Ель

Топор в лесу надсадно ухал.
Всем телом вздрагивала ель.
Лес затаился. И лишь глухо,
Поскольку стар был и несмел,

Лес защищался виновато
Далёким эхом. А топор
Звенел, кряхтел, крыл эхо матом,
Верша смертельный приговор.

Ель, обречённо свесив ветки,
В ответ беспомощно крича,
Уже и вздрагивала редко
Под твёрдым стуком палача.

И, вдруг, неправдой невозвратной
О землю грох-нулась… Затем
Последним эхом гул раскатный
Прошёл. И стихло всё. Совсем.

. . .

И мы уходим... В наше время
Ни вопль, ни крик – не оберег...
Топор-палач – младое племя,
А имя то же: человек.


Рецензии
Опять открыл пять Ваших стихотворений (как Вы думаете - зачем?). Вот это мне понравилось, но есть несколько замечаний.

Первый катрен очень гармоничный технически и в звуке, но у меня возникает внутренний протест параллели лес- старуха, я никогда не смогу принять такого определения для леса.

Во втором катрене замечательные образы, и про защиту леса эхом, и про "крыл"... :) Даже морозцем запахло. Очень рельефно.

В третьем - что "...вздрагивала редко" - красиво, но непонятно, почему редко, должна бы при каждом стуке топора. И (мой личный бзик) - рифма "храня/клоня" - ну очень не катит... Мне режет употреблений одинаковых частей речи в одинаковой форме без особой на то необходимости, и, особенно, глаголов. Слова-то ни в чем не виноваты, но... Это моё мнение и я абсолютно не хочу на эту тему дискуссии, прекрасно знаю все доводы "за" и "против", мой вкус вот такой и спорить бессмысленно.

Последний катрен - провал, на мой взгляд. Сначала читатель получает по голове "...невозвратной", что абсолютно не гармонирует с предыдущим строгим, аскетическим даже изложением, но и за счет этого так же сильным. Затем - мне неясна необходимость разбивки слова "грохнулась" на слога. "гул раскатный" вроде бы ничего, но... Все четыре строки производят впечатление, что автор очень хотел в окончании дать театральный эффект, и усиление "совсем", и вычурность образов и подачи... Не нравится мне последнее четверостишье.

А в целом стихотворение - повторюсь - нравится, есть в нём "изюминка", и свежесть в первых трех четверостишьях и... (можно добавить по вкусу :))

С уважением,

Alexg   01.11.2002 14:24     Заявить о нарушении
Поясню, почему "уже и вздрагивала редко".

В завершающей части рубки (топором, естественно)ствола дерева, удар и "вязнет", и приходится на нижнюю часть ствола, и сама передача по меньшему диаметру остатка ствола ( в месте рубки) существенно слабее передаётся на верхнюю часть дерева. Потому-то ударов, сотрясающих всё дерево становится всё меньше и меньше. Потому и "вздрагивает" дерево "всем телом" реже.

Последнюю строфу оставляю неизменной.
"Неправда невозвратная" - образ не только закончившей свой жизненный путь ели (как и обобщающий смысл всего стихотворения).

Да, конечно, последними строчками подчёркивается наступившая тишина. Совсем наступившая.

Театральный эффект? - Замечательно, если так!

Вроде всё. Катит-некатит рифма? - Ну, не повезло стихотворению с одним (может, далеко не с одним!) читателем.
Может быть, не повезло ему с автором (:?))#.

Всего доброго

.

Владимир О.Сергеев   04.11.2002 16:08   Заявить о нарушении
Прочел.
Так лучше, наверное.
И последний катрен вроде ничего...
От настроения сильно прочтение зависит, конечно.
Вот у вас - два ответа, а как будто разные люди писали.
Тоже настроение разное было, не иначе :)

Alexg   05.11.2002 03:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.