Большой разговор Поэтика и эстетика

 ПОЭТИКА  и  ЭСТЕТИКА               

Как человек постигает тайны своего искусства?
Есть несколько способов для этого:
1. Стать учеником какого-нибудь мастера, мнению которого вы доверяете, и получать через него все необходимые знания.
2. Читать всю имеющуюся литературу по интересующему вас вопросу.
3. Самостоятельно – практически –  добиваться необходимого мастерства.

       Способы эти различны и не всегда результативны. Мастер вам сообщает только то, что знает сам, чего сам добился. Конечно, он может в трудную минуту дать совет, помочь, но знать всего по интересующим вас вопросам он не может. Книга имеет больше возможностей в этом плане. Автор книги всегда старается собрать опыт не одного, а многих признанных мастеров. Книга сообщает не только практические сведения, но и говорит об истории данного искусства. Кроме того, в книге может быть список литературы по данному вопросу. Но книга никогда не сможет вам заменить практических занятий, как раз  именно того, что даёт мастер. Поэтому лучше всего сочетать общение с мастером и чтение.
       Третий способ самый непродуктивный. Практика дело хорошее, она прочно закрепляет полученные знания, но она требует слишком много времени для достижения необходимых результатов – вам просто может не хватить жизни для полного познания всех тайн вашего искусства! Ведь искусство родилось не вчера, а прошло большой путь становления, путь поисков, сомнений, ошибок и достижений.  Знать это необходимо, чтобы самому не повторить то же самое. А как узнать об этом, если не пользоваться советами со стороны или из книг? Нужно ли вам проходить весь этот путь  заново? Такой способ обучения хорош для ребёнка, только вступающего в жизнь, но, став взрослым, он уже понимает, где говорят дело, а где просто пустые разговоры, то есть, он уже научился самостоятельному  мышлению.

      Искусство передаётся от человека к человеку и не обязательно лично. Учителями могут стать книги, библиотеки, кинофильмы.
На Востоке ашуги или акыны имели у себя всегда несколько учеников, которым передавали свои знания, навыки. Опыт мастеров никогда не умирает, даже если не записан. Он живёт в его учениках. Так в древней Греции философ Сократ никогда не излагал своего учения в письменной форме, но оно пришло к нам с «Диалогами» Платона. Именно через них мы можем судить, чему и как учил Сократ.
     Человек страстно влюблённый в своё дело, всегда найдёт пути к постижению всех его сокровенных тайн, всех путей ведущих к вершинам мастерства. А в литературе это: чтение, беседы и размышления. Многие поэты или прозаики оставили записки по теории литературы. Аристотель не был писателем, но он оставил труд по филологии под названием «Поэтика». Где разбирает теоретические вопросы античной литературы, ищет закономерности её создания и развития. Многому можно научиться, читая его трактат по риторике.Известный средневековый поэт-сатирик Буало написал книгу «Поэтическое искусство», где попытался создать теорию средневековой литературы.  Много работали в этой области и русские авторы (Квятковский, Тредьяковский, Ломоносов, Буслаев и др). 

Все литературоведческие статьи можно разделить на два вида. В одних автор показывает историю литературы и законы (правила), по которым она развивается. Это действительно научный труд без всякого подвоха. Так писал свою «Поэтику» Аристотель, Тынянов и др. В таких трудах рассматривается не только поэзия, но вся литература в целом и исторические условия, вызвавшие её появление.  Но есть труды, в которых автор хочет как бы доказать правомерность только одного какого-нибудь направления в литературе. Таким трудом как раз и является работа Буало. Он всеми силами старается доказать правомочность существования классицизма с его твёрдыми формами в поэзии и единством места, времени и действия в драматургии.
Именно ко второму виду литературоведения относится и работа Кантемира, в которой он защищает силлабическую систему стихосложения.
Такие труды интересны с точки зрения истории развития теории литературы. Впрочем,  иногда там можно встретить достаточно полезные и верные советы по работе над словом и сюжетом, но в целом они бесперспективны.

         
Человек вообще, а деятель искусства в частности, всегда будет искать новых путей в литературе, всегда будет экспериментировать и не только в смысле содержания.
Будет искать нового, даже забывая, что всё новое это хорошо забытое старое! Посмотрите, в искусстве архитектуры все искания свелись к одному: индустриализации строительства домов, а не к новым формам их  внешнего украшения. Но ведь архитектура, могут мне возразить, искусство прикладное, в нём важно содержание, а не форма. Согласен. Вот и получилось: в современных домах можно жить, но чувствовать духовное удовлетворение нельзя – любоваться-то нечем! А отсюда всевозможные душевные травмы,  люди перестают любить то место, в котором живут. Человек с давних пор привык жить не просто удобно, но и в красивом доме. При строительстве домов соблюдался завет древних зодчих:  строить «как красота и мера подскажут». Как понимать этот завет?
Очень просто, чтобы всё созданное вами не угнетало человека, а было ему соразмерно, радовало душу и глаз – не вредило здоровью. Старинные постройки воспитывали в людях хороший вкус, создавали в душах определённую эстетику. Форма дома, кроме того, несла в себе и вполне конкретную житейскую философию.  К примеру, почему раньше на Востоке носили обувь с загнутыми носами, а крыши дома строили с загнутыми углами? Да чтобы не поранить землю, не нанести ущерба природе, которую азиаты одушевляют, обожествляют.

Человек долгие века жил в ужасающих социальных условиях: рабство, крепостничество, гнёт капитала. Но свою личную жизнь он всегда старался изменить, расцветить.
В литературе этой цели служит форма произведения.  Соблюдая завет предков, и мы должны  литературное произведение создавать как прекрасную постройку. Ведь недаром и в архитектуре и в литературоведении существует сходное понятие АРХИТЕКТОНИКА – общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей.
      Постепенно постигая взаимосвязь таких, казалось бы далёких дисциплин как литература и архитектура, музыка и живопись, мы постепенно научимся находить всё новые и новые возможности для постижения целостной, единой картины построения мира и всё яснее осознавать себя ЧАСТЬЮ этого мира, обязанной соблюдать законы единства и сохранения ЦЕЛОГО.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии