Погадай, цыганка белокурая...

Погадай, цыганка белокурая,
Погадай по линиям руки –
Предстоит ли вечерами хмурыми
Нам с тобою у Москвы-реки

Повторить под майскими закатами
Декабря сиреневый рассвет…
Расскажи, что видишь… Впрочем, надо ли?
Вдруг судьба опять ответит: "Нет"…

Вдруг умолкнет перебор гитарный,
И в лицо оборванной струной
Холодно пророчество ударит:
- Не с тобой, любимый, не с тобой…

Так давай не будем наших судеб
Узелок пытаться развязать…
Может жизнь у нас отнять, что будет;
Но того, что было – не отнять!

И пускай, как бешеные кони,
Снова мчатся дни через снега –
Буду счастлив... До тех пор, пока
Бережно тепло моей ладони
Нежная хранит твоя рука…

12 января 2003


Рецензии
Обычно образы используются автором для создания красивостей, оригинальностей. Но есть образы, выполняющие иную роль. Они не придают стиху уверенности, законченности и красивости, но, скорее, указывают на зыбкость, эфемерность, недостроенность как стиха, так и судьбы. Обычно это вполне традиционные метафоры, разрывающие свою собственную парадигму в процессе смыслового развертывания. Например, «линия руки – гитарная струна». У Балашова: разрыв гитарной струны - разрыв в судьбе. Гитарная струна ударяет по щеке, и это ощущается как удар судьбы и, одновременно, как пощечина той же руки. Традиционный образ разорван и разомкнут, позволяя инаковым смыслам входить вглубь себя. Такой инаковостью в данном стихе служит несостоявшееся пророчество. Лирический герой не дает образу дореализоваться, не дает струне разорваться, пророчеству прозвучать (прозвучало не пророчество, а предположение о возможном пророчестве), - и, следовательно, второй элемент образа – разрыв судьбы - как бы пресекается, во всяком случае, именно об этом разрыве он не хочет ничего знать, именно этого разрыва он не хочет. Не дав пророчеству прозвучать, автор входит в область несостоявшегося. Не дав пророчеству прозвучать, клубку судеб развязаться, автор отменяет одно за другим все действия в своем стихе, направленные в будущее. Он отменяет также и традиционные поэтические образы, обессмысливая и обесценивая их. Остается только счастье настоящего момента, зыбкое – без опоры в будущем, без подтверждения пророчеством, без веры лирического героя в возможность его осуществления.

Зыбкость стиха Вит Балашова несомненна - в нем присутствует некая опора на события прошлого, но неуверенность в будущем и боязнь его заставляет лирического героя балансировать между уверенностью и безнадежностью, а дням мчаться, подобно бешеным коням, делая настоящее зыбким, а будущее опасным. И вот эта зыбкость момента является предметом рассмотрения автора.
Оксюморон "цыганка белокурая" влечет за собой цепь других оксюморонов: «Повторить под майскими закатами Декабря сиреневый рассвет…», противоречий: «Расскажи, что видишь… Впрочем, надо ли?», противоположных по значению символов: оборванная струна - узелок судеб. Оксюмороны и противоречия подводят к антитезе реального и возможного: «Может жизнь у нас отнять, что будет; Но того, что было - не отнять!» Основной образ - образ женской руки, держащей ладонь мужскую, в начале и конце стихотворения несет разную, и даже противоположную смысловую нагрузку, если можно, конечно, противопоставить глядение (гадание) действию (оберегу). Первое пугает героя, второе превносит в его жизнь покой и счастье. Образ любимой автор выворачивает наизнанку, дает ему двойное освещение: цыганка (скитание) - она же верная возлюбленная (статичность). Ей он протягивает руку для гадания, но не желая слушать пророчеств, предвосхищая процесс гадания, берет ее руку в свою, нейтрализовав безвестность будущего определенностью настоящего. Понятие счастья для героя связано с этимологией этого слова: счастье, значит, сейчас. Риторический статус будущего определенно представляется ему в самых ужасных картинах: разорванная струна ударяет по лицу, кони бешеные тоже грозят гибелью, возможность разлуки - все эти ужасы объясняются мифологичностью сознания героя, не позволяющего открыто называть позитивные атрибуты будущего, дабы не сглазить их, и свободно называть возможные негативные атрибуты, чтобы приготовиться морально к худшему и встретить его, в случае чего, с достоинством. Ни одного утешительного образа в будущем - кроме мифологической подоплеки этого явления есть и философская, фаустовская: как можно дольше сохранить настоящее мгновение - его ладонь в ее руке. Но это тоже достаточно неустойчивый и зыбкий образ, ожидания героя вырисовываются как чистое различие с настоящим. Негативность, как способ движения мысли, сталкивается с желанием остановить движение, мысль, мгновение - и это желание отталкивает ситуацию в прошлое, которое одно только, судя по всему, и имеет ценность.

Ольга Чернорицкая   23.12.2003 17:35     Заявить о нарушении
Погадай, цыганка белокурая,
Погадай по линиям руки -
Предстоит ли вечерами хмурыми
Нам с тобою у Москвы-реки?

Повторить ли майскими закатами
Декабря сиреневый рассвет?
Расскажи, что видишь… Только, надо ли?
Вдруг судьба опять ответит: "Нет"…


-- Это примерный вариант правки начала. Если мой вариант лучше, а распознать сие не составит труда, то стих в целом, в его нынешнем виде, не пригоден к публикации.
Довод: у шахматной задачи есть единственный верный ход, ведущий к победе. Если он упущен, затяжная борьба не сулит выигрыша. Победит Читатель, что скорее всего, и большая удача, если последний окажется критиком.

Kozanostra   24.12.2003 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.