Дихотомия

Снова и снова тебя догоняю, о юность!
Шаг твой стремительный лёгок, порывист, жесток.
Не замечаю, что время ко мне обернулось
Ликом Горгоны, но всё в повторении строк,

Красок и линий, мелодий, аккордов и мыслей
Снова и снова пытаюсь найти новизну.
Словно Ахилл черепаху, за мизером мизер
Я догоняю себя... и в секундах тону.

Время уносит все жизни в безбрежное море.
И за пределом не виден последний предел.
Вновь каменею – memento – у зеркала – mori!
Щит не спасает от тонких ветвящихся стрел.

Юность уходит, неведомый путь продолжая.
Мне вслед за ней? Иль своею дорогой идти?
Но я стою... Ничего ещё не принимаю...
Ветер доносит спонтанно рождённый мотив...


Дихотомия - разделение объема понятия на два соподчиненных класса по формуле исключенного третьего.
1. Медуза Горгона – древнегр. чудовище со взором, превращающим всё живое в камень.
2. В апории Зенона Ахилл никогда не догонит черепаху (дискретное понимание движения).
3. Memento mori лат. "помни о смерти".


Рецензии
Это удивительно - я встретил, в "Дихотомии" текст абсолютно тождественный по смыслу моему стихотворению.

Но судите сами - у Вас:

Юность уходит, неведомый путь продолжая.
Мне вслед за ней? Иль своею дорогой идти?
Но я стою... Ничего ещё не принимаю...

У меня:

...в пространстве все уже и уже степная дорога.
По ней ли шагать мне, сыновние чувства отбросив,
или здесь оставаться? - без голоса тоже живут...

Далее у Вас катрен заканчивается так:
Ветер доносит спонтанно рождённый мотив...

В моем случае мотив несколько детализированный, но тоже извне - над крышей воронами хриплыми каркает осень
и над ближайшим курганом угрюмые тучи плывут.

Далее начинается самое интересное - в примечаниях вы пишите:
Дихотомия - разделение объема понятия на два соподчиненных класса по формуле исключенного третьего.

Исходя из смысла примечания, Вы утверждаете, практически, что не выходите за рамки третьего постулата Аристотеля, который гласит (кратко): или то, или другое - третьего не дано.

Не примите за упрек мое предположение, что в оговоренной ситуации дихотомия может быть и присутствует, но третье здесь не является исключенным. Почему я это утверждаю - потому что вы сами повествуете в вашем стихотворении -

Но я стою... Ничего ещё не принимаю...

То есть в данном конкретном случае вы отказываетесь от экзистенции выбора ("или-или"!). Это значит, что третье не исключено. Так что же здесь происходит с третьим? Оно есть и оно то, что входит в Ваше сердце - оно "спонтанно рожденный мотив", который доносит ветер.

В моем случае третье тоже не исключено - оно: хриплое карканье ворон и течение угрюмых туч над курганом.

Резюме:

В обоих случаях (исходя из смысла стихотворений) выбор происходит вне логики третьего постулата - то есть по формуле абсолютно иной, а именно:

Ни то и ни другое, но третье!

Каркай Икс Сибино   08.11.2002 17:10     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за столь детальный разбор и сопоставление. Действительно, в данном случае работает то, что Веселовский называет "логикой чудесного". То есть формальная логика нарушается трансцендентным и рождается нечто абсолютно новое. Спасибо. При случае, зайду к Вам и почитаю подробнее.

Ирина Сидоренко   09.11.2002 00:26   Заявить о нарушении