Голубая кровь. драма жизни
Прежде, чем продолжить повествование о поэте Константине Романове, хотелось бы привести притчу из Евангелия от Луки, ибо она, на мой взгляд, наиболее точно отражает то состояние духа, в котором пребывала всю свою жизнь душа Константина Константиновича…
«И вот женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром;
И, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница .
Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был 500 динариев, а другой 50;
Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил.
Он сказал ему: правильно ты рассудил.» (глава 7 стих37-43)
Здесь поясняется вполне естественная ситуация: действительно, если ты должен кому-либо очень много (или очень сильно должен, ведь речь может идти не столько о материальных, сколько о моральных долгах!), то и благодарность твоя простившему твои долги неизмеримо больше благодарности того, кто и должен-то был копейки.
Как же быть тому, чьи долги носят морально-этический характер? Есть ли прощение ему перед Богом? Что должен сделать такой человек, чтобы Бог его вообще простил? Или бездна, разверзшаяся перед ним, абсолютно неотвратима? Вот что говорит об этом Иисус в Евангелии от Луки…
«И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла.
Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги.
А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит.
Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя; иди с миром». (глава 7, стих 44-50)
С той поры, как родиться мне было дано,
Я гуляю себе и брожу, как вино,
И пропившись насквозь, и, скатившись на дно
Ни о чём не жалею как будто бы, но
Закуржавит, заржавит, заржёт, зарычит –
Сумасшедшее сердце в висках застучит...
И привидится то, и припомнится сё,
И причудится, будто и это - не всё...
Я гуляю себе по весёлым стихам.
По несметным, неслыханным, смертным грехам,
По кружалам, кидалам, бомжам и лохам,
По углам, по друзьям, по душам-потрохам,
По небритым щекам со слезой на губе –
Я гуляю себе, я гуляю себе!..
И покуда я вижу, дышу и живу:
Всё, что было со мной, - предо мной наяву.
Возможно ли понять другому муку человека, помнящего всё случившееся в своей жизни, носящего в душе своей весь свой ад земной втайне – без всякой возможности поделить эту нечеловечески трудную ношу с кем либо из живущих на земле?.. «прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит.» Многие грехи простятся тому, кто много страдал, в чьем сердце было много любви…
9 января 1914 года в заснеженном Петербурге на сцене Эрмитажного театра состоялась премьера драмы великого князя Константина Константиновича «Царь Иудейский». Это был плод многолетнего и многотрудного подвига. Больше десятилетия заняла непосредственная работа по изучению евангельской истории . А шел он к этой мысли – всю жизнь. Бессонными ночами поэт голубой крови мучительно размышлял над судьбой Спасителя человечества и… над своей судьбой. Лучшие специалисты России по библейской истории консультировали его, он изучил гигантское количество богословской литературы, накопленной человечеством за ХIХ веков христианства. Великий князь годами кропотливо анализировал древние тексты…
Работа над драмой о последних земных днях, о страданиях и смерти человека по имени Иисус, о чудесном воскрешении Его – именно эта работа стала в последние годы жизни смыслом существования самого Константина Константиновича, тем смыслом, который давал надежду на прощение многого в его далеко непростом прошлом.
Всем сердцем он благодарил Господа, милосердно позволившего ему завершить свой драматический труд… Вскоре, уже в следующем после создания «Царя Иудейского» году, Константин Константинович скончался. В последние мгновения в его сердце были только благодарность Богу и любовь…
Свидетельство о публикации №102080700589
Дорская 10.08.2002 20:14 Заявить о нарушении