Погадай, цыганка белокурая...
Погадай по линиям руки –
Предстоит ли вечерами хмурыми
Нам с тобою у Москвы-реки
Повторить под майскими закатами
Декабря сиреневый рассвет…
Расскажи, что видишь… Впрочем, надо ли?
Вдруг судьба опять ответит: "Нет"…
Вдруг умолкнет перебор гитарный,
И в лицо оборванной струной
Холодно пророчество ударит:
- Не с тобой, любимый, не с тобой…
Так давай не будем наших судеб
Узелок пытаться развязать…
Может жизнь у нас отнять, что будет;
Но того, что было – не отнять!
И пускай, как бешеные кони,
Снова мчатся дни через снега –
Буду счастлив... До тех пор, пока
Бережно тепло моей ладони
Нежная хранит твоя рука…
12 января 2003
Свидетельство о публикации №103011200787
Зыбкость стиха Вит Балашова несомненна - в нем присутствует некая опора на события прошлого, но неуверенность в будущем и боязнь его заставляет лирического героя балансировать между уверенностью и безнадежностью, а дням мчаться, подобно бешеным коням, делая настоящее зыбким, а будущее опасным. И вот эта зыбкость момента является предметом рассмотрения автора.
Оксюморон "цыганка белокурая" влечет за собой цепь других оксюморонов: «Повторить под майскими закатами Декабря сиреневый рассвет…», противоречий: «Расскажи, что видишь… Впрочем, надо ли?», противоположных по значению символов: оборванная струна - узелок судеб. Оксюмороны и противоречия подводят к антитезе реального и возможного: «Может жизнь у нас отнять, что будет; Но того, что было - не отнять!» Основной образ - образ женской руки, держащей ладонь мужскую, в начале и конце стихотворения несет разную, и даже противоположную смысловую нагрузку, если можно, конечно, противопоставить глядение (гадание) действию (оберегу). Первое пугает героя, второе превносит в его жизнь покой и счастье. Образ любимой автор выворачивает наизнанку, дает ему двойное освещение: цыганка (скитание) - она же верная возлюбленная (статичность). Ей он протягивает руку для гадания, но не желая слушать пророчеств, предвосхищая процесс гадания, берет ее руку в свою, нейтрализовав безвестность будущего определенностью настоящего. Понятие счастья для героя связано с этимологией этого слова: счастье, значит, сейчас. Риторический статус будущего определенно представляется ему в самых ужасных картинах: разорванная струна ударяет по лицу, кони бешеные тоже грозят гибелью, возможность разлуки - все эти ужасы объясняются мифологичностью сознания героя, не позволяющего открыто называть позитивные атрибуты будущего, дабы не сглазить их, и свободно называть возможные негативные атрибуты, чтобы приготовиться морально к худшему и встретить его, в случае чего, с достоинством. Ни одного утешительного образа в будущем - кроме мифологической подоплеки этого явления есть и философская, фаустовская: как можно дольше сохранить настоящее мгновение - его ладонь в ее руке. Но это тоже достаточно неустойчивый и зыбкий образ, ожидания героя вырисовываются как чистое различие с настоящим. Негативность, как способ движения мысли, сталкивается с желанием остановить движение, мысль, мгновение - и это желание отталкивает ситуацию в прошлое, которое одно только, судя по всему, и имеет ценность.
Ольга Чернорицкая 23.12.2003 17:35 Заявить о нарушении
Погадай по линиям руки -
Предстоит ли вечерами хмурыми
Нам с тобою у Москвы-реки?
Повторить ли майскими закатами
Декабря сиреневый рассвет?
Расскажи, что видишь… Только, надо ли?
Вдруг судьба опять ответит: "Нет"…
-- Это примерный вариант правки начала. Если мой вариант лучше, а распознать сие не составит труда, то стих в целом, в его нынешнем виде, не пригоден к публикации.
Довод: у шахматной задачи есть единственный верный ход, ведущий к победе. Если он упущен, затяжная борьба не сулит выигрыша. Победит Читатель, что скорее всего, и большая удача, если последний окажется критиком.
Kozanostra 24.12.2003 09:17 Заявить о нарушении