["Диоптра", ч.1 глава 5 "О суетномъ скончанїи вещей мирскихъ"]

[В середине главы:]

Суета мира пагубная, явЪ скончаетъся болЪзньми и печалми. Зрится начало имЪти благо, но см[е]ртїю скончеваетъся. Входъ сладостенъ, и исход болЪзненъ, аще помыслиши, колико множае приносятъ мученїя, паче сластїй, любезно отрЪшишися суетъ и оубЪжиши грЪха, множае паче печали, яже снЪдаетъ твою совЪсть.

Прекратъко есть веселящее,
но (оувы) вЪчно мучащее.
_________________

[Далее в тексте:]

Помысли о кончине нескончаемой и живъ будеши вовЪки. Не зри на сiе что еси, но что будеши посемъ.

Не зри на настоящую красоту,
Но на скончаемую нелЪпоту.
_________________

[Ближе к концу главы:]

На пиршествЪ же Х[ристо]вЪ сопротивно бывает. Идеже начала со собою приносятъ скорби, симъ послЪдуют оутЪшенїя.

Начала мирска тщеты покрївают,
Яже кончины посем отверзают.

И егда рекутъ миръ и оутвержденїе, тогда внезапу прiйдетъ имъ погибель. Конецъ даетъ быти вещемъ. Каковъ конецъ, таковая суть, яже любиши.
___________________

["Диоптра", ч.1 глава 6 "О разсмотренїи скончанїя вещей мирскихъ"]

[В середине главы:]

ГрЪшникъ прогнЪваетъ Б[о]га, и абїе глаголетъ, да быхъ не согрЪшилъ понеже вЪси злобу мира, яко сiе печаль совокупися его сластемъ, почто не знаетъ сему прежде грЪха; но

Яже премудр творит в начинанїи,
Безумен сiя творит в скончанїи,
Премудраго ест преди размышляти,
Буяже не надЪяхъся гл[агол]ати.
_______________________________

Источник: "Диоптра", пер. Виталия, 2-е изд., Евье или Вильно, Братская типография, 1642 (Оригинал. Отдел редкой книги Нац. библ. РБ, 094/166).
______________________________

Три двустишия, помещенные Виталием в 5-й главе, вообще характерны для его поэтического творчества. Далее такие двустишия еще встретятся. Возможно, он стремился таким образом облечь свою мысль в афористичную форму, чтобы она легче запоминалась. Кроме того, я не исключаю, что свои тексты Виталий изначально предназначал для чтения вслух - в этой связи стихотворные фрагменты после большого прозаического куска призваны были сконцентрировать уставшее внимание слушателей. Возможно, они, обобщая прежде сказанное, предназначались для чтения (и заучивания) слушателями сообща вслух для концентрации внимания и лучшего усвоения текста.

Приведенные четыре фрагмента объединяет общая сквозная мысль. Глава 5: Настоящее красиво, но преходяще ("прекратъко веселящее"). Увлечение им приводит к вечным, тяжким мучениям после смерти (к "скончаемой нелепоте"). После смерти вскрывается суета, заложенная в красоте мира. То есть истинны не "начала" (мирское бытие), а "кончины" (смерть). В стихотворном отрывке из гл. 6 эта мысль поясняется: грешник согрешит, а уж потом "в скончанїи" думает. Мудрый же предвидит последствия заранее, "в начинанїи".


Рецензии