину естественным отбором и борьбой за существование, которые воздействуя на весь «генетический» материал воспринимающего сознания, рано или поздно приводят к микро- и макромутациям и к эволюции культуры в целом (В этой связи, интересно было бы рассмотреть вопрос о возможной эволюции визионерских способностей человека см. "Жук в муравейнике" бр. Стругацкие). Увеличивая сознательно или бессознательно диапазон сенсорных параметров и одновременно изменяя их количество ( это выражается ,в частности, в появлении в последнее время и возможно ещё больше в будущем новых видов искусства , которые синтезируют или в первые используют ранее не задействованные репрезентативные системы человеческого организма ) человек в начале «непросто реагирующий» , а в последствии привыкающий к такой прогрессии искусства оказывается в почти физиологической зависимости от количества поступающей в него эстетической информации (образы , импульсы , ритмы и проч.)
Рецепторно-информационное «переедание» снижает порог восприимчивости с одной стороны ( отсюда как следствия, пугающая холодность восприятия, «бездуховность» современного поколения зрителей и поиск сильно действующих «возбудителей» и заменителей-альтернатив привычной повседневности), а с другой , появляется привычка к «большому объему пищи». Если проводить параллели , то те же самые закономерности действуют и при восприятии времени. Эффект футурошока , в следствии которого человек привыкнув к стремительно сменяющимся новациям жизни и новому для него темпу , уже по инерции живет в том потоке меняющейся информации и воспринимает её как норму и что самое главное , как необходимость. Закон прогрессии вынуждает современного человека не обходиться только лишь одним каналом восприятия (вербальным , визуальным , аудиальным или кинестическим ) , но использовать их полифункционально ,производить индивидуальный синтез , растворяться если и не во всем объеме культуры , то во МНОГОМ. Человеку мало уже одного-двух телеканалов , требуется как минимум десять. (цифра выбрана наугад). Здесь проявляется потребность индивидуума в психологическом моделировании (программировании) , в котором эстетический аспект является подобием бумеранга, отражая внешние предметы и образы ВНУТРЬ себя и находя там соответствия со своим бессознательным «уродством» или «красотой».
Визионерство – это естественная способность человека включать мало или совсем неиспользуемые каналы восприятия и их мгновенно перерабатывать и синтезировать в целостные образы и ощущения.
Современная культура в её широчайшем аспекте не просто стимулирует воображение, подчиняясь диктату художественной прогрессии, но и сама творит свой собственный визионёрский опыт и где неважно как будет звучать фраза «искусство для человека» или «искусство для искусства» ; «человек должен сохранить и, если необходимо, усилить свою способность смотреть на мир непосредственно, а не через полупрозрачную среду понятий, которые, искажая, превращают каждый данный факт в чересчур хорошо знакомое подобие какого-нибудь родового ярлыка или объяснительной абстракции»(О.Хаксли).
Закон эволюционного перехода :
Инаковость, о которой пишет О.Хаксли, описывая визионерские пейзажи (максимально удаленные и максимально приближенные по отношению к зрителю) есть по сути нечеловеческая точка зрения на мир. Благодаря визионерскому или любому другому мистическому переживанию , человек чувствует по сравнению с «божественной бесконечностью» всю свою убогость и замкнутость ; «человек теряет своё первенство». Но одновременно прикасаясь к sphaera pyroplastica (принцип жизни , «райское небо»,«небесная субстанция») , «на последней стадии безъэговости появляется «смутное знание» , что ВСЕ ВО ВСЕМ , ВСЁ ЕСТЬ КАЖДОЕ»(О.Хаксли) Как видим, это уже не безысходность «одномерного существования», а двигатель жизни , любого творческого свершения, религиозной философии надежды и условие КРАСОТЫ ( integritas - целостность ,Consonantia – гармония , Claritas – сияние , три условия красоты по Ф.Аквинскому )
Термин «инаковость» применительно к эстетики , таким образом, выступает с одной стороны , как «гарант» красоты , а с другой – диалектический принцип, благодаря которому и развивается сама культура (вместе с человеком и без него). Кантовский «гештальт красоты и гармонии» пребывает в статичном состоянии , вне времени и реального человека , но вот раздается вагнеровское «штормовое предупреждение» и в мире Прекрасного действует неумолимая диалектика отрицания , подражания и становления Нового искусства. ..
В будущем художественную реальность будет воспринимать не нынешнее человеческое сознание , а гипотетический Нечеловек со всеми отсюда вытекающими изменениями в мышлении и восприятии. Но хотя этого гуманоидного существа , сильно похожего на инопланетного монстра, не существует, закон действует уже сейчас. ( К счастью или к сожалению , но законы эволюции невозможно отменить).
Закон эволюционного перехода проявляется, по моему мнению, в следующем :
1. Стремление к овладению и созданию новой “инаковой”, художественной реальности , в которой любое отклонение от ныне существующего канона объявляется правилом и смыслом ,а “уродство” уравнивается по ценности с идеалами “красоты”. Абстрактные понятия становятся менее абстрактными , и , наоборот, высшие человеческие ценности и идеалы теряют “землю под ногами” и превращаются в культурологический SECOND HAND.
2. Избыточный объем информации , который кажется может воспринять только Нечеловек. Как проявление этого закона , к примеру, можно считать распространение ИНТЕРНЕТ-услуг и других «виртуальных» технологий. Процесс «ПОИСКА» может заменить собой «живое» общение и непосредственный визионерский опыт ( «слепое» визионерство ). Как следствие, к проявлениям глобальной компьютеризации можно относиться не только как к технической норме, болезни-мании или новому эволюционному скачку в развитии общества, но и как к самостоятельному , еще не до конца оформившемуся виду искусства , где так же действуют свои особые «интерактивные» законы восприятия и функционирования.
3. Применение и использование уже в настоящее время таких сенсорных параметров , которые не могут быть использованы современным человеком в качестве существующей эстетической ценности. Человек как бы “зашкаливает” , он не знает как реагировать на определенные частоты , ритмы , модели выбора. Иногда кажется , что искусство забыло самого человека , и находится в затяжном абстрактном полете, опираясь исключительно на свою сверхчеловеческую логику и интуицию.
Рано или поздно этот эволюционный переход произойдет и тогда потомки из Будущего будут рассматривать современную культуру так же, как мы изучаем наскальные рисунки пещерного человека…А может она (эта культура ) будет вообще не востребована в нынешнем виде и употреблении ?! Визионерство, таким образом , может быть не просто частным сеансом , а повседневной практикой как будничный поход в кино. Одомашнивание «хищных вещей века» (А. и Б.Стругацкие ) – не только самоцель человека , но и исторический дискурс самих «слов и вещей» (М.Фуко).
Закон индивидуального ритма :
Было бы правильнее назвать его законом индивидуального биоритма. Я опираюсь на изучение биоэнергетики человека и тех процессов , которые им управляют. Странно , что до сих пор никто не синтезировал законы биоэнергетики и эстетики (эстетического восприятия). Этот закон более древний , чем вышеописанные законы , но в наибольшей степени он проявляется в настоящее время.
Удивительно, на мой взгляд ,что О.Хаксли в своей книге умалчивает о музыке и её значении для визионерского опыта. Складывается такое ощущение , что в визионерском мире царит глубокая , почти могильная тишина. А ведь именно музыка еще у древних греков считалась самым “чистым “видом искусства из всех. Именно музыка , не прибегая ни к каким галлюциногенным средствам и за достаточно короткое время, способна довести человека до экстатического состояния , которое с известными оговорками является “окном в другой мир”. Биоэнергетика человека при музыкальном сопровождении работает так , что “мурашки бегают по коже” в буквальном смысле слова.Существует автоматическая возможность визионерского видения при слушании музыки , особенно если она совпадает с индивидуальным биоритмом. Использование определенных трансмелодий , помогающих людям медитировать и релаксировать , стала настолько часто встречаться в иоге , бесконтактном массаже , рейки и других биоэнергетических практиках , что композиторы специально сочиняют медитативную музыку.
Можно уподобить биоэнергетику “музыке тела и души” на бессознательном и сознательном уровнях , а следовательно , можно говорить об индивидуальных законах эстетики , которыми частным образом занимается психология восприятия. Речь идет не о субективно-личностных “идеалах красоты” и их значениях в жизни отдельного человека и всего общества в целом (Примечание: определенная культурная традиция – не есть ли это некий эстетический коллективный биоритм?! Магия племени, которая действует только в пределах данной человеческой популяции или шпенглеровские образы различных эпох-культур как проявления «произрастающего» в данном месте и в данное время биополя ?!), а о закономерностях функционирования нейро-лингвистических механизмов каждого индивидуума, например , резонанс , диссонанс , сублимация , поляризация , «зашкаливание» и др., в результате действия которых , получаем всё многообразие творческого процесса и «зрительских реакций».
Тема индивидуального ритма настолько обширна , что я остановлюсь только на тех моментах , которые непосредственно касаются восприятия эстетической реальности.
Эволюция музыки :
Чтобы лучше понять действие закона индивидуального ритма , проследим за тем, как зарождалась музыка и преобразовывалась уже в музыкальное искусство со всеми возможными индивидуальными ритмами и музыкальными жанрами.
Древний человек в океане природных шумов выбирает упорядоченность языческого , тотемного ритма как звука. Этот «первобытный ритм» подчиняется воле человека , а значит помогает , предохраняет , спасает, защищает от звукового хаоса. Древнему охотнику и собирателю не нужно много вариантов ритма (тогда это будет ритмический хаос , что то же пугает) – достаточно одного , но «чистого» , коллективного , шаманского. Шаман ,таким образом, выступает всего лишь выразителем , проводником , визионером коллективного музыкального произведения, которое исполняется не на музыкальных инструментах ( ими оказываются все предметы, которые помогают отбивать ритм) , а на собственном теле ( танец как обязательный атрибут ритма). Чистая энергия танца-ритма выплескивается наружу , заражает-заряжает окружающих и человек естественным образом (к чему с такой завистью призывают современные биоэнергетические концепции и практики см. Лоуэл «Язык тела») является одновременно зрителем и исполнителем «первобытной симфонии жизни».Действует закон коллективного ритма , но как замещающий индивидуальный ритм.
Греки, первые выделившие музыку среди других муз искусства, выделили и сам звук. Значение ритма конечно сохраняется (языческие литургии, жертвоприношения и т.д.), но чистый звук сам по себе сравним при восприятии с «чистым» ритмом. , «не вместо» , а «ритм внутри самого звука». Человек начинает не просто бороться с природой , а получать от неё наслаждение. Аналогичным образом , пугающий первобытный звук-крик видоизменяется в мелодию , под которую не обязательно танцевать и выкрикивать слова-заклятия , а можно просто получать наслаждение от крика-пения, от слушания других и от услышанного. Происходит дистанцирование исполнителя (творца мелодии) и слушателя этой мелодии, а значит появляется место для оценки , для «суждения» по Канту, которая «свободно выбирается» в соответствии с вступающими в действие законами эстетического восприятия. Диссонанс индивидуального биоритма и звука-мелодии – неприятие , «проклятие богов» , и ,наоборот , резонанс двух составляющих приводит человека в состояние эйфории , своеобразного творческого экстаза , то состояние, которое так боготворила в начале греческая , а позднее западноевропейская христианская культура (отсюда , творец – как проводник Бога на земле, его посланник, орфические мотивы).
Индивидуализация сознания , в данном случае , как процесс эстетического восприятия (исполнителя и слушателя) дополняется индивидуализацией бессознательного биоэнергетического компонента человеческой сущности (материи) и происходит разрастание музыкального поля во всех возможных вариантах и направлениях, синхронизация звука-мелодии и ритма-мелодии в конкретном промежутке времени и как результат получаем в зависимости от времени исполнения весь набор музыкальных форм : от многочасовых опер и ораторий до коротких песен-танцев и музыкальных фрагментов.
В гениальных произведениях эпохи Возрождения не возможно уже вычленить (представить) отдельно звук или ритм – это наивысшая реализация потенциальных возможностей их синтеза : звук-нота-мелодия немыслим (не воспринимаем эстетически) без звука-ритма. Сами композиторы используют приемы диссонанса и резонанса, специальные музыкальные техники (например, соноризм как утолщение звука ), могут варьировать их в одной форме , добиваясь «нового звучания» своих произведений. Некоторые авторы отмечали сходство чисто физических понятий, характеризующих материальную структуру Вселенной (поле, импульс, поток, разряжение и сгущение пространства и др.) с визионерским переживанием. Но именно благодаря музыке эти понятия «звучат». «Поток» Шнитке , «Поле» и «Колебание» Штокхаузена – это уже не только физико-математические термины , это названия произведений современной «космической» музыки.
Если посмотреть «сверху вниз», то кажется , что эволюция музыки от рожденного в немузыкальной доисторической стихии свободного звука и неуправляемой энергии через (благодаря) человека(-у) вернулась , сделав головокружительный круг, обратно к музыкальному хаосу, но за единственным исключением – этот хаос управляем , созидаем, а значит, в любой дисгармонии можно услышать свою индивидуальную ГАРМОНИЮ Космоса, открыть с помощью «скрипичного» ключа ДВЕРЬ собственного визионерского переживания.
Должно быть, в слове «искусственный» всё-таки больше от ИСКУССТВА , чем от искусственности, если под искусством понимать преобразование затемненной реальности в освещенную художественную картину, где даже НИЧТО оказывается НЕЧТО, а физическое время – историческим временем событий и фактов, рождения и смерти, Света и Тьмы.
Но если музыка вернулась , пусть даже в ином качестве, к исходному состоянию, то не значит ли это , что спор между звуком и ритмом закончился в пользу второго ?! Не оказывается ли , таким образом, музыкальный ритм , чем то превосходящим, более востребованным , чем прочие фонемы?
Вернемся снова к книге «Двери восприятия».
О.Хаксли , рассматривая модель визионерского переживания, выделяет драгоценные камни, любые сверкающие предметы и яркие чистые цвета , то есть всё то, что способно вызвать у человека «восхищающую силу разума», настроить на восприятие «особого рода красоты» , «внутреннего мира», в котором «нет ни труда, ни монотонности». «Сверкающие предметы могут напоминать нашему бессознательному о том, чем оно наслаждалось в стране антиподов разума, и эти смутные намеки на жизнь в Иных Мирах столь завораживающи, что мы уделяем меньше внимания сему миру и становимся способными сознательно переживать нечто из того, что подсознательно всегда с нами» (О.Хаксли).
Индивидуальный биоритм не мешает визионерскому переживанию, скорее является его непременным условием. Следовательно, можно говорить не просто о коллективном визионерском опыте, который с такой виртуозностью описывает О.Хаксли, а индивидуальный, единичный, «личный Рай и Ад». Уже разделение на позитивный и негативный визионерские опыты, говорит о том, что существуют специфические настройки сознания и организма в целом на восприятие внешней / внутренней «естьности».
В идеале количеству индивидуальных ритмов должно соответствовать количество музыкальных ритмов-размеров.
Возможно, отсутствие такого ритма человек компенсирует за счет многообразие используемых музыкальных фонем. Популярность какого-либо музыкального жанра в основном всегда определялась большинством , а значит и соответствием с доминирующим, чаще всего встречающимся в данной человеческой популяции биоритмом.
Обвинения современной музыки в её развращающем действии, бездуховности с позиции пританцовывающего визионёра кажутся просто непонятными , а с точки зрения постоянно изменяющейся культуры, несостоятельными.
В визионерском опыте может происходить спор не только между «яркими , чистыми цветами и одноцветными серыми тонами»(О.Хаксли) Естественная конкуренция между разными видами искусства, между цветом и зкуком-ритмом, между статичным изображением и динамичным анимационным рядом.
* * *
Диктат раздвоения. ( по О.Хаксли) : « Возвращение к истоку – не просто символично : это предмет непосредственного переживания Двухстороннего движения.» И далее при визионерском переживании «заход в насыщенную красоту порождает страх, страх распада под давлением реальности более огромной, чем может вынести разум, привыкший жить большую часть времени в уютном мире символов». «На языке теологии этот страх соответствует несовместимости человеческого эгоизма и божественной чистоты, усугубляющейся изолированности человека и бесконечности Бога… Кажется весьма маловероятным, что человечество в целом сможет обходиться без Искусственного Рая».
____________________________________
ЭСТЕТИКА : (определение) Эстетика – теория, определяющая субъективное-прекрасное и социальное-художественное, личное наслаждение и коллективные вознаграждения. (из книги Т.Лири «История будущего» ) Нейросоматическая эстетика.
___________________________________
Из Интернета : «Отныне рок-музыка обязательно сопряжена с оперой, балет с тяжелой поступью сталевара, скрипичный концерт – с негритянским соулом, квантовая механика – с психологией глубин. Если все вернется на круги своя – будет ли это тем же самым ?.. ( «Квантовая психология»)
___________________________________________
2002г / г.СПб /
Свидетельство о публикации №103012000632
Заинтересовала тема коллективных вознаграждений...
А индивидуальные вознаграждения (преимущественно в денежном эквиваленте) там не предусмотрены?))
Сергей Игреков 21.02.2019 11:28 Заявить о нарушении
Зенцов Константин 21.02.2019 12:03 Заявить о нарушении