Жертвенный огонь

Разведите жертвенный огонь,
Пусть меня очистит это пламя;
В смерти я найду себе покой,
То, что не смогла сказать словами.

Вы развейте волосы мои
По потокам северного ветра,
Положите на хрусталь Земли,
Пусть меня почувствует планета.

Помолитесь всем своим богам,
Попросите для себя пощады
И развейте нежный фимиам
Над душой без чёрного наряда.


Рецензии
Уважаемая Людмила!
Это стихотворение, по крайней мере, в отличие от тех, что мне удалось прочитать, имеет какой-то строй. Но, на мой взгляд немало шероховатостей:
В первой строфе:
В четвертой строке, очевидно, потерян (не влез по размеру) союз "и".
То есть, "в смерти я найду покой и то, что не смогла сказать". Хотя и здесь логики мало.
А иначе, еще хуже получается. Коряво. С вывертом. Как левой рукой правое ухо чесать.

Вторая строфа:
Трудный для восприятия и не реальный образ: кто-то развевает чьи-то волосы по ветру. Да и "потоки ветра" неоправданное словосочетание. Уж тогда струи ветра. Ибо струя - часть целого, в отличие от потока - он целен сам по себе. Поэтому ветер может состоять из струй, но не из потоков. Из потоков может состоять воздух. А понятие ветер хоть и родственно понятию воздух, но и разительно отлично от него.
Потом.
"хрусталь Земли" - придуманный для необычности оборот. Он абсолютно не оправдан. В данном случае земля берется как планета. На это указывает написание ее с заглавной буквы. Наши космонавты, наблюдая Землю из космоса называли ее по разному: "голубая планета" - как бы превалирующее название. Но ничто не указывает на хрусталь. К чему автор привел такой образ. Надо либо не сказать, либо досказать.
Конечно, автор вправе делать, что ему заблагорассудится со своими образами и строчками. Но пишет-то он, все-таки, не для себя, а для читателя и, хоть поэтому должен придерживаться ДОСТУПНЫХ ВСЕМ понятий.
Можно, конечно, писать про кошку и назвать ее как угодно, ну, допустим, СТАЛЬНАЯ. Но тогда надо пояснить в стихах же почему она стальная! То ли цвет у нее такой, то ли характер твердый, то ли еще чего!
Какие-то гиперболы можно и не пояснять.
Например, про клен, который "утонул в сугробе, заморозил ногу". Потому что каждый знает и видит образ человека, который приподнял замерзшую ногу и стал похож на одноногого.
Или "с кленов листьев медь" тоже оправдано, ибо кленовый осенний лист цвета меди и это знают все.
Красива, но неоправданна четвертая строка этой строфы. Почему это, чтобы планета Вас почувствовала Вас надо обязательно положить на землю?! А если стоите Вы на ней, планета Вас не чувствует?!
И потом, когда Вы просите, чтобы Вас положили "на хрусталь Земли"?
До или после "очищения огнем"?
Если до, то положат не на планету, а на дрова для жертвенного костра.
Если после, то ни положить уже на хрусталь НЕЧЕГО, ни развевать по потокам ветра волос будет нельзя. Будет только пепел.

Третья строфа:
В первой строке слово "всем" воткнуто для сохранения размера. И это видно всем. Это лишнее для смысла слово.
Совершенным открытием и неожиданностью для читателя является Ваша строка вторая! То Вы писали про САМОсожжение и о себе, а тут, вдруг, все читатели должны просить пощады.
Причем, не понятно у кого?! Если у "всех своих богов", то у них просят не пощады, а СПАСЕНИЯ ДУШИ. И это разные понятия.
Не ясно и "нежный фимиам". Почему "нежный"?! Это относится к его запаху? или к самому веществу, как таковому. Опять новшество ради новшества. "Открытие" ради процесса открытия.
Поэты, действительно, порой "открывают" новые слова и их значения. Но это должно быть абсолютно понятно читателю - только тогда имеет право на существование. Пример: Евтушенко применил слово "заумь". И оно вправе существовать, ибо образовано из прилагательного "заумный" и несет ту же смысловую нагрузку.
Неверно и "развейте фимиам". Правильно - "воскурите фимиам". Ибо развеять можно что-то сыпучее. А фимиам в начале комок, после применения - дымок. Ни то, ни другое РАЗВЕЯТЬ нельзя!
Притом, фимиам воскуряют над телом или чем-то материальным. Душа - понятие эфемерное, мнимое, не материальное. Как над ней "развеять фимиам"?!
Оторван от смысла и "черный наряд".
То ли развеять над душой, которая без черного наряда. То ли фимиам должен быть без черного наряда. То ли развевающий фимиам должен быть без черного наряда?! Поди, догадайся!
Все эти недочеты резко снижают художественную ценность Вашего стихотворения и затрудняют его восприятие читателем. Вызывают у читателя вместо удовольствия протестные мысли.
Слова в стихе, как детали мозаичного полотна. Надо найти одно единственное слово, которое ложиться в мозаичную картинку без зазора.
Именно это - адов труд, о котором писал Маяковский: "переберешь сотни тонн словесной руды единого слова ради".
И надо этот труд выполнять на совесть - таков удел поэта.
С благожелательностью,

Матвей Тукалевский   04.03.2007 14:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.