Большой разговор новые темы

         НОВЫЕ ТЕМЫ  (реализм)

Но, конечно же, в задачу каждого автора входит не просто новая разработка старых тем, но и создание новых.
Чем для нас велик Пушкин? Не только тем, что он стал родоначальником нового стихосложения – поэт жил на грани двух эпох в литературе – романтизма и реализма. Ему русская литература обязана не только введением новых героев, таких как станционный смотритель или гробовщик. Он ввёл в обиход новые слова, расширил границы поэтической темы, а, следовательно, и границы языка. Пушкин обратил пристальное внимание на творчество народа и не только русского.

Он сумел развить свой талант не сам по себе, а находясь в окружении большой плеяды талантливых современников. Как они повлияли на него, так и он помогал им не только фактом своего существования и творчества, но и практическими советами. Как в своё время Гёте отдал Шиллеру тему баллады "Ивиковы журавли", так и Пушкин дал Гоголю тему «Ревизора» и «Мёртвых душ». Литературу двигают вперёд, прежде всего, авторы, а уж потом приходят теоретики. Но развитие литературы без двух этих категорий людей невозможно. Теперь каждый начинающий автор обязан знать теорию. В этой области сделано очень много важных открытий. Надо как можно чаще обращаться к наследию Аристотеля, Горация, Буало, Белинского или Чернышевского. И тут не следует делать оговорок, что жили они давно, и сейчас многое изменилось. Неправда, рычаг Архимеда помогает нам и до сих пор! Многое, конечно, уточняется, дополняется и расширяется, но суть остаётся. Нам ещё долго будут необходимы мудрые наставления филологов прошлого, кто любил литературу в себе, а не себя в литературе. Да, конечно, многое изменилось, но в лучшую ли сторону? И именно филологи прошлого помогают нам проверять свой ПУТЬ, выбирать самое верное направление.

Не следует забывать и наше недавнее прошлое. Советскую литературу уже невозможно вычеркнуть из рядов мировой литературы вообще! Разве не показательно то, что три советских писателя были удостоены в разное время Нобелевской премии. На пустом месте такие лауреаты не возникают. Некоторые критики пытаются доказать сегодня, что у нас были только авторы, но не было литературы («Новый мир» N 2 1990 г. автор Е.Добренко). Такие рассуждения идут либо от непонимания того, что пишущий говорит (хотя не стоит писать о том, в чём не разбираешься), либо говорится сознательно с целью охаивания советского прошлого. На мой взгляд, это, последнее, является подлостью. Советская, как и русская литература вообще, всегда была образцом для писателей Запада. Этого мы не должны забывать никогда. С честью несли звание советских писателей такие поэты как Маяковский, Твардовский, Исаковский и другие. Поэма Твардовского «Василий Тёркин» была с восторгом принята Буниным, который долгое время враждебно относился к Советскому Союзу. Давайте сейчас вместе вспомним прекрасные стихи Симонова о загранице «Митинг в Канаде».
Я вышел на трибуну в зал,
Мне зал напоминал войну,
А тишина – ту тишину,
Что обрывает первый залп.
Мы были предупреждены,
О том, что первых три ряда
Нас освистать пришли сюда
В знак объявленья нам войны.
Я вышел и увидел их,
Их в трёх рядах, их в двух шагах,
Их – злобных, сытых, молодых,
В плащах, со жвачками в зубах,
В карман – рука, зубов оскал,
Подошвы – на ногу нога…
Так вот оно, лицо врага!
А сзади только чёрный зал,
И я не вижу лиц друзей,
Хотя они, наверно, здесь.
Но их ряды –  там, где темней,
Наверно там, наверно так,
Но пусть хоть их глаза горят,
Чтоб я их видел как маяк!
За третьим рядом полный мрак,
В лицо мне курит первый ряд.
Почувствовав почти ожог,
Шагнув, я начинаю речь.
Её начло – как прыжок
В атаку, чтоб уже не лечь:
– Россия, Сталин, Сталинград! –
Три первые ряда молчат.
Но где-то сзади лёгкий шум,
И, прежде чем пришло на ум,
Через молчащие ряды,
Вдруг как обвал, как вал воды,
Как сдвинувшаяся гора,
Навстречу рушится «ура»!
Уж за полночь,  и далеко
А митинг всё ещё идёт,
И зал встаёт, и зал поёт,
И в зале дышится легко.
А первых три ряда молчат,
Молчат, чтоб не было беды,
Молчат, набравши в рот воды,
Молчат четвёртый час подряд!
…………………………………
Но я конца не рассказал,
А он простой: теперь, когда
Войной грозят нам, я всегда
Припоминаю этот зал.
Зал!
А не первых три ряда.

                1948 г.


Уже приводимые мною  примеры дают некоторое представление о том, что наша литература была не однородной.

Критики нападают на термин «теория бесконфликтности», что в нашем советском обществе нет, якобы, конфликтов. Да, конфликтов между государством и народом у нас не было. Но, безусловно, конфликты в обществе существовали: в семьях, внутри отдельных производственных коллективов. Вспомните хотя бы роман В.Кочетова «Журбины» или пьесу Гельмана «Премия». Разве такие произведения назовёшь бесконфликтными?

Скорее всего, критики недопонимают того очевидного факта, что в советское время понятие «конфликт» видоизменилось и не носило антагонистического характера. Действительно, борьба в указанных произведениях идёт между лучшим и хорошим.
Обратите внимание хотя бы такой факт, что лучшая пьеса Островского «Гроза» совсем или почти совсем не известна на Западе. Западному читателю непонятен конфликт в семье Кабановых. Но этот факт не уменьшает для нас ценности произведения Островского. В разных странах понятие конфликта очень различно, поэтому критикам не стоит делать скоропалительных, непродуманных обобщений и выводов.

Романы могут строиться по самым разнообразным принципам. Романы психологические, приключенческие, любовные и т.д. и все они имеют равное право на существование и внимание читателя, несмотря на то, что конфликта в них может и не быть вовсе. 

Современному автору есть чему поучиться у советских писателей и в показе мирной жизни, и в описании войны. Советская литература была высокоидейной.  Вот чего боятся и не приемлют современные критики. Высокий нравственный идеал человека в литературе сегодня отсутствует, и никакими техническими изысками эту потерю не восполнить. Не может современная беззубая, развлекательная литература воспитать ГРАЖДАНИНА, сплотить и повести за собою НАРОД.  А ведь это необходимо, иначе деградируем и превратимся в стадо, а то и вовсе погибнем.
Понятно, что это вина не только литературы. В нашем разобщённом обществе нет ни главенствующей идеи, ни лидера (человека, партии), способного повести за собой массы, объединить нацию. Подавляющая часть населения как сдурела (извините за грубость), связывая своё счастье на земле с количеством материальных благ! Люди  забывают при этом, что все эти блага так и останутся на земле, ибо лишь нетленные ценности дано нам взять с собой в жизнь вечную.

Ярчайший пример человеческого счастья – жизнь А.Грина.
«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения» – говорил он.
 «Удивлся я, когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжкую жизнь… Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронёс через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку». (К.Паустовский) «Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и этого было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей, ТРЕВОЖАЩИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ ПРИЗЫВОМ К СОВЕРШЕНСТВУ». (К.Паустовский)


Так не будем забывать и мы о необходимости ИСКАТЬ ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ,  и о том,  что  «дорогу осилит идущий».
Вопрос только куда идти: в омут модернизма или на светлый, столетиями проверенный путь реализма.

К сожалению, не все молодые авторы понимают преемственность в литературе в полной мере. Вместо того, чтобы двигать литературный процесс вперёд, они выбирают далеко не самые лучшие образцы из литературы прошлого и продолжают следовать в их русле.   
Необходимо отбросить предубеждение о том, что сегодня в области литературы мы шагнули дальше! Надо вспомнить, что вся наша современная проза и поэзия, все темы, жанры были рождены именно тогда, в далёкие времена Еврипида и Аристофана. Я говорю об этом не со слов других авторов, не из желания поучать, а по собственному опыту знакомства с античной и средневековой литературой. Я сам смеялся над комическими положениями героев Плавта и переживал вместе с Одиссеем. А разве не интересно читать сказки и  эпические произведения различных народов? Сказки Афанасьева и Калевалу, каракалпакский эпос "Сорок девушек" и калмыцкий «Джангр». А перечитайте сборник стихов персидских поэтов "Песни Шираза" и вы почувствуете аромат роз, аромат подлинного искусства поэзии. Вашими друзьями должны стать древнекитайские поэты Ли-Бо и Ду-Фу; средневековые туркменские классики Зелили и Сеиди так же, как они были друзьями при жизни.

До чего велика библиотека мировой литературы, сколько там интересного, волнующего, захватывающего! И всё это – один огромный учебник ПО ТЕОРИИ!  Сколько образцов преемственности знает мировая литература! Вот небольшая цепочка: «Хвастливый воин» Плавта, «Дон Кихот» Сервантеса, «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека, «Василий Тёркин» Твардовского. А сколько Дон Жуанов и Фаустов знает мировая литература! Это ли не ярчайшие примеры преемственности и творческого обогащения образов? Может ли современный писатель пренебречь таким богатством?!
А ведь пренебрегают, увы!


Вся ПРИРОДА наполнена поэзией, её ритмами, её сюжетами. Задача автора не просто выявить всё это: он должен услышать мелодию ритма, почувствовать за ритмом тему – тут просто необходимо искусство перевоплощения! Поэт, даже когда пишет о самом себе, всё же пишет о ком-то другом: о том, что он увидел не глазами, а почувствовал душой, ибо и душа поэта должна быть зрячей. Удивительно, но в жизни бывают моменты, когда кажется, что пишешь не ты сам, а кто-то диктует тебе строки стиха. Тема рождается быстро, вроде бы без всякой работы ума. Но это впечатление обманчиво! На самом деле, чтобы наступило такое мгновение, необходим большой практический опыт, кропотливый, ежедневный труд. В наше время поэт созревает и совершенствуется очень долго. Таковы условия жизни. Литература перестала быть центром внимания всего общества. Процесс созревания поэта нельзя искусственно ускорить или сократить. Можно лишь подсказать, где найти ответы на неизменные вопросы: как писать стихи, как искать сюжеты, как работать над словом и т.д. И всему этому человек посвящает жизнь, как в пословице: век живи, век учись! К сожалению, как я заметил, происходит и обратный процесс – многие молодые поэты страдают самомнением всезнайства.   

Есть немало книг, стихи которых вызывают желание переписать их заново. Это бывает в том случае, когда интересная тема плохо выполнена. Однако, это также один из способов найти тему. Но не такова основная работа автора, то есть,  не переделка чужих огрехов, пусть и талантливо, а создание своей темы, своей дороги в литературе.
Каждый талантливый автор носит внутри себя все те богатства, что созданы человечеством за века своего существования. Поэт должен вмещать в себя то, что носит название "культура". Он обязан УМЕТЬ ОБЩАТЬСЯ с авторами разных веков и народов, а не смотреть на них, как на историю, которую знать интересно, но не всегда обязательно. Нет, поэты прошлого должны стать вашими лучшими друзьями, учителями, помощниками. Говорите с ними, задавайте свои вопросы, ищите у них ответа! Уметь брать из наследия прошлого всё то, что вам необходимо сегодня – большое дело! Не надо считать себя всезнайкой. Даже обладая обширными знаниями и практическим опытом, мы всё же знаем меньше, чем все они взятые вместе! Быть их учеником прилежным, дотошным – большая честь. Учеником таких людей может назвать себя не тот, кто им рабски подражает, а только тот, кто продолжает начатое учителем, кто раздвигает горизонты возможностей литературы, обогащает её.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.