Башня Согласие

«...
4 И сказали они: построим себе город и башню,
  высотою до небес, и сделаем себе имя,
  прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню,
  которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык;
  и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле;
  и они перестали строить город [и башню].
...»



1. Предисловие к проекту.
С тех пор, как языки смешались, общий язык сменила война.
Война один на один, война стенка на стенку, улица на улицу, город на город, народ на народ.
У войны разные лица: война – это искусство, война – явление культуры, война – часть сознания...
Человечество гордится войной – в этой области человек сравнялся с Богом: мановением руки он может стереть с Земли все живое. Война демократична: сильный воюет со слабым, умный воюет с глупым, отец воюет с сыном... Война – квинтэссенция принципа «равенство и братство»: она равно травит живых и она роднит мертвых.
Война парадоксальна – не раз она зарождалась там, где кричали: «Долой войну!».
Война – как чума: если где-то на Земле сохраняется её очаг, то она может вспыхнуть в любом другом месте.
Война – символ единства. В своих фантазиях человечество представляет свое объединение только против условного внешнего врага, только на базе войны: огромное сообщество вида homo sapiens против любого другого вида.
Что, кроме войны,  может объединить homo sapiens, разумного до того момента, когда надо понять другого homo sapiens. Другой веры, другого цвета, другой культуры...
Чтобы понять другого – нужно измениться, а измениться – все равно, что умереть. Легче убить другого или заставить его быть как ты. Тот факт, что все мы принадлежим к одному виду, забывается, как только различия между нами делаются несовместимы.
Что позволит найти общий язык? То, что Земля – наш общий дом? Земля – слишком большое образование, чтобы действительно чувствовать её домом. Необходим зримый, охватываемый глазом, символ общего дома. Может, в наших разных религиях есть общие символы? К примеру, башня до неба, которая строилась, когда люди были едины? Общий язык был потерян, когда прекратили строить башню. Если бы тогда, давно, люди нашли бы общий  язык и достроили бы башню, мир был бы лучше.
Чтобы найти общий язык, чтобы сместить войну с пьедестала, необходимо творение на уровне чуда. Творение, созданное усилиями всего человечества. Башня.


2. Идея башни.
Башня, созданная усилиями всего человечества, чтобы никто не мог сказать: «Вот, это сделал я!», но чтобы каждый знал, что он делал это вместе со всеми. Возведенная на нейтральной территории, чтобы никто не мог сказать: «Это стоит на моей земле!», но чтобы каждый чувствовал, что это и его место. Спаянная из лоскутков всех земных культур и религий, чтобы никто не мог сказать: «Это похоже на меня!», но чтобы каждый видел здесь отражение и своей души.
Башня. Место аттракции, куда съезжаются со всего мира, чтобы увидеть одним разом все культуры Земли. Место, где культуры представлены вместе с их природным, ландшафтным окружением. Представлен определенный социальный и временной срез каждой культуры. Место, где человек сможет войти в любую культуру как ее часть и стать на время другим.
Человек, посетивший башню вторично, найдет, что башня переменилась, что представлены другие временные и социальные срезы культур, изменились пейзажи, изменились люди...
Башня. Место паломничества, центр всех религий, место, где ты близок к небу.
 Визуальный ряд, представляющий любой и каждый народ на Земле, любую и каждую религию на Земле, будет включать себя  и Башню, как один из символов веры и нации, как техническое, научное, культурное достижение каждого народа. В Башне организуются массовые действа, свойственные той или иной культуре: концерты, массовые моления, театрализованные шествия, массовые медитации, карнавалы, спортивные состязания – все, что позволит сформировать эмоциональную связь между Башней и представленными в ней культурами.
Башня. Место, где человечество, этот огромный конгломерат различных культур, изучает само себя.  Для внешней и внутренней коммуникации и ориентации каждая культура создаёт для себя знаковую систему: язык, жаргон, атрибутику, письменность, иерархию, звуковой ряд... Знаковая система культуры является результатом анализа внешней среды, в которой существует данная культура. Человечество не должно и не может развиваться на базе какой-то одной избранной культуры. Основная ценность человечества – это его многоликость. Необходимо сохранять и изучать каждую культуру в контексте всех других культур. Культура, осознающая свое значение и устойчивость в общечеловеческом масштабе, не имеет нужды защищаться перед экспансией другой культуры.
Башня – это место, где человечество будет воспитывать своих будущих лидеров, рожденных в одной культуре, но впитавших в себя с детства ценность всех других культур.
Башня. Место, где происходит взаимообщение культур. Мысль, созданная в одной культуре, не всегда имеет адекватный аналог в другой культуре. Но мысль может быть создана одновременно в нескольких культурах и тогда она будет более приемлема для представителей отличных друг от друга сообществ.
Башня – это место, где человечество самоусовершенствуется. В каждой культуре существуют субкультуры, проповедующие насилие и жестокость. Но если такая субкультура ассоциирует себя с тем, что происходит в Башне, то есть возможность из Башни изменить негативную окраску такой субкультуры.
Башня – модель мира.
3. Модель мира.
Сколько раз человечество бывало охвачено эпидемией идей, поспешная реализация которых приводила к войне и катастрофе! «...Люди гибнут за металл...»? Приятель Фауста был не прав. Люди гибнут за слово! Сознание человека оперирует не объективной, а описанной реальностью,что совсем не одно и тоже! Реальность можно описать бесконечным количеством способов, и ни одно описание не будет похоже на другое, и каждое из них будет похоже на реальность так же, как описание слепцами слона, которого они ощупывают, похоже на самого слона. Реальность беспристрастна и существует в каждый конкретный момент, тогда как ее описание включает в себя прошлое, будущее, обладает эмоциональной окраской и создается в конкретной знаковой системе конкретной культуры. И это описание может оказывать на человека вполне физическое влияние: от сердечного приступа и до «христовых ран».
Мы сами описываем для себя реальность, с которой мы связаны непосредственно. Описание реальности, с которой мы не связаны непосредственно, мы наследуем от различных источников и это описание становится частью нашего сознания. Источник, снабжающий нас описанием, не обязательно правильным и убедительным, дожен быть описан как достоверный.
Описание, сделанное врагом, неверно изначально, вне зависимости от его сути.
Набор «канонизированных» описаний формирует знаковую систему. Все знаковые системы, созданные или обработанные в рамках одного народа, формируют культуру. В каждый определенный отрезок времени в каждой культуре существует доминирующая группа знаковых систем, контролирующая передачу человеку базовых описаний. Среди всего прочего, эта доминирующая группа обеспечивает человека описанием прошлого, соблюдающим честь и достоинство народа, и описанием будущего с определенной эмоциональной окраской (как правило, светлого будущего), возможные помехи на пути достижения будущего, описанием возможного врага и способы его нейтрализации. Надежность источника, описывающего будущее, можно узнать только из описания прошлого, сделанного другими достоверными источниками. Если у большого количества людей  сложится описание доминирующей группы как ненадежный источник, то может произойти замена этой группы целиком или какой-то ее части. Смена доминирующей группы знаковых систем может сопровождаться катаклизмами: создание новой религии, революция, и т. п.
Несмотря на то, что разные культуры описывают будущее по-разному, у нас у всех одно будущее. Несмотря на то, что когда это будущее станет прошлым, оно будет описано по-разному.

4. Местоположение проекта.
На Земле только море вне территориальных вод принадлежит всем и никому. Среди других морей только Средиземное море так обильно, как пену на волнах, плодит на своих берегах цивилизации, порождающие войны, которые смывают породившие их цивилизации обратно в море. У вод Средиземного моря, из которого выходили когда-то разные боги, были созданы три основных монотеистических религии мира. Средиземное море, соединившее кольцом три континента. Кольцом, которое разорвано в одном месте: Гибралтарский пролив. Гибралтарский пролив, сколько раз за историю человечества война переправлялась с одного его берега на другой? Один берег – Европа, другой – Африка. Как разные полюса человечества: разные полюса богатства, разные полюса цветовой гаммы, разные полюса веры... Гибралтарский пролив. Есть ли более уместная точка для символа единства?
Проект предполагается разместить на искусственном острове в Гибралтарском проливе. Мосты соединят остров с Европой и Африкой. Это не только создаст кратчайший сухопутный путь между Европой и Африкой, но и активизирует судоходство во всей акватории Средиземного моря. Каждая страна  сможет оставить живую визитную карточку в столь оживленной точке, что будет способствовать расцвету туризма в отдаленных от Башни государствах.

5. Техническое описание.
Проект состоит из трех цилиндрических объемов  разных диаметров (45, 55 и 60 метров ), связанных одним общим  ядром. Есть два основных типа уровней в каждом цилиндрическом объеме : парковые уровни и технические уровни. Парковые уровни , высотой 20 метров каждый, предназначены для воссоздания пейзажа, архитектуры, экологии и традиций, характерных для  культур, которые представлены на данном парковом уровне.
Технические уровни, высотой 5 метров каждый, предназначены  для несущих конструкций, технических коммуникаций, водных резервуаров, многофункциональных залов и коммерческих площадей. Лестницы, подъемники и пешеходные пандусы соединяют все уровни. Под пандусами предусмотрена подвесная канатная дорога с вагончиками обозрения. Множественное дублирование эвакуационных путей обеспечивает безопасность здания в экстремальной ситуации.
Общая высота здания - 700 метров, общая площадь - около 250,000 квадратных метров.

  6. Предполагаемые стадии реализации.
Для представительства Башни должно быть создано международное юридическое лицо, возможно, под патронажем ООН или ЮНЕСКО. Такое юридическое лицо сможет взять на себя организацию проектной, научной, культурной, финансовой, благотворительной деятельности Башни. Одновременно с этим должен быть организован международный финансовый фонд Башни. Представительство Башни формирует международную группу психологов, социологов, историков, лингвистов, политологов, ученых из всех областей, изучающих человека и общество, для создания программы Башни. На базе этой программы создается проектное задание. Организуется проектная группа архитекторов и инженеров, также международная, чтобы Башня не ассоциировалась с каким-либо конкретным лицом или страной. Строительство сооружения подобного объема и сложности – это реальный стимул промышленности.
 После окончания основной конструкции Башни организуется на основе национальных конкурсов проектирование и строительство экспозиций, представляющих конкретные культуры.
Для режиссеров и сценографов всего мира Башня – это сцена, на которой они творят непрерывное зрелище.
Научная группа Башни работает в контакте со всеми университетами мира. Научная группа Башни инициирует диалог между культурами, исследует эмоциональные особенности каждой культуры при контакте с другой культурой, модулирует прошлые и потенциальные будущие конфликты и помогает найти их решение в диалоге.

  7. Снова Башня.
Победа – это не конец войны: продолжается Варфоломеевская ночь, жив фашизм, не исчезла племенная рознь, не закончен крестовый поход... С уверенностью можно сказать, что завершились Пуннические войны: и Карфаген разрушен, и Рим пал.
Война переходит со словом из поколения в поколение и передает проклятие свое до седьмого колена. Если слово – носитель войны, то нужно сказать другое слово. Сказать его с такого амвона, с такого минарета, чтобы оно было услышано и осознано всеми.


Рецензии