Воронеж - Ростов
Согласитесь: после того, как вы проехали на машине от Таллинна до Сочи без малого три раза, на карту автомобильных дорог России смотреть спокойно невозможно. Всякий раз карта будто оживает и сопровождается звуками, запахами и картинками из жизни. Между людьми, просматривающими карту, идёт оживлённый разговор, радостная толкотня, возможны кратковременные столконовения. Тогда люди выхватывают друг у друга замусоленные страницы атласа и, не переставая спорить о том, кто, где, когда и сколько проехал, водят пальцами по им одним известным маршрутам и губы их складываются в непонятные для постороннего уха звуки. Такие, к примеру: Но среди тысяч точек на карте есть две заветные. Одна - Воронеж, другая – Ростов. Между ними – ТРАССА. Трасса – мечта.
Лежит, нет, летит она по бескрайним зелёным холмам, среди лугов и полей, мимо извилистых рек и голубых озёр. Именно там, подивляясь отсутствию горизонта и огромности неба, вы понимаете, что имеют ввиду, когда говорят о загадках русской души. Русским духом пахнет именно здесь! Это то, от чего перехватывает горло; уводящая в облака перспектива, от которой учащается пульс. Этого не объяснить словами, по этому надо ЕХАТЬ!
Надо сказать, что легенда об этой трассе как о самой красивой так и осталась легендой, несмотря на то, что проехали мы по ней туда и обратно всего шесть раз. Во сколько бы мы не выезжали, как бы точно не рассчитывали время, основная часть трассы приходилась на ночь. И поскольку ночи в тех краях выколи глаз, большая (и как говорит легенда красивейшая) часть трассы оставалась «за кадром».
На этой трассе особенно хорошо видно «кто есть кто» на дороге. По номерам машин. Бешеные, что называется «без головы» - Москва (77), Ростов (61) и Самара (53). Если ты «сел на хвост» Ростову, знай же: стоит тебе сменить кассету или глотнуть кофе – упустил ты ведущего и мимо уже трое ростовских проскочили.
Вообще, на дороге много интересного, и всё – неожиданно. Например, часу на шестом лёта, когда всё ещё рассветает, водитель начинает ловить глюки. Сестра говорила, что ей мерещились люди, якобы, прячущиеся за деревьями. Копнову казалось, что все встречные фуры едут именно на него. Короче, скучать не придётся.
Отдельного внимания заслуживает такое коварное явление как миражи города Ростова. Двигаясь от Воронежа по трассе М4 часу на третьем-четвёртом ожидайте, что с вершины очередного холма вашему взору откроется захватывающее зрелище: по обеим сторонам трассы раскинулись так называемые огни Ростова.
Это зрелище за всю дорогу от Воронежа будет повторяться раз пять-семь. Особенность огней Ростова в том, что они никогда не приближаются. Точнее, вы никак не можете к ним подъехать. Вы лихорадочно вглядываетесь в синие дорожные знаки с отметками километров, оставшихся до Ростова; узрев там совершенно сумасшедшие цифры, типа Ростов 284, вы начинаете нервно листать атлас и, беспощадно тратя электричество в салоне и мешая этим водителю, вы портите зрение, но самоотверженно доказываете, тыкая пальцем вперёд (на огни Ростова!), что все знаки врут, а Ростов – вот он, рукой подать! И ваш вконец измученный водитель (который говорить уже не может, он только кивает) с вами, естественно, соглашается, он ведь тоже видит, не слепой, манящие ростовские огни!
Миражи Ростова особенно опасны на рассвете, когда стёкла в машине опущены и в салон врываются ну совершенно умопомрачительные запахи южной ночи. Так вот. Рассвет. Увидев по меньшей мере три из семи возможных миражей, вы, потеряв и вновь обретя самообладание, становитесь спокойнее и как-то хитрее что ли. Вы думаете про себя: «Э-э! Хрена я ещё раз поведусь! Знаю я все эти ростовские штучки!» - так примерно вы рассуждаете и хитринки искрятся в ваших глазах. Это – самый опасный момент, потому что, открыв окно, вы глубоко вдохнёте несущийся за окнами ветер, в носу защекочет и вы неожиданно чихнёте. Всё ещё не сдаваясь, вы втянете воздух ещё раз, сильнее, и тут уж вы безошибочно поймёте, что ТАК может пахнуть только донская вода. И вы радостно крикните прямо в ухо водителю, что, мол, вот он - Дон, он где-то здесь, близко! Водитель даст газу и тоже опустит стекло, и следующие пятьдесят (варианты: шестьдесят, семьдесят) километров вы вместе будете вдыхать «запах с Дона», оживлённо делясь впечатлениями. Пролетев эти километры а ста сорока и не встретив по дороге ни Дона, ни какой-либо другой реки, вы «опадёте» и так, помалкивая, поедете дальше...
Легенда – легендой, а, что ни говори, трасса всё-таки заколдованная. Самая великая тайна трассы – её протяжённость. Она никому точно не известна, даже администрациям воронежской и ростовской областей. В этом легко можно убедиться, взглянув на дорожные знаки, что указывают расстояние от Воронежа до Ростова и обратно. Когда выезжаешь из Воронежа, видишь красивый новенький указатель, на котором белым по синему написано Ростов 481. Когда же с краснодарской трасы поворачиваешь на Воронеж, встречаешься глазами со знаком Воронеж 685. Это не ошибка, дорога там одна. Многие десятки лет. Так что зря вы думаете, что всё дело в непроспавшемся водителе.
От Воронежа поначалу идут высоченные непроглядные леса, стеной. Если выехать под вечер, где-то около десяти, леса придутся как раз на полночь. Удивительная по силе картина! «Я и звёзды» называется. Трасса – чёрная, краёв её не видно, узкая, двухполосная, если дождь - то ещё и мокрая. По обеим сторонам от машины, сзади и спереди тоже черно, машин на дороге нет, редкие фуры – не машины, а звери. Вообще, понятно только одно: мы едем, и, поскольку ни в кого и ни во что не врезаемся, едем по трассе, она – под нами, родная!
Счастье, если в зеркале заднего вида замерцает огонёк! Значит, кто-то пристраивается за нами, значит, мы едем верно. Счастье, правда, за несколько минут может превратится в не-счастье. Это случается тогда, когда севший вам на хвост и тоже, видно, ополоумевший от этого ночного гона товарищ с испугу забудет выключить дальний свет. Это вам не дальний от встречного, со встречным вы быстро разминётесь, а вот слепящий дальний свет во все три ваших зеркала, да на полчаса, да в жуткий ливень и без «ведущего» - тут вы и запоёте, и зарыдаете и тихонько забормочите длинный матерный монолог!
Отдельная история с дорожной разметкой. Когда вы поймёте, что отсутствие разделительной полосы - не случайность, а закономерность, ох, как громко и некрасиво вы станете ругаться! Единственно возможными в данной ситуации словами вы за считанные минуты объясните рядом сидящему все основы автовождения и значение разделительной полосы в частности. Приэтом ваше эмоциональное объяснение будет сопровождаться яркими примерами из жизни (в качестве примеров послужат несущиеся навстречу фуры). В финале вашего энергичного выступления штурмана тоже обоймёт справедливая ярость и дальше вы вдвоём станете мучительно искать место на дороге, где, по-вашему, стоило бы нарисовать злосчастную разделительную полосу. Результатом ваших исканий может стать самая настоящая авария, если за вами «хвост» или, того хуже, колонна. (В качестве нелирического отступления очень хочется заметить некоторым властям, которые ответственны за разрисовку трассы М4: ну, не суки вы, а?).
Да ладно, разделительная полоса! Знаете, когда ваш гнев иссякнет? Когда вы махнёте на всё рукой (стукнете по панели / плюнете в окно)? - Когда ясно и отчётливо увидите, что края трасы – две белые ровные полоски – тоже исчезли! Были, да сплыли. Вот тогда-то, собственно, вы можете расслабиться и раскинуть для приветствия руки (в описанных условиях совершенно не требуется держать их на руле). «Здравствуй, - скажете вы, - трасса, так твою бабушку через колено!» - знакомая незнакомка, родная, любимая, единственная, верю, неповторимая, - трасса Воронеж – Ростов!
Продолжение следует...
Много бы я отдала (было бы чего!), чтобы ещё раз по НЕЙ проехать!
Короче, мечта обгоняет жизнь...
Свидетельство о публикации №102071500413