Бестужевке

Светлой памяти моей бабушки Гали Сергеевны, а также её родителей


Кружевной воротник, тонкий стан,
Ясный взгляд медалистки –
Мягкий смех, снежный пух на устах,
Ножки стройные быстры.

На катке под оркестр духовой
Ты беспечно и юно
Всё кружишь, а студент за тобой
Наблюдает угрюмо.

Он легко и так бедно одет.
"Ах, Серёженька милый,
Опоздаешь в университет.
Ты не трать свои силы.

О любви говоришь, говоришь
И целуешь мне руки.
Мне чужда деревенская тишь,
Я погибну от скуки".

А потом среди тёмных аллей
Шёпот слышится жаркий:
"Свет мой Клавушка, ты не жалей –
Блеск столиц очень яркий,

Но не греет. Родная пойми –
Нам быть должно с народом,
В том призвание нашей семьи
И обет перед Богом.

Мы учить будем наших детей
В светлых классах крестьянских…
Соглашайся, прошу, поскорей!" –
Новогодние санки

Мчатся в звёздной пыли, смех вдали,
Обещанья и слёзы.
Шёл двенадцатый год, что там ждёт
За дыханьем морозным?

*

Тиф…
Не хватает врачей – лечит сельский учитель.
Мор…
Сотни, тысячи жертв, вы спокойно молчите!

Простыни мокрые жар неохотно снимают –
Муж молодую жену в них ночами качает:

"Милая, только держись, не сдавайся, родная…
Крепки у нас малыши. Но без мамы, не знаю,

Смогут ли выжить они? В этот час не покинь нас".
Горе, невидимо миру, под крышами билось.

*

Умирал учитель молодой,
Он с детьми прощался и женой.
Старшей дочке шёл седьмой годок,
И впервые дан ей был урок:

"Два портрета – мама и отец,
Коих юными забрал Творец.
Лики их, душа моя, храни.
Написал их Репин, друг семьи.
Он большой художник в мире сём.
Непременно помните о нём".

Помолчал и, приоткрыв глаза,
Напоследок близким он сказал:

"Сберегите, милые мои,
Главную реликвию семьи –
Имя свято – сам Андрей Рублёв
Написал икону", – и без слов

Голова откинулась назад…
…Вознеслась душа в небесный сад.

*

Там, где когда-то висели портреты родителей,
Голые гвозди уродливо в стенке торчат.
Шёл девятнадцатый год. В православной обители –
Голод, разруха… И вор беспределом зачат.

Пётр и Мария, тверские князья Колюбакины,
В трепетный час вас застала художника кисть:
Стать и огонь на челах единением схвачены –
Прервана красками ваша счастливая жизнь.

(В творчестве Репина странное есть совпадение:
После того, как напишет он чей-то портрет,
Через два месяца гибнут натурщики гения –
И объясненья тому совпадению нет.)

Месяц… другой… И почили князья Колюбакины,
Пётр и Мария, оставив малютку. И в мир
Вышел Серёженька – музыка и математика,
Звёзды и Клава наполнили вечный эфир!..

Может, безвестные, где-то в музейном хранилище
Эти портреты стоят. А в огромных очах
В них полыхает душа, как в бездонном чистилище,
В жажде покинуть забвенья столетнего мрак.

Пусть воссияет великая наша история!..
Молодцеватый георгиевский кавалер
Пусть на потомков взирает с холста не в прискорбии…
Время героев не кончилось. Русский Гомер*

Не родился ещё. Славные наши фамилии
Золотом вписаны в камни. …И в Храме Христа
Списки российских героев даны в изобилии.
Кровью омытая Русь, ты вовеки чиста!

*

Не плачь. Тяжело это – помнить
Колонию русских сирот.
Дорогу по Ладоге… Гонят
Машины сквозь стужу вперёд

Под лёд. Ночь, отключены фары.
И проруби пасть не видна.
Детишки не ведали кары –
Восполнила это война.

Затих плеск от первой машины…
Второй… третьей… нет на пути.
Четвёртая пала в пучину…
Но пятая – стоп! Не пройти.

Как сердце простого шофёра
Постигло, что пропасть пред ним?…
Икону святого Рублёва
Везли в той машине. Храним

Народ наш? – И в церковь отдали
Сей образ, за всех нас моля.

*

…Ту церковь сожгли иль сломали –
Запуталась в воспоминанье
Седая бабуля моя…


***

А жизнь так мала на излёте!
И в трансцендентальной дали**
Кого за собой позовёте,
Идущие в навь корабли***?

Понять это, может быть, сложно:
Мистический опыт души
Другим передать невозможно –
Ну, как после этого жить?

Нам Слово дано. И стихами
Стучатся друг к другу сердца,
Входя дорогими гостями
Под сень неземного дворца.



* Гомер в "Илиаде" описал конец мифологического времени героев Древней Греции.
** Трансцендентальный (от лат. "выходящий за пределы") – выходящий за сферу ограниченного существования.
*** Навь – у славян мир мёртвых, этимологически связана с лат. navis "корабль" ("неф", "навигация"). В древности именно на кораблях хоронили умерших.


Рецензии
Как будто побывала в детстве и юности своей бабушки, Елены Васильевны. Она с 1901 года рождения. Тоже пришлось пройти сквозь всё, что ей досталось. Понравилось очень. Позвала детей, им прочитала. Слушали так внимательно. Для них то это уже совсем история.
Спасибо, огромное, Ирина!
Всего творческого и дальше!
С симпатией, Нателла.

Магнолия   19.05.2006 20:00     Заявить о нарушении
Дорогая Нателла, спасибо за душевный отзыв! Если Вас интересует история, то думаю, что Вам интересно будет прочитать о русской диаспоре во Франции (её историю рассказала мне подруга). По истечении нескольких лет я думаю, что эти белоэмигранты отправлялись из Севастополя: мне рассказывали, в основном оттуда они уходили. А значит, скорее всего, это были офицеры разбитой армии Врангеля. Во всяком случае история их во Франции меня потрясла, они до сих пор вместе держатся, ведь их предки такой ужас пережили. Так что приглашаю Вас посетить - "Мёрзлая земля" http://www.stihi.ru/2002/11/02-621

С признательностью,
Ирина

Ирина Сидоренко   22.05.2006 08:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.