Большой разговор Не надуманные строки
Продолжая разговор о работе поэта, хочу сказать, что собственное творчество не должно становиться для человека самоцелью, закрывая собою жизнь – ему надо видеть всё, что происходит вокруг. Одним из важных факторов для творчества является знакомство с новыми местами и новыми людьми. Автор не должен замыкаться только в местах постоянного проживания. Посмотрите, какую прекрасную поэму написал Твардовский в результате поездки из Москвы во Владивосток ("За далью даль")! Путешествия, чтение и размышления помогают поэту полнее развить творческое воображение – это очень важно.
Я невольно вспомнил сейчас стихотворение из второй книги молодого автора. Он описывает, как приехал на родину и встретился со старыми друзьями. О чём у них завязался разговор? Не о литературе, не о культурной жизни столицы, и не о прошлом, а о том, что теперь поэт получает много денег, ходит по ресторанам, "с девчонкой крутит вечера" (И.Николюкин). Создаётся впечатление, что у автора либо такие скучные друзья (если всё описанное правда). Либо автор не знает, о чём могут говорить с ним друзья (если разговор выдуман).
Чаще всего у молодых бывает интересной первая книга стихов. Но чем легче автор печатается, тем менее критически он относится к своему творчеству, увы. Ещё И.Сельвинский предупреждал о подобной болезни. «Я предупредил вас о тяжёлой профессиональной болезни стихотворцев – аберрации. Человек не умеет взглянуть на свою работу со стороны. Происходит это главным образом от раннего печатания скороспелых произведений».
Не надо торопиться печататься. Надо лишний раз убедиться в том, что всё написанное вами действительно может стать подлинной поэзией, а не её имитацией.
ТЕМЫ (работа поэта)
Темы, темы, темы… Как часто молодым (начинающим) не хватает их, они не знают о чём писать. В них есть какая-то болезненная потребность творчества, а не подлинное вдохновение. Именно из-за неумения найти свою тему, такие авторы начинают пересказывать в стихах историю тех мест, где прошло их детство. Стараются описать всё, что только вспомнят в этой связи. Такие стихи, чаще всего бывают длинными и нудными.
У А.Ахматовой есть интересный стихотворный цикл "Ремесло". Там она касается и того, как находить темы.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как одуванчик у забора
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене….
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
И даже то, что в каждой четвёртой строке этих стихов немного нарушен ритм, не мешает наслаждаться смыслом и формой! Но главное, из-за чего я привёл очень много раз цитировавшиеся строки – показать как самые обыденные вещи (лебеда, одуванчик, запах дёгтя) могут подсказать автору тему прекрасного произведения. Однако, для этого надо обладать очень чуткой, восприимчивой к красоте обыденного душой. Такое дано не каждому. В стихах нельзя обманывать ни себя, ни читателя. Наигранное настроение в любом жанре поэзии всегда выдаст себя. Опытный читатель, знающий жизнь, всегда поймёт, где автор пишет о пережитом, а где надуманное, созданное слабым воображением. Начинающие авторы о многом пишут, не испытав этого, чаще всего поддаваясь моде или вкусам определённых редакторов, зная, что такие стихи попадут в печать безусловно. Это прямой путь к деградации человека как поэта. Ведь в таком случае для человека важно не качество стиха, а честолюбивое желание показать, что он определённая величина в литературе. А возможно и просто чтобы заработать побольше денег, что ещё хуже.
Хочу подчеркнуть, что личный опыт ничем нельзя заменить, и приобретается он не сразу. Длительное время нужно для его накопления и осмысления, ведь человек никогда не может сказать о себе, если он конечно самокритичен, что всё он освоил и всё познал.
И учёба писателя не кончается с окончанием учебного заведения. Там даются только общие сведения, учителя лишь подсказывают и направляют работу ума и души. Но вот, образование получено. Именно с этого момента начинается самое главное – самообразование. Начинается сбор знаний отовсюду и ото всех. Если вы прочли у того или иного автора всего лишь одну-две здравых мысли, будьте и за это ему благодарны. Изучая труды литературоведов, невольно через них знакомишься с десятком разных авторов, мнение или суждение которых цитируются в подобных книгах. Вы сами вряд ли сумеете перечитать их и, главное, найти в ворохе сведений именно эти, самые нужные вам мысли! Таким образом, филологи незаметно знакомят вас с целым миром интересных людей, с их мыслями, с их опытом, и это помогает быстрее двигаться вам самим, потому что даже наиболее талантливые из филологов не знают в отдельности того, что знают они все вместе.
И вот подобные знания, причём в концентрированном виде, с дополнительными разъяснениями, открыты через них каждому любознательному автору. Это не только полезно, но ещё и очень интересно. Впрочем, нельзя всё чтение сводить только к личной сиюминутной пользе. Мы не можем заранее знать, когда и где пригодятся полученные нами сведения, но они обязательно пригодятся, либо в творческой работе, либо в беседе. Кроме того, вы познакомитесь с формой, в которой высказаны те или иные мысли, идеи. Ваш язык обогатится, пополнится память, и в нужную минуту всё непременно всплывёт, даже помимо вашей воли.
Поэзия это не только раздел литературы, но и форма жизни человека. Опыт многих поколений учит, что поэтом человек остаётся до тех пор, пока он умеет смотреть на мир глазами ребёнка, то есть делать для себя и окружающих маленькие открытия, радоваться и удивляться по-детски всему в нашем мире! Никогда не надо считать, что, создав стихи на ту или иную тему, вы к ней уже можете не возвращаться. Нет. Талантливый художник ни за что не скажет, что на данную тему он сказал всё что мог! С годами взгляд на одну и туже вещь, на одно и то же событие, на одно и то же место меняется. Уже одно то, что в истории литературы можно найти массу стихов, описывающих одно и тоже: зиму лето, любовь, грусть, красоты архитектуры (причём написанные разными людьми в одно и тоже время) подтверждают сказанное. И такие стихи очень различны, непохожи по форме. Значит и один автор может на одну и ту же тему создать три-четыре стиха. Важно, чтобы у него была развита фантазия, умение видеть вещь в разных ракурсах. Приведу несколько примеров того, как авторы разных поколений пишут стихи на одну и ту же тему, о временах года. Осень.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницей ручей
Но пруд уже застыл…
Это знаменитое стихотворение Пушкина, ставшее христоматийным. Казалось бы, поэт в таком большом по объёму произведении сумел сказать всё. Но вот он пишет стихи, посвящённые дню открытия лицея:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окрестных гор…
Здесь Пушкин снова говорит о падающих листьях, о холоде. Но как он это делает! Поэт не просто упоминает листья, а даёт им характеристику – багряные. Это уже совсем другая, не похожая на предыдущую, осень. Да и остальные приметы ничем не напоминают первое стихотворение. Автор умеет каждый раз подметить в наступлении осени нечто особенное, несхожее с прежним. У него зоркий глаз, чуткая восприимчивая душа. Он пишет об осени не по воспоминаниям, не по тому, что видел прежде, а только по тем приметам, которые есть в осени сейчас, в данный момент, когда он творит! Конечно, и в прошлую осень бывали пасмурные дни, когда поэт иначе воспринимал окружающее. Но теперь, когда он находится в ссылке, у него совсем иное состояние души. И это тоже ложится отпечатком на строки стиха! И нам важно не просто описание осени. Ведь каждый год деревья сбрасывают листву, чуть раньше или позже, холод приходит в разное время. Нам читателям, важно не это, а то, как состояние природы влияет на состояние души и наоборот. От этого во многом зависит и развитие сюжета. Ведь только через личное восприятие интересно передавать состояние природы. Но надо учитывать ещё и то, что сама природа из года в год меняется. Тогда, когда писалось первое стихотворение, листья на деревьях были обычные, жёлтые, а во втором стихе они уже багряные. Почему поэт отметил именно этот цвет? Видно, багряных листьев оказалось больше, чем листьев другого цвета, и этот цвет несколько оживляет грустное состояние погоды. Тут необходимо учитывать и то, что для Пушкина осень была любимым временем года. "Но с каждой осенью я оживаю вновь".
А вот как описывает осень Некрасов.
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Здесь автору важно не описание самой осени, а просто указание на определённое время года. Осень для него не самоцель, а только фон, на котором развёртывается дальнейший рассказ. Поэтому он ограничивается лаконичным перечислением привычных примет осени: лес обнажился, поля опустели, грачи улетели.
И ещё одна некрасовская осень:
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья пожухнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Совсем не похоже на первое стихотворение! Сколько красок, образов, картин! Поэт восхищается осенью, видит её до тонкостей и умеет это настроение передать нам, читателям. Почему нас тоже волнует такое описание? Не потому, что автор создал картину осени точно, во всех подробностях, нет! Мы ведь тоже видели осень не раз. Задача поэта состоит в том, чтобы пробудить в читателях воспоминание о нужном предмете. Посмотрите на стихи. Всего то даны две приметы осени: лёд неокрепший и листья не успевшие поблёкнуть. А картина осени стоит перед нами как живая! Потому что незаметно для себя читатель дополняет описание сделанное поэтом ещё и собственной фантазией, собственным видением.
Осень дана радостная, красочная. И на этом фоне ярче звучит весь дальнейший рассказ о строительстве железной дороги. Автор показывает природу, возможно, не совсем такой, какой она была на самом деле, но такой, какой она НУЖНА ему в его произведении. Природа поэтом очеловечена – это не просто фон, а одно из действующих лиц.
Невольно вспоминается то, что художники далёкого прошлого никогда не воспринимали природу как самостоятельный жанр живописи. У них не было пейзажной живописи и на картинах. Природа играла роль фона, изображалась условно, и писали её не с натуры. Тут уместно будет вспомнить картину Леонардо да Винчи "Джоконда". Весь пейзаж за спиной девушки написан автором по собственной фантазии. Однако в литературе, пейзаж хотя и играет несколько подсобную роль (одного из действующих лиц), но заметно влияет на судьбу героя, на все дальнейшие события.
Ещё пример. Вот как описывает осень современник Некрасова поэт А.Толстой:
Осень! Опсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там на дне долин
Гроздья ярко-красные вянущих рябин.
Удивительная вещь! Во всех стихах приведённых мною, говорится о падающих листьях, но как по-своему это говорится! Пушкина не спутаешь ни с Некрасовым, ни с Толстым. Осень для Толстого – время грустное, оно соответствует настроению его души. Потому он и замечает, что сад у него бедный. Читатель верит автору и его философскому намёку: проходит ещё одно время года, а вместе с ним и годы жизни человека. Так было прежде, и так будет после.
Никогда тема природы не перестанет волновать душу поэта. И если это истинный талант, то он всегда отыщет свои, не похожие, не сравнимые ни с чем краски для её описания. И именно поэтому никогда нельзя говорить, что тема природы исчерпала себя. Придёт новый автор и найдёт свои приметы и краски, и мы снова будем дивиться бесконечным возможностям человеческой души, богатству воображения и фантазии. И для читателей совсем не важно, читал ли новый автор, тех, кто писал до него. Но самому автору, знакомому с книгами предшественников, невольно захочется посостязаться с ними, проверить свои силы, сказать своё неповторимое, запоминающееся слово. И пусть он не превзойдёт своих предшественников, но уже одно желание сделать что-то по-своему будет и в дальнейшем вести его по этому плодотворному пути. В таком состязании выковывается поэтическое мастерство и стиль автора. И уже за одно это мы должны быть благодарны своим предшественникам.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №102083100175