Комната поэма о дверях

Комната.
         
        поэма о дверях.

                некоторым обитателям
                моего пространства.


        1.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью
Доктор, доктор
Хороший, тебя
Он тоже любит.
Любя больного,
Снова должник
Любого крова.
Доктор без дома,
Его чемоданчик
Кем-то взломан,
Какой-то обманщик
Выучил код
Его операций,
Ходит и пьет,
Прямо в палате.

      2.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью
Доктор, в трамвае
Кондуктор высшего
Сорта, сломает
Любого доктора
Скорой моей
Помощи. Скромно
Несу в телевизор
Все новости, выбор
Программы не мной
Обусловлен: глыбой,
Которой я остановлен.
Бог - глыба
Без гроба,
Вся проба -
Бей бесов.
Так смотрит,
Что в оба:
Как робот.
Всю прессу
Со-держит,
По-дельник.
Пал с треском
Мой понедельник.
Чей выбор
Был верен?
Мой - чёрен,
Твой - смирен.
Мой - падок,
Твой - верен.
Как сладок
Мой пеленг!
Всё слышу,
Все мысли,
Всё ближе
Сигнал чистый.
Слов нету
Сном взятых.
Твои газеты -
Мои автоматы,
Твой шаткий рейтинг-
Мои компроматы.
Волны войн
Переносят куда-то...

      3.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью...
Темные силы,
Или серые,
Или красные,
Очень опасные.
Прямо садятся
Слова неуместные,
Мимо ложатся
Слова важные.
Смысл выключен,
Чуть светится.
Сгинь, выскочи,
Кто мечется
Слов - истина,
Слов - блудие,
Мой издавна
Спор с судьями.
Спор с гением,
Спор с бездарем,
Спор - мнение,
Спор - безднами,
Гул - площади;
Ромб кружится,
Танки, панки
Банки тушёнки,
Каша пшёнка
Соловьи- разбойники
Вороны- москвички.
Мои сновидения
Взяты в кавычки.
Мои попадания
В этом тире -
Тире, запятые,
Знаки внимания,
Всё безразличие -
Или - или:
Или усилие,
Или незнание.

       4.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью...
Комната, в комнате
Дверь за дверью...
Не верю - верю,
Старею - в вечность.
Правит - беспечность,
Корректор - авось.
Тушенка - в авоське.
Я вырос в лоске,
Жил в подвале
И рос обратно,
А на вокзале-
Сливался в пятна.
Купался, клялся
И слался на х...
Зеленый галстук
В лиловых снах.
А в том костюме,
В котором жил,
Когда- то умер
Не мой кумир.
Усатый кучер
Стегал коней.
В навозной куче-
Ну кто скромней?

            5.

Комната, дверь
За дверью доктор.
Доктор, комната,
Дверь, за дверью
Доктор... в лупе
Видать микробы,
В барабанном лупе
Размножены ритмы.
Клон, клонит,
Бьют поклоны.
Боги, кони
Петр и Петька,
Медный всадник-
Мух рассадник.
Усатый кучер
Стегал коней.
В навозной куче -
Ну кто скромней?
В небесной круче
Учел не всё,
Себя измучил:
И-а, осел,
Козел и прочий
Убогий зверь
Целует ночью.
Ему не верь.
И губ бумага
Забрала след.
Твоей помады
В помине нет.
Ты губ не красишь,
Моя Ирен!
(Не это ль имя
Забрало в плен)
Я вырос, Ира,
И мне не быть
Твоим кумиром
И лед рубить,
И ждать свиданья
В ряду суббот.
Пускай не станет
Моих забот,
И краток выдох
Моих поэм,
А каждым вздохом
Себя изъем.
В мозгах не розги,
А эликсир.
И правит в мозге
Безумный мир.
Я был милее-
И обмелел.
Мои затеи
Не видят тел.
А души лучше,
Но так плохи,
Что только кушай
И куй стихи.
И их печатай-
В журналах двух.
Не край початый,
А ухом глух,
А веком скован,
А снегом вех
Уводит слово
В бродильный цех.
Бродит там пиво
И бродит дух,
Совсем не русский,
И морит мух.
Все сио-нисты
Давно не здесь,
Икры зернистой
Уже не съесть.
И рыбки сдохли
В Дунай-реке,
Распустят сопли
В моей руке.

         6.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью
Доктор, слушает
Музыку лунных
Сфер, новых
Эр, лучше
Слушать, как дышат
Мои легкие,
Чем печень
Твоих теорем!
Кошмарный Эдем
Беспробудного Будды,

Целуя Иуду,
Полюбишь еврея.
Я тоже умею
Быть всюду,
А если успею -
И здесь буду.

Ездить со свечкой,
Есть колечки,
Подушечки, пряники,
Пряную музыку.
Сколько вояки
Трясутся ружьями,
Столько овраги
Гордятся лужами.
Здесь - свободно
Там - не очень,
Выучи ноты
Хотя бы к ночи...

Ездить со свечкой
В общем вагоне.
Внутрь крылечка
Несут кони.
Что пожелать
Моей персоне?

Тереш и Ваня
Меня знают.
Тереш и Ваня
Со мной знакомы.
Было зеленым
Моё знамя -
Цвета травы
Летом у  дома.
Кроме комы -
Спазмы, сарказмы,
Миазмы, маразмы,
Рифм много,
Фирм - тоже
Ассоциации
Брачного ложа,
Атласная кожа.
Видели вожжи? -
Классная лажа!

Торгую таблетками,
Нервными клетками,
Финансовый гений
Веселых растений.
Мухи под кайфом
Людей под мухой.
Life is life.
Отдам за полдуха
Свою нескладуху.
Полька-весялуха,
Гонки врассыпуху
"Бешеные псы" -
Отрез уха.
Опять Тарантино,
Та же картина,
Мода; морда
Выглядит гордо:
Наша компания
Всем верховодит.
Мания, мания
Носом водят.
Глупые, глупые
Смотрят в лупу,
Ещё - в микроскоп.
Барабанные лупы
Радуют мозг
Своей пользой,
Сверх-дозой,
Сверх-прозой.
Поэзия лезвия,
Проза занозы,
Разрежь, вытащи,
Стань в позу.
Взбей воздух,
Как сливки
Своим носом,
Рядом - фальшивки,
Женщины денег,
Деньги женщин,
Шуба - веник;
Веник нежен.
Слова играются
Круче нот,
А легче зависти-
Только пот.

     7.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью
Доктор, диктор,
Виктор, победа,
Побег, побеги,
Весна на снеге,
Съём объятий,
Рано вставать,
Доить Бурёнку,
Портить пленку.
Гос. слёзы,
Рос вопросы,
Рос, вырос,
Могилу вырыл,
Вкусил ила,
Жил милой,
Крутил мозгом
И носом.

Накопил злость,
Написал повесть
И собрал в горсть
Не одну новость.
Пиво дорожает
С каждым километром.
Женщина рожает-
Долго, против ветра.
Кесарю - кесарево,
В лес по грибы,
А из леса - гробы...

               8.

Комната, в комнате
Дверь, за дверью
Нарисован
Моррисон:
Сверху донизу,
Снизу доверху.
Ему всё по фигу...

            21-22.02.2000 г.
          вокзал - поезд – вокзал

Комментарии

Поэма была написана по пути на сессию и частично включила в себя впечатления от общего вагона и общения с дилерами фирмы « VISION» Все прочее – сплошная повседневность, пришедшаяся к месту. 

     Я вырос, Ира…: традиционное для многих поэм обращение к героине
     Барабанные лупы: из области электронной музыки; зацикленные ритмические фрагменты на несколько тактов
      Рыбки сдохли в Дунай-реке…: что-то такое стряслось с экологией в эти дни
     Тереш и Ваня: Анатолий Иванович Тереш  и Иван Адольфович  Мурашко; их знают, соответственно, все в Витебске и Гомеле
     Нарисован Моррисон: случайный поворот сюжета; по словам одной критикессы, « рифма ради рифмы»
         


Рецензии
В принципе, ничего нового. Так называемая «описательная поэзия» (я еще называю ее казахской моделью), реализованная в стиле игры словами. Это, знаете, как калейдоскоп – подбираются схожие по размеру, но разноцветные камушки, варьируются в разных сочетаниях, а читатель (да и автор) ищет в этих сочетаниях скрытые смыслы. Что-то напоминает позднего (точнее, «среднего» Вознесенского). Для того, чтобы писать стихи в таком стиле, безусловно необходим талант и особые способности. Я, например, почему-то так не могу – сколько ни пытался, все срываюсь на прозрачность смысла, детализацию деталей и максимально возможное прояснение ассоциаций. Поэтому делать более детальный разбор считаю не вправе. Оговорюсь только, что при данном стиле неизбежны некоторые неровности и неточности (если не сказать больше), так как форма все-таки довлеет над содержанием. Появляются неоправданные и не получающие развития образы (каша пшенка, вороны москвички и т.п.), перестановки слов иногда скрадывают смысл или предлагают его иное прочтение (например, «И губ бумага Забрала след» - я не понял), «безумный мир» вряд ли может править, так как правление предполагает некоторую организацию, которая у безумца отсутствует по определению, и т. д.
Что же до Мориссона, то не понимаю, почему все к нему так прицепились. Я нашел этот портрет абсолютно органичным. В рамках описательной поэмы (где все начинается с описания двери и заканчивается ею – то есть, описание идет по кругу), это вполне оправданный и логичный элемент, деталь. Можно подумать, что если бы на двери висел портрет Нельсона Манделы или Рабиндраната Тагора, автор бы не смог подобрать рифму…
Общее впечатление – понравилось, но немного не мое – я все-таки приверженец более сложных (многостопных) и менее насыщенных образами конструкций.
С уважением, В.Р.

Reonad   20.07.2003 10:20     Заявить о нарушении
Вещь писалась на одном дыхании, почти без купюр.
Вороны-москвички – это из Земфиры.
Губ бумага забрала след = бумага забрала след губ. Неуклюжий пример инверсии, но мне нравится.
Моррисон там случаен и абсолютно закономерен, как теперь я понимаю.

Спасибо!

М.Рубин   20.07.2003 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.