От рассвета к рассвету

От рассвета к рассвету
На холодном ветру
Отзвенит бабье лето
Паутинками струн.

Не к лицу полнолунье
Этой грустной поре.
Я родился в июне,
А умру в сентябре.

Может кто-то виною
В том, что я невпопад
Вместо летнего зноя
Полюбил листопад.

Этот воздух остывший
И холодный рассвет
Где легко и неслышно
По опавшей листве
 
 В голубую низину
 Беззаботно сойдя
 Заблудился в осинах
 Мой последний сентябрь.

1986г.


Рецензии
Стихотворение Алексея Беляева «От рассвета к рассвету» погружает читателя в мир осенней меланхолии и раздумий о жизни и времени. Образы «бабьего лета» и «холодного ветра» создают атмосферу перехода и прощания — с летом, с юностью, с собой. Автор мастерски использует звукопись и метафоры, чтобы передать чувство неумолимого течения времени, когда яркие моменты сменяются грустью. И именно звукопись играет важную роль в создании целостного впечатления от текста и усиливает его эмоциональную нагрузку. Вот несколько конкретных примеров, которые иллюстрируют этот аспект:
1. Асонанс и аллитерация: В строке «Отзвенит бабье лето Паутинками струн» можно заметить повторение звуков «и» и «т», которые придают строкам мелодичность и создают ощущение легкости. Звук «звенит» сразу вызывает ассоциации с хрустальностью и хрупкостью, а также перекликается с образами музыки и природы, что соответствует теме «бабьего лета».
2. Мягкость и ясность звучания: В строках «Не к лицу полнолунье Этой грустной поре» буквосочетания «н» и «л» создают мягкий звук, который усиливает чувство печали и задумчивости. Резкость звучания слова «грустной» контрастирует с более мелодичными словами, подчеркивая основную эмоциональную нагрузку строки. Это создает эффект резкого перехода от умиротворения к глубокой печали.
3. Ритмическая структура: В строке «Может кто-то виною В том, что я невпопад» автор использует короткие фразы, что делает их более ударными и запоминающимися. Звуки «виною» и «невпопад» создают параллели и рифму, которой не хватает в остальной части жизни лирического героя, подчеркивая его внутреннее смятение.
4. Звуковые образы: Строка «Этот воздух остывший И холодный рассвет» использует контраст между «остывшим» и «холодным», которые не только звучат схоже, но и создают яркий образ зимнего утреннего воздуха. Звукопись помогает передать атмосферу временного холодного периода в жизни, который метафорически перекликается с ощущением одиночества и разочарования.
5. Символика звуков: Окончание стиха «Заблудился в осинах Мой последний сентябрь» создает звук «з», который звучит одновременно трагично и меланхолично, подобно крадущемуся ветру. Это добавляет финальному образу ощущение потери и печали по прошедшему времени.
Таким образом, поэзия Беляева не просто описывает визуальные образы, но и создает живую, звуковую ткань, которая усиливает атмосферу и эмоциональную нагрузку стихотворения. Звукопись в его работе придает особую глубину и многослойность тексту, делая его более выразительным и запоминающимся.
Лирический герой размышляет о своем месте в этом цикле, метафорично связывая рождение и смерть с сезонами.
Строки «Я родился в июне, А умру в сентябре» звучат особенно пронзительно, вызывая глубокие ассоциации с изменчивостью жизни. Искренность и простота языка делают произведение доступным и близким, в то время как философские размышления о природе, времени и внутреннем состоянии погружают читателя в созерцательное настроение. Это стихотворение — истинная находка для любителей поэзии, способное вызвать трепет и задуматься о бренности бытия.

Олег Гуреев 2   29.09.2024 11:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.